Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

причине силы врага (нас самих).

2. Она есть самая продолжительная победа, потому что окончивается только с жизнью.

3. Она есть самая славная победа, потому что доставляет торжество над миром и самими собою, и увенчивает борцов нетленным венцом.

Крестный путь самый лучший путь, какого только можно желать

«И возьми крест свой» (ср. Лук. 24:26).[522 — Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?]

1. Крест есть кратчайший путь к небу — Иисус Христос Сам прошел им.

2. Крест есть вполне испытанный путь, ибо им прошли все святые.

3. Крест есть вернейший путь.

Потому что крест и страдания служат несомненным признаком, что принадлежат к числу избранных: это — тесные врата, которыми Иисус Христос хочет вести всех нас в царствие небесное.

Сравнение креста с лестницей, виденной патриархом Иаковом

«И возьми крест свой» (ср. Быт. 18:12).[523 — Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.]

1. Крест подобен лестнице, возвышающейся до неба, потому что это единственное средство к восхождению на небо.

2. По этой лестнице нисходят ангелы, чтобы укреплять нас в страданиях, и восходят, чтобы приносить Богу, как благоприятную жертву, страдания и молитвы праведных.

3. На вершине этой лестницы восседает Господь, чтобы поддерживать, ободрять и принимать в объятия Свои тех, кто поднимается по ней.

Против тех, которые отказываются от креста и страданий

«И возми крест свой

1. «Мы не заслужили никаких страданий.»

Но есть ли хотя один человек без греха.

2. «Страдания невыносимы.»

Но их легко переносить, если сравнить с мучениями ада; они, по свидетельству истории, были переносимы лицами всякого пола и возраста, при помощи благодати Божьей.

3. «Мы не можем переносить страданий, когда они приходят со стороны известных людей.»

Источник страданий заключается в мудрости и благости Божией, для которой люди служат только орудием.

4. «Страдания слишком продолжительны.»

Но что можно назвать слишком продолжительным в кратковременной жизни человеческой?

Почему забота о душе должна быть первой нашего заботой?

«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (ст.36)?

1. Потому что для нас нет ничего дороже нас самих.

2. Потому что душа есть основание нашего временного и вечного счастья.

3. Потому что мы имеем только душу, потеря который невознаградима.

4. Потому что душа есть вверенный нам талант, об употреблении которого мы должны дать строгий отчет.

II. АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ. Зачало (311) к Евреям 4:14-5:6

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.

15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,

2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,

3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;

6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Практический очерк содержания рядового чтения

В апостольском чтении третьей недели Великого Поста изображается Иисус Христос, как великий Первосвященник или Архиерей.

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего», говорит апостол (ст.14).

Назначение первосвященника — ходатайствовать перед Богом за людей и приносить за них жертвы для умилостивления Божьего правосудия. Иисус Христос — наш вечный первосвященник, «великий Архиерей» и Ходатай перед Богом о спасении людей. Он для того и «прошёл небеса» и сел одесную Бога Отца, чтобы быть Ходатаем перед Богом за людей (ср. 1 Тим. 2:5).[524 — Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус.]

Его ходатайство, как великого Архиерея, могущественно, потому что Он не только человек, удостоенный особой Божьей милости, но и «Сын Божий», истинный Бог, a ради ходатайства Сына чего не сделает Отец? Поэтому «будем твердо держаться исповедания нашего», будем твердо и непоколебимо хранить веру во всемогущее ходатайство Сына Божьего за нас перед Богом Отцом.

Но иной, быть может, помышляя о божественной славе такого великого Архиерея, не посмеет обратиться к Его ходатайству. Для устранения подобного страха и для ободрения всех верующих, апостол говорит далее, что Иисус Христос есть не только всемогущий, но и всемилостивый Ходатай. «Ибо мы» — продолжает он «имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (ст.15).

Иисус Христос, наш великий Ходатай, есть не только истинный Бог, но и истинный человек, во всем подобный нам, за исключением греха. Живя на земле, как Человек, Он испытал все немощи, неразлучные с естеством человеческим. Он и алкал, и жаждал, и чувствовал скорби, и изнемогал от страданий. Он «искушен» был во всем, познал и испытал все бедствия жизни, «подобно нам», за исключением одного только «греха», который был совершенно чужд Ему.

Таким образом, в лице Иисуса Христа мы имеем такого Ходатая, который может вполне сочувствовать и сострадать нам, a сочувствуя и сострадая может оказать нам свою всесильную помощь во всех наших нуждах. Поэтому «да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (ст.16).

Когда прийдет Сын человеческий во славе своей, тогда Он сядет на престоле славы, чтобы судить живых и мертвых. (2Тим.4:1;[525 — Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:] ср. Псал. 9:5[526 — ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.]). Но пока не настало еще страшного суда, для нас продолжается время благодати. Христос, как великий Архиерей, восседает теперь на престоле благодати, доступ к которому открыт для всех, с верой и покаянием ищущих прощения грехов и благодати, необходимой в настоящее время земной жизни.

Да приступаем же с дерзновением и с полным упованием к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Если же мы теперь не пользуемся временем благодати и не приступаем к престолу благодати, то приступим некогда к престолу суда, с которого праведный Судья воздаст каждому по делам его (Мат. 16:27).[527 — бо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.]

Чтобы еще более поощрить всякого обращаться к ходатайству всеблагого Архиерея, Иисуса Христа, апостол изображает далее отличительные свойства архиерейского или первосвященнического служения. «Ибо всякий первосвященник», говорит он, «из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи» (5:1). Ветхозаветный первосвященник по закону избирался из людей, a не из ангелов, и поставлялся на служение Богу, чтобы приносить умилостивительные дары и жертвы за грехи, — почему избирался из людей? Для того, чтобы «снисходить», иметь сострадание к «невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью» (ст.2). «И посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах» (ст.3).

Таким образом, отличительным свойством ветхозаветных первосвященников, служивших прообразом вечного Архиерея, Иисуса Христа, было то, что они, по самому званию своему обязаны были ходатайствовать перед Богом за народ, и как лица, избираемые из людей, a не из высших существ, сами причастны были немощам человеческим и, следовательно, тем с большим усердием должны были умилостивлять жертвами Бога, как за грехи вверенных им людей, так и за свои собственные. Такое высокое звание они не сами себе присваивали, a по призванию и повелению Божьему: «и никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (ст.4).

Свойства, отличавшие ветхозаветных первосвященников, принадлежат и вечному Первосвященнику Иисусу Христу, только в безмерно-высшей степени, насколько Образ выше прообраза. Ветхозаветный первосвященник избирался из людей, «обложенных немощью», чтобы мог снисходить к согрешающим людям: Иисус Христос есть также истинный человек, только совершенный, могущий «снисходить невежествующим и заблуждающим.» Долг ветхозаветного первосвященника приносить Богу дары и жертвы за согрешающих: Иисус Христос принес в дар и жертву Самого Себя за грехи всего рода человеческого (Иоан. 1:29).[528 — На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.] Ветхозаветный первосвященник, как человек грешный, приносил жертвы не только за чужие, но и за свои грехи; Иисус же Христос, «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Евр. 7:27).

Наконец, ветхозаветные первосвященники не самовластно присваивали себе первосвященническое достоинство, a по призванию от Бога. «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (ст.5–6).

Но как во всем, так и в этом случае первосвященник Христос безмерно превосходит прочих первосвященников, потому что Он принял, по человеческому своему естеству, славу и честь первосвященнического достоинства не только от Бога, как Аарон, но от Бога и вместе Отца, свидетельствующего о Нем, как о своем единородном Сыне и избравшого Его первосвященником «вовек по чину Мелхиседека.» Почему же по чину или по подобию Мелхиседека? Потому что, как о Мелхиседеке говорится в священном писании, что он «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Евр. 7:3), так и Иисус Христос по человечеству без отца, a по божеству без матери, безроден, безначален и бесконечен (Исаии 53:8).[529 — От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.] И как Мелхиседек, «пребывает священником навсегда» (Евр. 7:3), т. к. в священном писании умолчано о его смерти, так и Христос, «пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7:24). Поэтому Он может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр. 7:25).[530 — посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.]

Итак, да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи!

Частные темы, почерпаемые из дневного апостольского зачала и наиболее удобные для гомилетической

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн