Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

смиренномудрия, воздержания, и еще предстоят подвиги… Блажен, кто «подвигом добрым» (2 Тим. 4:7)[538 — Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;] подвизался в течение половины поста, — он и течение всего поста совершит благоуспешно, во спасение души своей, и радостно поклонится святому Христову воскресению.

У нас же часто во время подвигов нет подвигов, во время поста нет поста. Другие борются «со страстями и похотями» (Гал. 5:24),[539 — Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.] побеждают и вечаются, как добрые воины, a мы все еще, по крайней мере, большая часть из нас, в плену страстей, все еще «рабами греха» (Римл. 6:17).[540 — Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.] Но y Бога, «богатого милостью» (Еф. 2:4),[541 — Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас.] для всех есть неиссякаемый источник благодати и спасения, и мы можем быть причастниками этой благодати и спасения. Мы ничего не сделали истинно доброго, может быть, ни одной дурной привычки не оставили, ни одним грехом не убавили множества грехов своих.

Как Господь долготерпелив и многомилостив! Он принимает и одно наше покаяние и признание, что мы ничего не сделали доброго, что мы виноваты, грешны. Покайся, что ты грешник, и грехи очистятся; осуди себя, и Бог оправдает тебя; скажи, что ты «раб неверный» (Лук. 16:10),[542 — Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.] и Бог сделает тебя сыном и наследником; смирись перед Богом, и Бог вознесет тебя.

Это неизреченное Божие милосердие приобретено нам животворящим крестом Христовым. В раю было древо жизни, и вкушающие от плодов его могли быть бессмертны по душе и по телу. Иисус Христос уже не в раю, но среди земли поставил древо креста, и «всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).[543 — Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.] Он один совершил подвиг крестный, по всем, «верующим во имя Его» (Иоан. 1:12), подает плоды креста.

Что крест Христа благотворен и спасителен для всех земнородных, — это можно видеть из того, что он в долготу простирается по всем временам и в широту по всем местам, a высота его до небес и глубина его до бездн адовых. Для того Сын Божий воплотился на земле и соединил с Собой человеческое естество, и Распятый сошел в ад и освободил узников адовых, держимых от века, и Восшедший на небеса пленил пленников греха и обещал всех «привлечь к Себе» (Иоан. 12:32),[544 — И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.] чтобы всяк кто верует в Него, был там, где Он (14:3).[545 — И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.]

Непобедимая и непостижимая животворящая сила креста Христова всего яснее и очевиднее выразилась в святых ветхого и нового завета, в мучениках и исповедниках, в иудеях и язычниках. Первые муки и первые горести сердечные изгнанников из рая были смягчены упованием на Избавителя, обетованного им под именем «Семени жены» (Быт. 3:15).[546 — и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.]

Этот Избавитель дал нашим прародителям Свою всесильную помощь перенести великое несчастье — потерю двух первых сынов. Авель убит рукой брата, a Каин отторжен братоубийством от любви родительской и отвержен от Бога за нераскаянность и ожесточение своего сердца.

И все ветхозаветные праведники, патриархи и праотцы терпели многие и жестокие страдания. Авраам должен был оставить дом отца своего и идти в землю, ему неизвестную, a после вести на заклание единственного сына — возлюбленного Исаака. Исаак должен был вытерпеть горесть — быть закланным от родителя, как агнец. Иаков, потеряв Иосифа, думал сойти с печалью в ад. Иосиф сперва трепетал от ужаса — получить смерть от рук родных братьев, потом продан был братьями, как раб, и ввержен в темницу, как беззаконник. И весь Израиль пришел в Египет, чтобы не погибнуть от голода, но в Египте постоянно подвергался опасности погибнуть от фараона. После того народ Божий потерпел пленение; три отрока в Вавилоне брошены в огненную печь, Даниил в ров ко львам; пророки Господни замучены, убиты. Апостол говорит о них, что они «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча» (Евр. 11:37).

Кто укреплял их в телесных муках и скорбях душевных? Христос, Сын Божий, «предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:6). Он, как «Агнец, закланный от создания мира» (Апок. 13:8), — ибо волей уже был человек, — Сам страдал в них и спасал их, как Бог, и извел их в покой, как Победитель ада и смерти.

После смерти и воскресения Христова еще с большим дерзновением и радостью бесчисленные лики мучеников и мучениц за истинную веру шли на смерть, как на пир, и в темницу, как в чертог брачный. До креста Христова люди думали и верили, что невозможно преодолеть грех, по его всобщему владычеству, и знали, что смерти, царствовавшей непоколебимо от Адама (Рим. 5:14),[547 — Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.] не избежал никто. Поэтому, все счастье и блаженство полагали в жизни временной и страшились смерти.

Но когда Христос единожды умер за всех, «праведник за неправедных» (1 Петр. 3:18), чтобы всем даровать оправдание, и воскрес, чтобы и всех верующих воскресить с Собой, то удовлетворение Богу за грехи было принесено, и смерть умерщвлена смертью Христовой. После сего враги креста напрасно думали остановить проповедь евангелия и связать «прекрасные ноги благовествующих мир, благовествующих благое» (Рим. 10:15).[548 — И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!] «для слова Божия нет уз» (2 Тим. 2:9). «По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Рим. 10:18).

И можно ли людям долго противиться Богу и истине? Как ни обольстительна ложь, но рано или поздно обольщение исчезает перед истиной, как утренний туман при появлении солнца. Пришествие Спасителя в мир было в то время, когда в людях проявилось желание и стремление к истине. Что тогда знали, тем не были довольны и требовали лучших, животворных познаний; самые мудрые учители не могли уже удовлетворять всеобщей потребности истинного ведения; они сами сознавались, что все их познания ничто, так как они не знали самого главного и нужнейшего, не знали Бога, и потому все ожидали высшего, истинного, небесного Учителя.

С какой радостью приняли язычники истинное учение об истинном Боге, показывает пример проповеди апостольской: «язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне» (Деян. 13:48). Пять тысяч лет они погрязали во тьме идолопоклонства, и только в Иудее, среди народа избранного, которому «вверено слово Божие» (Рим. 3:2), мерцал свет истины. Но и это мерцание — как оно было помрачаемо и ослабляемо ложными толкованиями «законников», взявших «ключ разумения» (Лук. 11:52)[549 — Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.] и воссевших на Моисеевом седалище» (Мф. 23:2)![550 — и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;] Хотя они и «обходят море и сушу, дабы обратить хотя одного» (Мф. 23:15), т. е. чтобы уловить кого-нибудь сетью своих заблуждений, но на самом деле, почитая язычников нечистыми, они не допускали их в свои собрания и относились к ним с крайней нетерпимостью.

Крест Христов распахнул дверь для язычников и открыл им спасительное учение евангелия. «Процвела пустыня, яко крин, языческая неплодящая церковь» (утр. 2 гл. кан. 2. 3 прм.). С креста Сам Христос призвал язычников, как воспевает Святая Церковь: «Ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославлят со Отцем и Духом» (служба вел. пят. ант. 12), — a они прославили Его живой крепкой верой и обильными добрыми плодами веры. Славные языческие города, — столица востока, Антиохия, где в первый раз исповедники Святого Креста приняли имя христиан (Деян. 11:26),[551 — Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.] богатый Коринф, Афины — средоточие языческого просвещения, Рим — столица всего мира, Александрия —. преклонили главу свою под благое и спасительное иго Христово, и сколько отсюда вышло ублажаемых Церковью доблестных борцов за Святой Крест!

И великий избранник Божий, равноапостольный Констанстин ни что иное, как Крест принял знаменем для совершения славных подвигов своих, по указанию свыше: «сим побеждай.» Всемогущей и непобедимой силой Креста Господня он победил всех врагов своих и Христовых. И после, всегда и везде, благочестивые цари и благоверные люди почитали и почитают Святой Крест спасительной силой Божьей, оружием мира, непобедимой победой.

Особенно же зрелым, полным жизни, сияющим славой и бессмертием, плодом Креста Христова было, кроме мученичества, пустынничество и отшельничество. Мученики смело шли на врага видимого, пустынники на врага невидимого, воздвигли брань, до того времени неслыханную, — «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12), и Крестом, умерщвлением плоти, смирением духа, поражали врага, гнездящегося в помыслах их, в желаниях и чувствах сердечных; очистили мысли и сердца свои, освятили и самое тело свое, и уготовали его в свят «храм» Всесвятому Духу (1 Кор. 3:16).[552 — Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?]

Крест Христов явил нам множество образцов для подражания — светлых и высоких, открыл множество путей ко спасению — прямых и верных, в жизни апостолов, мучеников, исповедников, воздержников, в городах и в пустынях, на престоле, в хижинах, темницах; нет места, нет звания, которые бы не освящены были святой жизнью.

Братия христиане. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евр. 12:1–2).[553 — Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн