Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

арх. Херсонский. Собрание сочин. т. II, 60; III-325.

Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Т. V, 398.

Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы. Ч. III, 63–72.

Палладий, еп. Рязанский. Слова и речи. 58.

Павел, арх. Кишеневский. Слова и речи. Т. I, 252–291.

Димитрий, арх. Херсонский. Сочинения, 318.

Павел, арх. Казанский. Проповеди. Т. II, 61.

Иннокентий, арх. Херсонский. Сочинения, т. III, 251.

Евсевий, архиеп. Могилевский. Сочинения, 323.

Арсений, митр. Киевский. Сочинения. Τ.II, 195. 217.

Сергиев, И. прот. Собрание сочинений, т. II, 106–126.

Путятин, Р. прот. Полное собр. поучений. 225–230.

Романов, прот. Полное собр. поучений. 218–227.

Кудрицкий, свящ. Внебогосл. беседы. 111.

Бухарев, И. Беседы пастыря на воскр. еванг. чт. 177.

Сеятель. Сборник поучений. 227.

Белоцветов, прот. Круг поучений, 91.

Полисадов, прот. Проповеди. Стр. 253.

Дьяченко, Ежедневные поучения. Т. I, 616–633.

Шумов, свящ. Беседы на воскр. апостольск. чтения, 59.

Кириллов и свящ. Григорьев. Святоотеч. наставления. 75.

4-Я НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

I. ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ. Зачало (40) от Марка 9:17–31

17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения

В евангельском чтении четвертой недели великого поста, повествующем о чудесном исцелении бесноватого, изображается власть греха над человеком.

1. Власть греха над человеком проявляется:

а) в великом несчастьи, до которого он доводит человека (ст.17, 18);

б) в бессилии учеников Христовых к уничтожению этого несчастья: «Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли» (ст.18);

в) в препятствиях, какие он возводит в стремлении сердца к полной преданности Господу (ст.19);

г) в сомнении, возбуждаемом им относительно всемогущества Спасителя: «если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (ст.22);

д) во внутренней мучительной борьбе между верой и неверием поселяемой им (ст.23, 24).

2. Власть греха над человеком побеждается Иисусом Христом.

а) Как сильно (ст.20) и

б) как глубоко грех укореняется в человеке (ст.21);

в) Иисус Христос оказывает совершенную помощь и навсегда (ст.25);

г) вселяет новые божественные силы в сердце человека (ст.26, 27) и

д) дарует силу к победе над злом тем, которые усердно молятся и постятся (ст.28, 29).

Важнейшие темы, предлагаемые проповеднику дневным зачалом, могут быть следующие:

Ст. 17, 18 — о власти диавола над родом человеческим до пришествия в мир Спасителя.

Ст. 19 — неверие навлекает на себя праведный гнев Божий. В каких случаях негодование наше может быть безгрешно.

Ст. 20 — о сходстве гнева с беснованием.

Ст. 21 — о том, что за грехи родителей нередко страдают дети, или — о семейных испытаниях.

Ст. 22 — о сомнении во всемогуществе Божьем.

Ст. 23 — «всё возможно верующему.»

Ст. 24 — о борьбе между верой и неверием, возбуждаемой в сердце человека грехом.

Ст. 29 — пост и молитва — вернейшее средство к уврачеванию души от страстей.

Ст. 31 — о том, что лучшие из людей нередко подвергаются в мире гонениям и преследованиям, или о том, что невинно страждущие имеют для себя великое утешение в примере Иисуса Христа.

Три рода и степени гнева

«О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?19)?

Такие гневные слова исходят из уст Иисуса Христа, кроткого и смиренного сердцем.

Отсюда мы видим, что гнев в иных случаях может быть безгрешен и праведен. Есть

1. Гнев праведный и добродетельный.

а) Какой это гнев?

Это — благочестивое чувство негодования.

Если видят и слышат, например, как хулят имя Божье, издеваются над Церковью и ее таинствами, осмеивают благочестие, и при этом, «возмущаются духом», то это — гнев праведный и добродетельный. «Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего» (Псал. 118:158).

Если приходят в гнев, когда наталкиваются на возмутительные случаи, где невинность ближнего безжалостно преследуется, доброе имя чернится, жизнь и имущество отнимается и т. п.

б) Почему такой гнев праведен и добродетелен?

Потому что в нем проявляется христианское понимание добра и зла: знают, что приличествует Богу и что нужно воздавать ближнему.

Его вызывает святая ревность о славе Божьей и благе ближнего. Он есть в этом случае любовь. Пастырь Церкви возвышает свой грозный голос против разврата и разгула, потому что любит Бога и хочет спасти грешника. Рука отца наказывает проступки сына не из ненависти, a из любви.

в) Как узнают людей добрых?

Именно по такому гневу, по такой ревности, по такому негодованию. Кто не возмущается при виде богохульства и вопиющих неправд, тот бесспорно принадлежит к злым людям. Почему?

Но кто, напротив, возгорается святой ревностью, гневается на зло, чувствует негодование: тот принадлежит к людям добрым. «Хорошо ревновать в добром всегда» (Гал. 4:18).

2. Гнев позволительный.

а) Когда наносится ущерб нашему имуществу или нашей чести, злоупотребляют нашим доверием и т. п., мы чувствуем огорчение. Такое огорчение позволительно, — даже и тогда, когда оно переходит в гнев, если только оно есть невольное, мгновенное, преходящее возмущение чувства.

б) Почему огорчение не есть грех и, следовательно, позволительно? Оно почти неизбежно. От нашей немощной природы часто невозможно требовать, чтобы она не приходила в раздражение гнева, коль скоро касаются нашей чести, нашего имущества и проч.

Как радость есть позволительное чувство, так и невольное обнаружение гнева.

в) Но мы должны тотчас умерять наше огорчение. Добровольная, невынужденная вспышка гнева есть уже грех. Человек должен управлять собой. В нашей собственности, в почете и т. п. не заключается так много, как в любви Божьей.

Быть может, иной не думал сделать нам зла, a поступил дурно в отношении к нам только по недоразумению.

г) Совершенный христианин подавляет даже позволительные сами по себе проявления греха.

Оскорбления суть страдания, a страдания мы должны переносить. Мы должны быть не слишком обидчивы, и мало по малу отвыкать от заносчивости. Терпение признается одной из первых христианских добродетелей. «Любовь долготерпит» (1 Кор. 13:4). Христианину свойственно «благодарить» Бога даже в неприятностях.

3. Гнев греховный.

а) Что это за гнев?

Если гневаются на свою неудачную работу или неискусство, на безжизненные и неразумные вещи. Если изливают свою ярость не на грех, a на грешника, на конкретного человека (Мат. 5:22).[559 — А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.] Если дышат чувством мести. Если в гневном раздражении бранят, унижают, проклинают или самим делом вредят своему оскорбителю.

б) Какие средства против такого гнева?

1) Самоотвержение.

Почему Саул гневался на Давида и Аман на Мардохея? Из честолюбия и гордости. — Почему иной сердится на непогоду, если она причиняет ему убыток? Из корыстолюбия. — Пусть только откажутся от гордости, самолюбия и прочих страстей, пусть «отвергнутся себя», и греховный гнев не будет иметь места.

2) Добрые предприятия.

Каждое утро христианин должен принять решимость с кротостью переносить неприятности в течение дня, не давать никакого повода к пререканиям, со всяким терпением принимать неизбежные огорчения.

3) Взгляд на пример Иисуса Христа.

Когда Иуда облобызал Его предательским лобзанием, Он кротко спросил его «друг, для чего ты пришел» (Мф. 26:50)? Спаситель не роптал, когда над Ним издевались. На кресте молился: «Отче, отпусти им!»

Различные роды слез

«И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (ст.24).

Несчастный отец «со слезами» молит Господа об исцелении своего несчастного сына.

Искренние слезы делают честь сердцу человека. Если бы у нас не было слез, то жизнь наша была бы несравненно печальнее. По слезам узнают сердце человека. «Слезы — это кровь души», по выражению святого отца.[560 — Блаженный Августин] Смотря по положению человека бывают:

1. Слезы печали.

а) Такие слезы проливал отец в нынешнем евангелии, наинская вдова при гробе сына, Мария при Кресте, Спаситель на могиле друга своего Лазаря.

Такие слезы облегчают, утешают и успокаивают.

б) Ручьи таких слез проливались везде и во все времена.

Сын на гробе матери; гонимый и преследуемый; страдающий от неправды; больной на продолжительном одиноком ложе болезни. Едва ли есть человек, который никогда не плакал бы такими слезами.

в) Благо человеку, если он может по совести сказать: «я неповинен в этих слезах.»

Но прискорбно, если человек сам причинил себе печаль. В этом случае слезы не облегчают, но постоянно растравливают рану печали.

г) Счастлив человек, который не был виной чужих слез. A если был?

2. Слезы сострадания.

а) Такие слезы составляют драгоценные перлы в глазах христианина. Они показывают, что чужое горе близко нам, что «любовь живет» в нас.

Но если человек остается бесчувственным при несчастии ближнего и не плачет, то это — признак каменного сердца. Он сам — камень, в который никакой плодотворный дождь не проникает и на котором ничего доброго не растет.

б) Но одними слезами не следует ограничиваться. Сострадание должно перейти в действие. Христос помог плакавшему отцу.

Недостаточно плакать плакать, что твой брат идет не по правому пути, что он терпит недостатки, что его утешают: надо действовать. Тогда ты заслужишь имя друга людей.

в) Если уже сострадательные слезы запишутся в книге жизни, то не тем ли более сострадательные поступки наградятся на небе!

3. Слезы радости.

а) Странно, но верно: величайшая скорбь приводит к смеху, a внутренняя, чистая, святая радость — к плачу. Есть слезы радости, и там только она истинна, где вызывает плач.

Мы плачем слезами радости, если дети наши благодарны и правдивы, если приветствуем любимое лицо после долгой разлуки, если счастливо избежали угрожавшей нам опасности, в минуты святых размышлений, при чтении рассказов, где преследуемая невинность была оправдана и т. д.

б) Мы сеем слезы радости, коль скоро осушаем слезы печали,

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн