Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

не ищет своего спасения в другом, в лице Иисуса Христа, — почему?

Молитва мытаря должна быть постоянной молитвой кающегося грешника

«Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (ст.13).

Если он подумает:

1. Сколько я сделал зла!

Фарисей не спрашивал себя так. Зато мытарь размышляет о себе: какой ты грешник уже от природы (Быт. 6:5)[23 — И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;]?! Затем грехи, совершенные словом и делом (Пс.129:3).[24 — Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?] Тайное воровство, неправда, прелюбодеяние и многие грехи неведения, о которых ты сам не знаешь (Пс.18:13).[25 — Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня] Как много грехов совершено тобой в продолжении всей жизни (Иов. 9:3)?[26 — Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи.]

2. Сколько я опустил (не сделал) добра!

Многие вовсе не помышляют об этом. Но перед Богом нереализованная возможность сделать добро, как и содеянное зло — одно и то же (Мат. 13:23;[27 — Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.] Иак. 4:17[28 — Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.]). В отношении к ближним. Не помогать нуждающимся (Лук. 10:31–32[29 — По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.]); не воспитывать детей, не заграждать уст клеветнику, не предотвратить души ближнего от погибели, не благодарить Бога. Велики также грехи, совершенные по небрежности и невежеству (Иер. 48:10)[30 — Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!]. А сколько грехов, совершенных по злобе (Лук. 12:47)![31 — Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;]

3. Чего я заслужил своими грехами!

Перед нелицеприятным Богом, который испытует сердца и утробы (Пс.33:17;[32 — Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.] 89:8[33 — Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.]), который ненавидит всякую скверну плоти и духа, который угрожает и приводит в исполнение угрозу. И какого наказания? Не временного только, но и вечного (Мат. 10:28).[34 — И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.]

Бог знает грешника

«Не таков, как прочие люди». — Но:

1. Нераскаянного.

а) Нераскаянные грешники часто неизвестны другим людям.

Фарисей считал себя образцом добродетели, и однако же в очах Божьих он оказался великим грешником, достойным осуждения. Бог знает прикрывающегося грешника, все его дела и греховные помышления, и говорит ему: «ты это делал, и Я молчал» и проч. (Пс.49:21).

б) Нераскаянные грешники неизвестны иногда и самим себе. Они считают себя богатыми, а на самом деле бедны и нищи (Апок. 3:17); гордятся своею внешней набожностью и презирают других. Но Богу ненавистна их наружная прикраса (Иер. 2:22;[35 — Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог.] Иов. 9:30;[36 — Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои] 1 Цар. 16:7[37 — Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.]).

2. Кающегося.

Есть такие души:

а) которые знают самих себя, как мытарь (Пс.6:7);[38 — Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.]

б) которые знают Бога: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!»; очи Господни взирают на их веру;

в) но которые неизвестны для мира. Мир не видит жемчужины, скрывающейся в такой скорлупе. Кто сам не кается, тот не понимает раскаяния в другом (Иов. 15:4–5).[39 — Нечестие твое настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавых. Тебя обвиняют уста твои, а не я, и твой язык говорит против тебя.] Но у Бога они имеют тем большую цену, Бог видит их вздохи и слезы (Пс.37:10;[40 — Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.] Деян. 10:4;[41 — Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.] Иер. 31:16[42 — Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской.]), и возвышает их.

Ложный покой самоуверенного грешника

«Не таков, как прочие люди».

1. Свойство этого покоя.

Он основывается:

а) на известных земных преимуществах, которыми ослепляются фарисеи — люди с влиянием, почетом и богатым состоянием. Это служит как бы стеной и валом для прикрытия греховного безобразия (Втор. 32:15).[43 — И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.] Особенно, если могут грешить свободно и безнаказанно (Сир. 5:4–5).[44 — Не говори: «я грешил, и что мне было?», ибо Господь долготерпелив. При мысли об умилостивлении не будь бесстрашен, чтобы прилагать грех ко грехам]

б) На внешнем виде благочестия и на сравнении себя с заведомо недостойными и низкими в нравственной жизни. «Я не хищник, не прелюбодей и проч.» (Мат. 19:20;[45 — Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?] Апок. 3:17[46 — Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.]).

в) На беспредельном милосердии Божьем (Сир. 5:6–7).[47 — и не говори: «милосердие Его велико, Он простит множество грехов моих»; ибо милосердие и гнев у Него, и на грешниках пребывает ярость Его.]

Злоупотребление заслугами Иисуса Христа.

г) На обещании исправиться со временем.

2. Как он опасен?

а) Это покой только воображаемый.

Мечты самолюбия. Покой пьяницы, валяющегося в грязи, или человека, спящего на дереве.

б) Он не имеет никакой прочности.

После сильного солнечного зноя следует сильнейшая гроза. Внезапное пробуждение совести. Тайный червь гложет сердце (Исаии 57:20–21).[48 — А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. 21 Нет мира нечестивым, говорит Бог мой.] Явные наказания Божьи, внезапно постигающие грешника. (Софон. 1:13;[49 — И обратятся богатства их в добычу и домы их — в запустение; они построят домы, а жить в них не будут, насадят виноградники, а вина из них не будут пить.] Еккл. 8:12–13[50 — Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом.]).

в) Он причиняет величайший вред.

Считают себя праведными и не прибегают к покаянию. Нравственное состояние с каждым днем становится хуже и хуже. Наконец доходят до нравственного окаменения и отвергаются Богом (Евр. 3:11).[51 — посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.]

3. Как достигнуть истинного покоя?

а) Надо прежде всего, чтобы сердце грешника пришло в беспокойство относительно своего нравственного состояния. Мытарь (Пс.37:4.7.9;[52 — 4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих, …7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,…9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.] Лук. 15:4-32).

б) Затем, необходимо искреннее раскаяние и исповедание своих грехов. «Боже, милостив буди мне грешнику». (Пс.31:1–2;[53 — Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! 2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!] Иов. 27:6;[54 — Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои.] Иер. 6:16[55 — Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем».]).

Мытарь во храме в сравнении с фарисеем

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.» (ст.10).

1. Как он беден и, однако же, как богат!

2. Как он ничтожен и, однако же, как велик!

3. Как он печален и, однако же, как блажен!

Человек не будет превозноситься своими добродетелями, если подумает

1. О своей прошедшей жизни.

2. О своем настоящем состоянии.

3. О своем будущем и, особенно, о вечной жизни.

II. АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ. Зачало (296) 2-е послание к Тимофею 3:10–15

10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,

11 В гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

12 Да и все желающие жить благочестиво в Христе Иисусе, будут гонимы.

13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

14 А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верой в Христа Иисуса.

Практический очерк содержания рядового чтения

В апостольском чтении недели предлагаются увещания к неуклонному пребыванию в истинах веры и благочестия, несмотря на гонения и преследования. Истинный христианин в своей вере и деятельности должен одушевляться примером апостолов.

«Чадо Тимофее», говорит апостол Павел своему ученику, «ты», как верный мой ученик, «последовал моему» богопреданному «учению», моей твердой «вере» во Христа, моему «великодушию» к согрешающим, моей «любви» ко всем, моему «терпению» в скорбях (ст.10). Ты слышал о моих «гонениях» и «страданиях», постигших меня «в Антиохии, Иконии и Листрах;» ты узнал и то, как «от всех» бедствий чудесно «избавил меня Господь» (ст.11). Итак, продолжай неуклонно подражать мне во всем! Не смущайся бедствиями и страданиями, выпадающими на долю проповедников веры Христовой, потому что это — неизбежный крест, который должны нести все истинные последователи Распятого: «все желающие жить благочестиво в Христе Иисусе, будут гонимы» (ст.12; ср. Иоан. 15:20;[56 — Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.] Лук. 21:12[57 — Прежде же всего того возложат на

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн