Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

грехи людей и привести своих пасомых туда, где и Он, наш Архиерей и Пастырь. Все это не утверждает ли нашего упования на получение вечного блаженства во Христе Иисусе?

Перейдем теперь к частным истинам, о которых проповедник может беседовать на основании дневного апостола.

Мысль, что Бог через Иисуса Христа хочет благословить, осчастливить все народы земные, имеет для нас величайшее значение

«Истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя» (ст.14).

Бог с клятвой обещал Аврааму благословить в лице сына его по плоти, Господа нашего Иисуса Христа, все народы земные. «Истинно», клялся Он, «благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22:17–18). Обетование это ныне исполнилось. Иисус Христос есть тот, о Ком «возвеселитесь, язычники» и на Кого они «надеяться будут» (Рим. 15:10–12).[572 — И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его. И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы. Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.] Он для того и принял плоть человеческую и стал «служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам» (Рим. 15:8).[573 — Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам.] Через Него Бог хочет благословить, осчастливить все народы земные. Как важна для нас эта мысль!

1. Она разъясняет нам пути и намерения Божьи при столь странных часто судьбах народов.

Мы веруем в Бога, как в высшего Мироправителя, от которого зависят судьбы царств и народов.

Но если мы посмотрим на эти судьбы, как изображает их вековая история; если мы подумаем о событиях, которыми ознаменовались эти судьб, то как много представится нам странного, могущего колебать нашу веру в мудрое Провидение и Мироправление?

Здесь возникли нации, сделавшиеся сильными и могущественными, a там другие нации пришли в разрушение.

Цветущие некогда страны опустошены, a дикие пустыни превратились в богатые луга, счастливые обиталища для наук, искусств и человеческой деятельности.

При такой изменчивости народных судеб вера наша в мудрое Провидение Божье приобретает новую силу, вследствие мысли, что Бог чрез Иисуса Христа хочет осчастливить все народы земные. Руководимые этой мыслью, мы отыскиваем в потрясенных нациях то, что не погибло вместе с ними, но сохранилось для грядущих родов и поколений.

Истина и добро, мудрость и добродетель, вера и благочестие, средства внутреннего благосостояния — вот то, что не может совершенно утратиться при всех переворотах царств и народов! Если для нас остается непреложным обетование Божье о благословении всех народов во Христе Иисусе, если мы повсюду находим доказательства, как через исполнение этого обетования даны роду человеческому средства к его образованию и благосостоянию, как употребление этих средств более и более распространяется, более и более облегчается, то мы не можем сомневаться в мудром и благом промышлении Божьем о счастье народов.

Даже и тогда, когда над судьбами народов лежит непроницаемый мрак, когда мы не постигаем планов Провидения относительно их участи, и тогда мы должны быть уверены в покровительственном руководстве вечной мудрости, которая все устраивает к благу народов и все направляет к тому, чтобы через евангелие Иисуса Христа более и более распространялись между людьми свет и истина, мудрость и добродетель, внутреннее, духовное благо и счастье.

2. Она укрепляет нашу веру в Иисуса Христа и в совершенное им дело спасения.

Хотя Божественное достоинство нашего Искупителя основывается на неопровержимых свидетельствах о Его жизни, делах и учении, но есть однако невежественные и легкомысленные люди, которые отрицают это достоинство или сомневаются в нем.

Не стремится ли дух нашего времени к тому, чтобы признавать в Иисусе Христе не более, как обыкновенного человека, только обладающего особенными дарованиями души, мудрости и добродетели? Но если мы твердо держимся мысли, что Бог через Иисуса Христа хочет благословить все земные народы, то ничто не в состоянии сокрушить нашей веры.

Конечно, были мудрые, ученые, добродетельные мужи, которые заслужили у своих народов и своих современников славу учителей и законодателей. Но такого, который был бы учителем истины для всех народов земных, подателем нетленных благ и благодеяний, виновником истинного счастья и блаженства, — который основал бы учреждение, существующее в течение многих столетий и оказывающее благотворное влияние на благо народов при самых неблагоприятных обстоятельствах, — такого, кроме Иисуса Христа, Основателя нашей веры, история не знает.

Через Него Божественное Провидение совершило то, чего никто и никогда из людей не совершал. Только невежественные умы, относящиеся безучастно к важнейшим и святейшим потребностям человека, могут сомневаться в этом.

Наша вера в божественное достоинство Искупителя находит здесь для себя новую силу и подкрепление. Мы радуемся, что Иисус Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). Упование на Иисуса Христа, в Котором одном Бог хочет благословить всех и каждого, даровать счастье и вечное блаженство, составляет «как бы якорь безопасный и крепкий», среди всех бурь и сомнений мира.

3. Она побуждает нас к сердечной любви к людям и к споспешествованию всякому добру между ними.

До пришествия Спасителя в мир, народы жили между собой в ненависти и вражде, разделены были нравами и законами, различными религиями, а еще больше корыстными и самолюбивыми целями и стремлениями.

Иисус Христос пришел разрушить эту преграду между народами (Ефес. 2:15–18)[574 — упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.] и соединить всех единой верой, надеждой и любовью в одно великое семейство Отца небесного, чтобы между всеми распространить истинную добродетель и благочестие и через то содействовать благу и счастью.

Только люди, ослепленные заблуждениями и страстями, не признают этой величайшей цели Иисуса Христа и христианства. Они спорят о человеческих мнениях, ненавидят и преследуют друг друга, ведут кровавые войны и думают этим угодить Богу. Какое ужасное ослепление!

Нет, Бог, который есть любовь и из любви к людям послал в мир Сына Своего, не хочет, чтобы люди враждовали между собой, a напротив, любили друг друга, как братья. Эту святую, благотворную цель мы постоянно должны иметь перед глазами, стремиться к сердечной любви к людям и к содействию всякому добру между ними.

Ни принадлежность к определенному народу, ни вера и Церковь, ни нравы и обычаи — ничто не освобождает нас от исполнения обязанностей, которые мы в общем смысле должны соблюдать в отношении к людям и соблюдать с такой добросовестностью и бескорыстием, как научил нас Спаситель своим примером.

Эта любовь влечет нас преимущественно к заботливости о духовном и вечном благе наших братий, к утверждению между ними истинной веры и благочестия. Ибо как мы можем быть равнодушны к духовному благу людей, когда знаем, что Бог хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины?» (1 Тим.2:4)

Как мы можем утешаться благословением, которое Иисус Христос даровал всем людям, если не желаем и не содействуем тому, чтобы все люди сделались причастными этого благословения? Воодушевленные благочестивой ревностью о вечном благе, будем охотно помогать каждому, нуждающемуся в нашей помощи для достижения, познания истины и добродетели!

Пусть будет для нас величайшей, внутренней радостью, если мы нашим примером, поучением, увещанием можем другим внушить уважение к вере, благоговение к Богу, любовь к обязанностям и долгу. Не будем оставаться равнодушными, когда дело идет о вечном благе, к тому, правильные или неправильные употребляются средства к достижению этого блага. Но будем также терпеливы к другому мнению, к другой вере, будем принимать немощных, заблуждающихся, сомневающихся, с кротостью и любовью, как и Христос принимал людей, живших еще в заблуждении и грехе.

Будем внимательны к Божьим обетованиям

«Истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.»

Бог с клятвой обещал благословить всех верующих в Иисуса Христа, даровать им всякое счастье, помощь и защиту, a что Он обещал, то и исполнил (Числ. 23:19; Псал. 32:4).

1. Чтобы нам находить спокойствие в непонятных и трудных обстоятельствах жизни.

При виде разных событий в мире и несчастных случаев в нашей жизни, мы готовы часто придти в отчаяние и не знаем, как понять и объяснить эти совершающиеся вокруг нас и с нами события. Нам кажется, что все угрожает нашему благополучию, что мы погибаем.

Какое тогда утешение доставляет нам вера в Божьи обетования? Бог обещает в Своем слове любовь к людям, заботу об их благе и счастьи, верность и мудрость в исполнении своих планов, которые должны отогнать всякий страх и смущение от скорбной души.

Больной, бедный, беспомощный, оставленный может утешаться с упованием Божьими обетованиями о помощи и защите, и в этом уповании находить для себя успокоение.

Пусть обстоятельства наши делаются еще хуже, удары судьбы еще тяжелее; мы не падем духом, если твердо держимся Божьих обетований и поступаем по воле Божьей.

2. Чтобы нам с радостью исполнять наши обязанности и делать всякое добро.

Если Бог, величайший Мироправитель и Отец, обещал Свою помощь и поддержку, Свое благословение и успех тем, которые веруют в Него и уповают на Него, то эти Божьи обетования не должны погружать нас в беспечность и бездействие, вселять в нас ложную мысль, будто мы можем ожидать всякого успеха от Бога, не прилагая со своей стороны никакого труда и усердия.

Напротив, ободряемые божественным обетованием, мы должны напрягать свои силы к исполнению наших обязанностей, оживлять нашу деятельность к содействию всякому добру, требуемому мудрым и благим Провидением. Тогда мы делаемся достойными Его благословения и можем с утешением ожидать исполнения Его обетований над нами и к нашему благу.

Какое укрепление и ободрение должен находить здесь усердный деятель для своей общественной деятельности! Как мудрый и добродетельный, при своей ревности об истине и нравственности, он должен чувствовать себя ободренным к борьбе против всех затруднений и препятствий, против нападения злых людей, искушений и соблазнов греха, если он верует в Божьи обетования и с уверенностью ожидает от Бога силы и помощи, защиты и награды!

3. Чтобы нам с полной надеждой взирать на будущее.

При наших ограниченных понятиях и силах, ничто столько не причиняет нам столько беспокойства, как мрак неизвестности предстоящих еще дней жизни и, еще больше, будущность после смерти. Кто поручится нам, что будущие события нашей жизни будут отрадны для нас и благоприятны для нашего счастья и довольства? Кто уверит нас, что нас ожидает

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн