Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

и победить в борьбе. На небе мы будем стоять на бесконечно высокой степени, познаем высшие истины, не будем иметь печали и воздыханий. Мысль об этом может возбуждать в нас самую искреннюю радость.

в) Мы будем обильно вознаграждены.

Как радуется всякий труженик своей награде! Награда неба — прекраснейшая радость. Надежда на эту награду возбуждает радость и удовольствие.

г) Мы увидим там близких сердцу.

Живущий на чужбине с радостью думает о том, что он опять увидит своих родных. Но наши родные находятся уже на небе или придут туда. Как отрадно будет встретить их!

2. Силу воли.

Если человек, в сердце которого сильна любовь к отечеству, промедлит на чужбине, то он напрягает все свои силы, чтобы покончить необходимые дела, запастись необходимыми средствами и отправиться на родину. Так и надежда на будущую жизнь на небе возбуждает силу и энергию нашей воли.

а) Так как наше отечество — на небе, то мы должны противиться влечению к земле.

Земля не составляет нашего вечного жилища, поэтому мы и не должны пристращаться к земле и ко всему, что на земле. С полной готовностью и охотой отрекается от земных благ тот, кто надеется на блага небесные.

б) Кто питает надежду на небесное блаженство, тот уже здесь на земле должен все свои силы напрягать, чтобы приобрести высшие понятия, облагородить сердце и укрепить волю.

в) Много делают ради земной награды.

Трудятся в поте лица, воздерживаются от бесполезного препровождения времени, избегают праздности и развлечений. Не тем ли более ради небесной награды мы должны с усилием избегать зла и делать добро?

г) На небе мы увидимся с близкими нашему сердцу. Но это может быть только тогда, когда мы и они были благочестивы и добродетельны. Не должны ли мы всеми силами заботиться о том, чтобы наши близкие вместе с нами служили добродетели?

Какие впечатления должно производить на нас представление о небе, как жилище блаженных духов и людей?

«Куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (ст.20).

На небо вознесся Спаситель, по совершении Своего дела на земле. К небу устремлены отныне и все желания его верных последователей.

Сколько мыслей, чувств и надежд возбуждается в душе благочестивого христианина, при представлении о небе! Но где и что такое небо, куда «предтечею за нас вошел Иисус?» Мы думаем при этом, прежде всего, о неизмеримом пространстве, находящемся над нами, где неисчислимые солнца и миры вращаются в стройном порядке. Не это ли то небо, куда взошел Спаситель?

Он называет его домом Отца.

Таким образом небо — там, где Бог и куда вознесся Спаситель, чтобы приготовить место нам, — где живут духи праведных. Но Бог не объемлется никаким пространством. Он существует и действует везде. Однако Он в Своем неизмеримом творении определил особое место для жилища праведных. Кто может представлять себе небо, как жилище святых, не исполняясь самыми возвышенными мыслями и самыми утешительными надеждами?

1. Оно должно исполнять нас глубоким удивлением.

Какое удивление возбуждает в нас уже бесконечное пространство, с бесчисленными солнцами и мирами, которое мы называем небом! Как теряется взор и мысль в бесконечности творения! «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите» (Ис. 40:26).[599 — Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.]

Ум и сила человека не в состоянии произвести ни одной былинки, ни самого ничтожного горчичного зерна. A Бог, которому мы поклоняемся, одним только всемогущим Своим словом сотворил неизмеримое небо и сохраняет все сотворенное силой Своей воли. Впрочем, здесь мы познаем только Его могущество и величие. Но если мы подумаем о небе, как о вечном царстве праведных и благочестивых, которое будет продолжаться и тогда, когда солнце, луна и звезды померкнут, если мы представим себе прекрасное отечество, новый мир, где миллионы праведных душ живут в непрестанном мире и радости, то мы тут не только удивляемся Божьему величию и всемогуществу но и Его любви, милосердию и благости, какие Он явил нам на земле и еще бесконечно больше явит нам на небе.

Непреклонится ли тут дух наш с полным удивлением пред благодатию Божиею, которая обильными потоками изливается на души праведных! Может ли смертный, возвышенный к бессмертию, не изумляться чудесам нового мира, какие беспредельная любовь Отца небесного уготовила для тех, которые любили Его и повиновались Ему на земле.

2. Оно должно исполнять наше сердце утешением и успокоением.

Как печально и уныло для иного страдальца пребывание в этом мире, где он должен бороться со скорбями и бедствиями! Не проходит ни одного дня без заботы, болезней или горя. Что теперь, если бы не было никакого неба, никакого второго отечества, никакого вечного пристанища для изнуренных странников земных? Что если в могиле угасает вся наша жизнь? Если вся наша деятельность, все наши труды и подвиги ради истины и добра уничтожаются мгновенно с приходом смерти?

Как жалко было бы наше настоящее состояние! Как безутешен был бы благочестивый страдалец! С какой безнадежной тоской влачил бы дни свои каждый смертный, хотя бы он жил в счастье и довольстве!

Но в уповании на небо, мы, по уверению апостола, «твердое утешение имели» (ст.18). Как Спаситель перед Своею смертью утешал скорбных учеников надеждой: «иду приготовить место вам» (Иоан. 14:2),[600 — В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.] так и каждый страждующий на земле находит утешение и успокоение в мысли о небе.

Какие бы ни постигали скорби и неудачи в жизни, — мы не будем падать духом и предаваться отчаянью. Пусть наша невинность преследуется, наши благороднейшие поступки возмещаются неблагодарностью, наше благочестие и добродетель подвергаются огненным искушениям, наши возлюбленные умирают: в уповании на небо мы «есть как бы якорь безопасный и крепкий» (ст.18).

Сюда, к жилищу блаженных, «куда предтечею за нас вошел Иисус», мы возводим свой взор. Там праведный Бог воздаст нам за все наши страдании на земле и осушит все слезы от очей наших.

Там, в доме Отца небесного, мы опять найдем всех тех, с которыми разлучила нас смерть.

Какое великое утешение и успокоение для нас, подвергающихся многоразличным бедствиям на земле! Есть небо, жилище праведных, страна мира и покоя, которая всех нас поместит и сделает на веки блаженными. Будем туда устремлять наши взоры, там искать утешения и успокоения!

3. Оно исполняет нас блаженным ожиданием и радостью.

Что такое земные блага и радости? Кто когда-либо чувствовал себя совершенно счастливым в обладании ими? Кто неизменно наслаждается счастьем до конца своей жизни?

Многие, считавшиеся счастливыми и возбуждавшие зависть к своему жребию, сознавались, однако же, что требование их души не удовлетворилось, что в сердце их всегда оставалось желание чего-то лучшего, но недостигнутого.

В этом мире нет ничего совершенного, ни в нашем внешнем состоянии, ни в нашем внутреннем стремлении к мудрости, добродетели и душевному миру. Было бы величайшим самообольщением, если бы мы захотели искать чего-либо совершенного на земле, где все подлежит изменению, где даже развитие нашего духа только начинается, но не достигает полного совершенства.

Потому что, как разум наш не освобождается вполне от заблуждений, так и наше сердце не очищается совершенно от порочных наклонностей, и наши поступки — от преткновений и погрешностей.

Если теперь небо представляется нам, как место, где все преходящее и несовершенное прекратится, то не должно ли оно служить предметом ожидания и радости для всех познавших тленность земных вещей и стремившихся к совершенству?

Какая радость наполняет наше сердце, если мы в душе возносимся туда, «куда предтечею за нас вошел Иисус!» Потому что некогда и мы будем там, где Он, и примем участие в Его блаженстве. Будем радоваться уже теперь, что там мы достигнем полного познания истины и богоподобной добродетели, если стремились к ним на земле; что там мы познаем то, чего здесь только чаяли; что там узрим то, во что здесь только верили.

Эта радость будет тем более наполнять нас, чем более мы стараемся быть достойными небесного блаженства.

4. Оно вселяет в нас мужество и силу к добродетели и благочестию.

Взошел ли бы Иисус Христос, как человек, на небо, для увенчания славой и честью, если бы Он не исполнил Своего назначения на земле, не был послушен Богу до смерти? Если мы, слыша сегодня слова апостола, устремляем наши взоры к небу, куда вознесся наш Предтеча, если мы надеемся войти в царство Божье — то мысль о небе дает нам мужество и силу к исполнению, по примеру Предтечи Иисуса, нашего назначения на земле, которое Бог указал каждому из нас.

Потому что, кто хочет жить в обществе блаженных на небе, тот должен быть чист сердцем, считать добродетель величайшим благом, делать неослабно, сеять по духу, a не по плоти, — должен отвергнуться от пагубных прелестей мира, собирать сокровища для неба, куда по нашей смерти, последуют за нами все наши дела, содеянные на земле.

И если нам предстоит трудная борьба для победы над злом, если мы, для сохранения чистоты и невинности души, вынуждены жертвовать земными радостями, исполнять наш долг при самых тяжелых обстоятельствах, то будем возвышать наше сердце к небу, и смотреть на себя, как на граждан небесного царства. Упование на вечное блаженство пусть воодушевляет нас мужеством и силой к благочестию, без которого никто не может быть там, «куда предтечею за нас вошел Иисус.»

Сравнение христианской надежды с якорем

«Твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (ст.18, 19).

1. Якорь изготовлен из железа — наша надежда должна быть тверда и непоколебима.

2. Якорь имеет две стороны, заканчивающиеся острием — наша надежда должна быть соединена с двумя добродетелями: терпением или долготерпением и страхом Божьим.

3. Якорь опускается на дно моря, удерживаясь посредством каната — наша надежда должна быть соединена с Богом, океаном всякой благости, посредством молитвы.

4. Якорь охраняет от кораблекрушений и морских бурь — надежда спасает христианина от потопления в волнах житейского моря.

Сила христианской надежды

«Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (ст.19).

1. По отношению к Богу, на Которого надеются.

Он бесконечно премудр, следовательно, вполне знает то, в чем мы нуждаемся. Он всемогущ, следовательно, может дать нам все, о чем просим. Он благ, следовательно, хочет дать нам то, что нам нужно.

2. По отношению к последствиям надежды.

Кто крепко уповает на Бога, тот видимо или невидимо удостаивается милостей Божьих.

Побуждения к христианскому упованию

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.» (Прит. 3:5).

1. Над нами — Бог.

2. Под нами — ад, место отчаяния.

3. Вне нас — пример

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн