Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

святых всех времен и плоды их упования на Бога.

4. В нас — сознание наших нужд и нашего бессилия, от которых невозможно освободиться без помощи Божьей.

Возражения против упования на Бога

«Будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:25).

1. «Мы, говорят, недостойны великих обетований, обещаемых нам Богом.»

Но Иисус Христос сделал нас причастными Своих бесконечных заслуг.

2. «В мире, говорят, слишком много бедных, a это вовсе несогласно с мудростью и благостью.»

Возражение это рассеивается, когда внимательно испытают, что разумеют под словом «бедный;» не трудно доказать, почему Бог, в отношении к временным земным благам, допускает столько различия между Своими детьми.

3. «Молитвы, — возражают, — самые пламенные остаются часто без ответа.»

Но Бог лучше нас знает, что нам нужно и спасительно. По свойственной нам слабости, мы считаем часто наказанием то, что, по мысли Божьей, составляет истинное благодеяние для нас.

Наша жизньпуть к небу

«Куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (ст.20).

1. Доказательства.

а) Туда взошел наш Предтеча Иисус Христос.

б) Туда устремлены наши желания и надежды.

в) Там цель нашей деятельности.

2. Приложение.

а) К нашему испытанию.

б) К одобрению.

в) К успокоению.

ОБРАЗЦЫ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ

Слово в 4-ю Неделю Великого Поста.[601 — Феофана,еп. Тамбовского.]

Когда, проходя каким-либо пустынным местом, встретишь дерево, или другое растение, на песчаном каменном грунте, то не можешь не пожалеть о нем. Уныло стоит оно. Недостаток питательных веществ в земле и воздухе истощает его. Оно видимо сохнет и чахнет, — и, кажется, всякому мимоходящему своим видом и состоянием ясно говорит: мне здесь плохо; возьмите меня отсюда и пересадите в другое место.

Другие совсем чувства внушает дерево, растущее при протоке воды, — на земле влажной и тучной. Оно полно жизни и, наслаждаясь полным довольством, всеми частичками своего состава, кажется поет благодарную песнь Созидателю всякой твари, за эту возможность всеми устами пить питательные соки из всего, что окружает его.

Не бывают ли, братия, часто и души человеческие в подобных обстоятельствах?! Да, часто и они гибнут от голода и томятся, как в душной темнице, от недостатка того, что может питать их и доставлять им довольство. И это нередко — с совершенной противоположностью внешнему пышному состоянию тех людей!

Христианство — святая вера наша; Святой Церкви — Богом назначено быть местом покойного и вседостаточного воспитания душ человеческих… Но не все пребывают в ней, и пребывая — не все пользуются надлежащим образом тем, что предлагает она. И здесь много душ истощающих и измождающих себя по одному лишь неразумию или заблуждению.

Вот посмотрите, как все это бывает.

Растение, будучи земного происхождения, пищу свою получает из земли и из того, что есть вокруг него: напротив, душа, созданная по Божьему образу и подобию, будучи происхождения небесного, может питаться только стихиями духовными, от Бога исходящими и к ней направленными или к ней приложенными.

Растению нужен свет: без него оно вянет. Нужен и душе светнебесный. Это Божья истина. Обильно предлагается она в Церкви Божьей всем хотящим внимать; предлагается и в чтении слова Божьего, и в проповедях, и в песнях церковных, и во всем устройстве, и чинопоследованиях Церкви, и в писаниях отеческих, и в многих-многих душеспасительных книгах. Желающие обильно черпают здесь свет Божьей истины и веселятся под её сиянием. Но не все же так делают, и не всë, — по виду кажущееся могущее быть вместилищем Божьей истины — в самом деле вмещает ее. Есть люди, которые дни и ночи просиживают над изучением какой-нибудь науки — математики, физики, астрономии, истории и пр., думая, что питают душу истиной, a душа их чахнет и томится: отчего?

Оттого, что нет истины в тех местах, где хотят ее найти! Не потому так говорю, что науки не могут вмещать истину… но потому, что ныне она оттуда изгнана и замещена то мечтаниями, то предположениями, нередко противными истине.

A ведь души не обманешь, — как не обманешь голодного, давая ему камень вместо хлеба. Вот она и томится! Но это еще будто дельные занятия — ученость. A что сказать о жадно читающих нашу периодическую печать?

Посмотрите, с каким усилием добивается молодой, a иногда и немолодой человек, поскорее получить обычный месячный выпуск, — с какой неудержимостью бросается поглотить, как говорят, полученную добычу?! Тут и пища на ум не идет и сна бывает мало… A какой плод? — две-три удачные фразы, две-три льстящие фантазии, два-три обманчивых предположения — и все тут, прочее никуда неигоже. И душа недовольна. Берется другая, третья книга… все то же. Душе больно… Заводятся взаимные беседы — все то же, потому что и предметы бесед, и образ трактования их берется из тех же книг. Добавьте к этому мелочность обыденных занятий и состояний, и вы поймете, что если бы открыть тот слух, которым слышится речь души, — вы услышали бы горький в ней вопль: «изведите меня из сей темницы, мне тошно здесь! Дайте мне взглянуть на Божий свет!» Так это и есть.

Но кто об этом подумает? Видите ли, нынче не в моде — питать душу Божьей истиной… и ее томят.

И добро бы далеко было ходить за этой истиной… Нет — она тут же; но не хотят открыть глаз, чтобы воспрнять её свет.

Войди в храм; послушай, что здесь поется, читается и делается — и узришь свет Божьей истины.

Раскрой Евангелие или хотя в руках подержи эту Божественную книгу, — и то отраднее будет душе твоей.

A отеческих писаний разве мало у нас теперь в доступном для всех переводе? — A других духовных книг и периодических духовных изданий сколько?! Но всех этих сокровищ Божией истины мы не знаем, даже и названий их не слыхали.

Братия и отцы! — что ж это мы за христиане, когда и в руки не берем тех книг, в которых истолковываетя христианство, a читаем — не знамо что?

И мучим душу в душной темноте, — мы сыны света и дня, как назвал нас святой апостол?

Добавлю еще пару мыслей.

Растению, чтобы жить и расти нужен воздух. Без него оно умрет.

Нужен и для души воздух небесный… Это, как я не раз говорил уже вам, — вся церковность или все боголепные священнодействия Церкви… Тут только душа и бывает как бы в своей атмосфере, a вне — ей удушливо. Как чахнет чахоточный, — так чахнет душа вне Церкви — в просторных будто-бы обычаях мира…

И вот отчего — кто только и знает, что балы да театры, гулянья да вечеринки, кинематограф да фиглярство и подобное, — душа того глубоко ноет и томится, когда останется он один сам с собой!.. Она говорит ему тогда: «мне душно… возьми меня отсюда — и введи туда, где всегда воздух чист и небо светло.»

Для растения нужна влажность, — соки, которые пьет оно корнями и, проводя в ствол, созидает себя питательными веществами, содержащимися в них… Нужна своего рода переработка и выделение питательных веществ и для души.

Это осуществляется повседневным доброделанием или исполнением заповедей, к чему предоставляет случаи обычное течение жизни нашей.

Как соки в растении, или пища в теле нашем, оставаясь непереработанными, обременяют только и тяготят нас, не принося пользы, так и все духовные стихии, которые приемлет душа — Божья истина, таинства, священнодействия и прочее — будут только тяготить ее, здесь и вечно, судом совести и Божьим, если она не претворит всего того в свою кровь духовную доброделанием.

Вот отчего больны, скорбны и унылы души людей, которые погружены в одни житейские заботы или одни служебные дела и — еще хуже — в дела страстные. А о том, чтобы сделать какое добро — и помышления не имеют. Не пропускают они ни одной частички питательной в душу, вот она сохнет и сохнет.

Не потому так говорю, чтобы дела службы и житейские дела — хлопоты по семейству, торг, обороты разные и разные предприятия — были пагубны для души… Нет. Не они сами по себе пагубны, a пагубно то, если ими только одними и занимаются, не заботясь о добродетели, и если совершают их — совершают не во славу Божью, a для каких-нибудь корыстолюбивых целей. Как соки в нашем теле обращаются в живую кровь через соединение их с кислородом воздуха: так все дела — и служебные, и житейские могут обращаться в питательную для души стихию, если будем их посвящать Богу! A когда этого нет, — нет при этом и добрых дел — то чем питаться душе?! Вот она и молится тогда и жалуется человеку и внятно говорит ему: «пересади меня с этой сухой или гнилой почвы на Божью ниву, ниву добрых дел, требуемых Христовыми заповедями.»

Вот и все! Но все это вы знаете, братия, знаете, что душа обильно осененная светом Божьей истины, содержимая в чистом и небесном воздухе молитвословий и священнодействий Церкви и подкрепляемая питательной пищей доброделания, подобно дереву, насажденному у источника, которое плод свой даст в свое время, и лист его не отпадет. A другая, лишаемая всего этого, подобна благородному растению, с ожесточением содержимому в таком месте, где ни света, ни воздуха чистого, ни влажности… и чахнущему!

За что тиранишь, человек, душу свою, в неразумии и ослеплении предаваясь буйству мирской жизни?!

Предложить вам яти мысли предложить внушил мне нынешний день, посвященный святому Иоанну Лествичнику, пустынножителю и наставнику в пустынножительстве. Многим кажется, что пустыня или какая-нибудь иноческая обитель есть место сухое, ничего питательного для души не представляющее. A вот посмотрите на дела святого Иоанна, разверните Лествицу его, прочтите в ней что-нибудь — и увидите, как много было в нем жизни и сил! Пустыня истощает только плоть, a душу обильно питает всякой пищей.

Мир вам кажется наполненным; но он наполняет только плоть, a душу морит голодом, ни малейшей даже питательной частички не предоставляя для нее. По этому различию — устраивайте и жизнь свою все, хотящие возрастить свою душу в живое дерево, достойное пересадки в рай небесный. Аминь.

Поучение в 4-ю Неделю Великого Поста.[602 — П. Шумова, свящ. Поучения, стр. 62.]

(Как и о чем должен молиться грешник. На примере отца бесноватого юноши).

В нынешнем евангелии рассказывается об исцелении Иисусом Христом бесноватого — сына одного отца.

Отец несчастного сына встал перед Христом на колени и начинает умолять Его о помиловании. Умоляя, он подробно рассказал о болезни сына. По его словам, нечистый дух бросает сына на землю, и страдалец начинает испускать пену, скрежетать зубами своими и оцепеневает. Мало того, дух часто бросал его в огонь, в воду с тем, чтобы погубить его. Прежде Христа отец обращался к Его ученикам, но они исцелить не могли. Спаситель, упрекнув всех в маловерии, исцелил отрока, сказав

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн