Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

ему: дух немой и глухой, Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. Дух с сильным криком вышел из отрока.

Кто этот отец несчастного отрока? Грешник, это ты. О, если бы ты умел молиться, как молился этот несчастный. Смотри, как он молился, преклоняя колени свои перед Иисусом. Это — знак усердной молитвы, знак благоговения и смирения перед Спасителем. Молись и ты усерднее именно в эти дни поста и молитвы. Смиряйся перед Господом, повергайся перед Ним в чувствах благоговения и сокрушения. Всему время в твоей жизни. Есть время радости — это дни светлых великих праздников, есть дни и скорби — это дни святого Великого Поста. Во дни скорби молись с душой скорбной, молись слезно. Частое коленопреклонение предписывает теперь и святая Церковь. Сколько раз во время каждой службы она вызывает на такую коленопреклоненную молитву! С любовью делай это. Коленопреклоненная молитва, соединенная со смирением и сокрушением сердечным, a больше всего с любовью, — это жертва самая благоприятная Богу: Бог умилостивляется ей.

«Помилуй сына моего», взывал отец несчастного отрока. Взывай и ты о помиловании. Господь двояко поступает с грешниками, — с одними по милосердию, с другими по правосудию. Если Он по правде Своей будет поступать с нами, кто оправдается перед Ним? и чего заслужим мы с тобой? Очевидно, оправдаться нам нечем, окажемся мы достойны одного — это наказания. Но если Он поступит по милосердию, то Он от наказаний может нас избавить и грехи простить, как будто бы их и не было у нас. Вот поэтому то мы и должны взывать чаще: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Боже, милостив буди мне грешному», т. е. поступи, Господи, с нами не по Твоему строгому суду, не по Твоему правосудию, не по грехам нашим, a по Своей милости. Кто кается, смиряется, сокрушается, прибегает к Его милосердию, надеется на Него, тех Он милует, a с грешниками нераскаянными, упорными, ожесточенными поступает по Своей правде, и их тогда за их деяния ждет тяжкая участь.

Отец молил Спасителя о «сыне своем.» A нам о чем молиться? Мы же будем молиться о душе своей. Несчастна наша душа во многих отношениях. Она не менее несчастна, как и бесноватый сын этого отца. И ее мучат бесы — это бес самолюбия, когда помешаны мы бываем на своем «я», когда слово «я» не сходит в разговоре с языка нашего, — это бес сребролюбия, любостяжания, когда все мысли наши заняты одним приобретением, увеличением своего состояния, часто без разбора средств, часто без всякой цели, не зная, кому и для чего собираем его, — это бес чревоугодия, когда заботы о пище и питье не выходят ум нас из головы даже в эти постные дни. И в это время, подобно израильтянам в пустыне, мы требуем и взываем: «мяса хотим, без мяса жить не можем, дайте нам мяса, умираем мы без него.» A другого мучит бес пьянства. Несчастный, он не в силах удержать себя и в эти святые дни.

Часто в эти-то дни особенно жестоко мучит его плотская страсть, как бы наперекор тому, что предписывает Святая Церковь. A тяга к нарядам, к увеселениям? О, сколько и из-за них терпят беспокойства, расстройства и огорчений! Нет, нам не перечесть того, что приходится терпеть душе грешника от этих бесов, сидящих в ней, от этих жестоких страстей, гнетущих ее. Но, палимый страстями, мучимый совестью, грешник часто ищет облегчения, отрады, покоя себе.

Где же найти этот покой, это исцеление от удручающей страсти? Отец несчастного отрока обратился к ученикам, но они не смогли исцелить, a помог ему Сам Небесный Врач душ и телес. Он сказал слово, и бес вышел, и душа стала свободна от него.

Обращайтесь и вы, жаждущие исцеления от своих страстей, прежде всего к преемникам апостолов — пастырям церкви, — своей силы у них нет освободить вас от обладающего вами греха; они немощны, но они могут молиться за вас, они могут дать добрый совет вам, указать средства ослабить в себе ту или другую страсть; они поскорбят, поболеют с вами о вашей душевной болезни, и то много значит, — открывайте и им свои душевные язвы, но главное, ищите силы у Обладателя сил. Он, Всесильный, при жизни не одному отроку несчастному помог, Он множество подобных несчастных исцелил, Он даже мертвых воскрешал. Он, наконец, в Самом Себе победил смерть, став выше ее и воскреснув из мертвых Своей Божеской силой. Неужели только для вас недостанет этой силы? «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Матф.7:7).

Господи, мы все больны, все мы подобны отроку бесноватому, — поэтому просим Тебя: по множеству милости Твоей ко всем нам, прииди и всех нас исцели и помилуй!

Заря нашего спасения.(На праздник Благовещения)

Призывая нас к великому подвигу в течение Четыредесятницы, Святая Церковь, как мудрая воспитательница, старается внушить нам мысль о тяжести вины, висящей на плечах человечества, — вины греховности, облегчить которую мы можем только молитвой и постом. Но наша немощная природа не вынесла бы бремени этого вполне заслуженного нами креста, и пала бы под ним, если бы мы только постоянно слышали все один и тот же строгий призыв к все усиливающемуся подвигу, к неослабному исполнению нравственного долга, без всякой примеси тона ободрения и надежды. И Святая Церковь, снисходя к нашей немощи, уже с половины Великого Поста в своих песнопениях видимо смягчает свой тон, начинает все более говорить словами ободрения и утешения, и в них уже слышится не столько тон строгой воспитательницы, сколько нежный тон бесконечно любящей матери, которая своей лаской поднимает унылый дух своих чад.

Уже начинает оживать природа; весеннее солнце своими живительными лучами сжигает зимний саван земли; струятся с гор потоки вешних вод и в воздухе уже звенит радостная песнь жаворонка, возносящего хвалу Отцу небесному, Который дает жизнь и веселье всему Своему творению. Ободряется и первенец творения — человек, и слышит из уст святой матери — Церкви бесконечно радостную весть, что «днесь спасения нашего главизна», загорается заря нашего спасения, как предвестие близкого восхода Солнца правды, Христа Бога нашего. Эта «главизна нашего спасения» есть зачатие Избавителя мира, и рассказ об этой великой тайне благочестия составляет предмет евангельского чтения за литургией в праздник Благовещения Пресвятой Деве Марии.[603 — Евангелие от святого Луки 1:24–38 (зач. 3).] Вникнем же в это чудесное благовестие, представляющее неиссякаемый источник духовного назидания и утешения.

Человечество уже до дна испило горькую чашу своего рабства греху и смерти и более чем когда-нибудь жаждало избавления. Все истинные израильтяне, которых к сожалению было уже немного в это тяжелое время, только и жили «чаянием утехи Израилевой», и оно наконец осуществилось самым неожиданным образом. Судя по человечески, можно бы ожидать, что Избавитель мира явится на землю с громом и славой, как и подобало бы явиться потомку Давида и Сыну Божьему, и многие действительно ожидали его в таком именно виде. Но мысли человеческие проникнуты земной суетностью, и они не соответствуют Божьему величию, которое велико не внешним блеском, а своей внутренней силой. Потому и величайшая тайна благочестия явилась совершенно в иной обстановке, чем как предполагала человеческая суетность.

Не в Иерусалиме и не в одной какой-либо из столиц мира совершилось величайшее из мировых событий, a в далекой глуши, в полуязыческой Галилее, в ничтожнейшем из городов ее — Назарете. Вследствие своей ничтожности он не значился даже в ветхозаветной географии среди других израильских городов, и y людей о нем составилось презрительное мнение, так что ходила даже поговорка: «из Назарета может ли быть что доброе?» И однако в Назарете именно и загорелась первая заря человеческого спасения. Незамечаемый и презираемый людьми, он был велик и славен перед Богом, потому что там именно жила та чистейшая и душой и телом Дева, которая должна была сделаться орудием избавления всего человеческого рода.

Как плод слезных молитв благочестивых родителей, с детства воспитавшись под благотворным влиянием храма с его священными песнопениями, обрядами и служениями, она и в Назарете под кровом своего нареченного обручника, престарелого Иосифа праведного, всецело жила духовной жизнью, питаясь не хлебом только, a главным образом — словом Божьим. О том, насколько Пресвятая Мария была глубоко знакома со Священным Писанием, показывает ее дивная песнь, вылившаяся из ее восторженной души под влиянием радостной беседы с праведной Елисаветой. Эта песнь представляет собой как бы драгоценную ткань, сотканную из лучших и благодатнейших изречений Священного Писания.

Другие назаретские девы, конечно, предавались обычным земным мечтам и удовольствиям, a для нее все счастье жизни заключалось в постоянном общении с Богом, и она все более и более возвышалась духом, пока наконец не созрела для восприятия самого Бога!

По преданию, она сидела уединенно, углубившись в чтение Священного Писания. Ничто мирское не занимало ее души и — вдруг она слышит сладостный, но незнакомый ей голос: «радуйся, благодатная!»[604 — Χαίρε — обычный греческий привет при встрече. В еврейском ему соответствует шалом лак — мир тебе.] Невольно обращает она свой взор в сторону говорящего и видит перед собой блистательного юношу. Смущается ее чистая девическая душа, и она не знает, что ей и думать о таком странном явлении. Не есть ли это искуситель, который хочет обольстить ее подобно тому, как некогда он обольстил Еву? Она смотрит на него смущенным взором и в ее душе является желание, чтобы он, этот непрошеный гость, так неожиданно вторгшийся в ее уединенное помещение, поскорее удалился от нее. В ней, быть может, даже шевельнулось и чувство опасения за свою честь, именно, чтобы об этой встрече не проведал как-нибудь Иосиф, что могло повлечь за собой всевозможные неприятности.[605 — Картинно изображает это состояние Пресвятой Девы святой Иоанн Златоуст в своем слове на день Благовещения, помещенном в Прологе под 25 марта. Это слово может служить примером того, как святые отцы, вопреки новейшим схоластам, боящимся оторваться от буквы, свободно предавались благочестивым размышлениям о библейских событиях, приближаясь к тому, что соответствует психологическому анализу состояния действующих лиц.]

Но услышав вслед затем слова: «Господь с тобою», напомнившие ей, что с таким именно приветствием обращался когда-то к Гедеону ангел Господень, принесший ему весть об избавлении народа от тяжкого ига, она несколько успокоилась. Нечего бояться того, кто приходит во имя Господне! После такого приветствия она даже, по благочестивому размышлению святого Иоанна Златоуста, пригласила вестника войти вовнутрь ее комнаты и поведать, что ему нужно. Она трепетала в ожидании того, что может сказать ей этот

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн