Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

воскресении, в том же порядке, в каком они во всей точности исполнились на самом деле. «Вот, мы восходим» — говорит Он — «в Иерусалим», где должны совершиться Мои страдания, «и сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам» иудейским (Мат. 26:57;[607 — А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.] Maр. 14:53[608 — И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.]) «и осудят Его на смерть» (Мат. 26:66;[609 — как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.] Лук. 22:6,[610 — и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.] 4[611 — и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.]), «и предадут Его язычникам», язычнику Пилату, римскому игемону (Мат. 27:2;[612 — и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.] Maр. 15:1;[613 — Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.] Лук. 23:1[614 — И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату.]), «и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его» во дворе архиерейском (Мат. 26:67;[615 — Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам.] Maр. 14:65;[616 — И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.] Лук. 22:63–64[617 — Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?]), пред Иродом (Лук. 23:11[618 — Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.]) и Пилатом (Мат. 27:27–32;[619 — Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших.] Maр, 15:16–19;[620 — А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.] Иоан. 19:1–5[621 — Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!]), «и убьют Его» распятием на кресте (Мат. 27:21–50; Марк. 15:20–37; Иоан. 19:16–30), «и в третий день воскреснет» из гроба (Мат. 28:1–7; Maр. 16:1–8. 10; Лук. 24:1-11; Иоан. 19:1-18).

Во второй части (35–45 ст.), по поводу просьбы Иакова и Иоанна, сынов Заведеевых, дать им почетные места в царстве Божьем, Иисус Христос указывает своим ученикам истинный путь к величию и славе перед Богом. Что же делает нас великими и славными в царстве небесном?

1. Любовь, которая учит нас страданиям.

а) Всякое домогательство внешнего величия унижает христиан, потому что оно основные принципы христианства: «не знаете, чего просите» и проч. (ст. 37, 38).

б) Великими делает нас любовь к Иисусу Христу, a эта любовь стремится к уподоблению Ему.

в) Удовлетворение своему стремлению она находит в том, если подвергается жесточайшим страданиям ради Иисуса Христа и по тем же причинам, как и Иисус Христос (ст. 38, 39,40).

2. Страдание, которое делает нас смиренномудрыми.

а) Одна готовность страдать за Господа не доставляет еще нам истинного величия, потому что к этому страданию может примешиваться чувство самопревозношения собственными подвигами (ст. 38, 39).

б) Истинное, происходящее из любви к Спасителю, страдание возбуждает глубокое смирение, потому что истинный крестоносец принимает как благодать, что Христос хочет сделать его через страдание подобным Себе (ст.39 «чашу, которую Я пью, будете пить» и т. д.), и знает, что своими собственными силами он не может достигнуть этого, a нуждается в высшей помощи и ободрении (ст.40 «не от Меня зависит, но кому уготовано», т. е. поскольку Он и если Он хочет)

3. Смиренномудрие, которое побуждает нас служить всем.

а) Желание господства, внешних преимуществ и отличий составляет общепринятый закон мирской жизни(ст. 42: «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними» и проч.); но в царстве Божьем другой порядок.

б) Христианское величие состоит в способности и готовности служить другим по примеру Иисуса Христа (ст.43–45).

Нa основании этого евангельского чтения проповедник может беседовать с церковной кафедры:

Ст. 32–34 — страждущий Спаситель, как образец страждущих христиан.

На чем основывалось высокое мужество и необыкновенное спокойствие, с которыми Иисус Христос шел на встречу Своим страданиям и смерти? Мы можем спокойно думать о смерти, если будем следовать примеру Иисуса Христа. О прискорбном и загадочном явлении в жизни, что самые лучшие из людей часто имеют самый печальный конец. Что может утешать нас при всех страданиях и бедствиях (спокойствие совести, преданность воле Божьей, надежда на лучший мир).

Ст. 37 — что делает нас великими в царстве небесном.

Ст. 38 — непристойность наших молитв, в которых мы часто просим Бога о том, чего сами не знаем. Путь к славе в царстве Божьем — путь крестный.

Ст. 39 — страданиенеизбежный жребий всех истинных последователей Христовых.

Ст. 42–44 — лица, облеченные властью, должны служить во благо своим подчиненным. О взаимной христианской услужливости. Кто хочет быть большим, да будет слугою, и кто хочет быть первым, да будет всем рабом.

Иисус Христос на пути Своих страданий служит для нас примером в таком же положении жизни

«Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Ст. 32–34).

С необыкновенным величием и спокойствием духа возвещает Иисус Христос Своим ученикам о предстоящих Ему страданиях и смерти. «Вот, мы восходим», говорит Он, «в Иерусалим и Сын человеческий предан будет» и проч. Какой высокий для нас пример!

Путь нашей жизни не бывает ли для нас часто путем незаслуженных страданий, скорбей и бедствий?

1. Он знает, Кем посылаются Его страдания и для чего.

Посещают ли нас радости и скорби без разбора, или ими управляет мудрость и справедливость? Слепой ли случай бросает нас в бездну страданий, или высшая рука водительствует нами? От решения этих вопросов зависит наш покой и способ, как мы должны нести тяжелый крест и как пользоваться страданиями.

Но кто из христиан сомневается в ответе на эти вопросы? Не случай правит людьми и их участью, a божественное Провидение, которое прославляется в самих человеческих страданиях. Таково ясное и утешительное учение нашего Спасителя, a чему Он учил, то Он подтвердил собственным примером в нынешнем евангелии.

И Его путь страданий, ненависть Его врагов, насилие Его гонителей, связь ближайших обстоятельств не были для Него чем-либо случайным. Он видел во всем этом только орудие и средство, которыми пользовался Бог для осуществления Своих мудрых планов.

Так и мы среди скорбей и страданий будем смотреть на них с правильной точки зрения, если способ и меру их предоставим Богу, распоряжающемуся нашей участью.

2. Он не пренебрегает нравственными опасностями страданий.

Путь страданий — скользкий путь, на котором многие спотыкаются и падают.

Сколь многие, вынужденные крайней бедностью, научились ужасным порокам! Иной отчаявается в любви Божьей и человеческой и думает удалить силу страданий не детской покорностью Промыслу, a упрямством и личиной благочестия.

Как легко наше сердце ожесточается под гнетом страданий, теряет всякие чувства милосердия и сострадания!

Будем и в этом случае подражать примеру Спасителя, Который на пути своих страданий должен был бороться со многими искушениями и, однако же, победил их силой своего благочестивого чувства.

3. Он не чуждался утешений в страдании, ниспосылаемых Ему Богом.

Иисус Христос величайший страстотерпец, испытывал также подкрепления на пути крестном. Не сопровождала ли Его любовь Его учеников? Не было ли для Него утешением дружественное отношение благочестивого семейства в Вифании? Не проливались ли слезы участия, когда Он шел на смерть?

Его благочестивое чувство не было ли для Него постоянным ангелом-утешителем? Как Он умел пользоваться такими утешениями, Он показал это в дневном евангелии, когда, после изображения мрачной картины своих страданий, заключил словами: «в третий день воскреснет.»

Благо нам, если и мы умеем пользоваться всеми утешениями, какие ниспосылает нам Бог среди скорбных путей нашей жизни.

4. Он указывал на высшую, неземную цель страданий.

Иисус Христос знал, что Отец небесный прославит Его через страдания. «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лук.24:26), говорил Он ученикам своим по воскресении?

И для нас путь страданий должен быть путем к небу. В школе крестной мы научаемся таким добродетелям, какие необходимы для вечности, именно: непоколебимому благочестию, охлаждению к земному, стремлению к небесному, участливой любви к другим и проч.

Поэтому не будем никогда роптать, как бы ни был тернист путь нашей жизни. Он ведет к славной цели.

Как взирал Иисус Христос на свою смерть?

«Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (ст.32–34).

1. Как на жертву свободной любви, которую Он принес.

Предваряя с божественным величием и спокойствием духа Своих учеников о предстоящих Ему страданиях, Иисус Христос ясно показал этим, что смерть Его не есть смерть обыкновенного мученика за истину и добродетель, что Он не был бессильной жертвой одной непримиримой злобы книжников и архиереев, распявших Его на Голгофе. Он знал наперед, что предстоит

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн