Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

Ему в Иерусалиме, и мог еще избавиться от всех этих страданий. Но — Он идет! Бесконечная любовь, милующая, спасающая и всепримиряющая, зовет Его на Голгофу. Поэтому Он идет положить душу Свою «в избавление за многих,»— идет, как агнец непорочный на заклание и вместе как Первосвященник, приносящий жертву.

2. Дабы совершить дело нашего искупления.

Многое, неисчислимо многое совершено было Иисусом Христом для дела искупления посредством учения, чудес и святого примера. Оставалось еще совершить одно, самое великое и самое непостижимое — принести Себя в жертву. Без этого Его делу недоставало бы полного завершения, Его словам, которые Он проповедывал, — печати непреложной истины; Его примеру, который он давал, — всеозаряющей славы; Его явлению на землю — надлежащего, всесоединяющего средоточия; Его искуплению — всеудовлетворяющего выкупа; прощению наших грехов — полного ручательства, скрепленного кровью Богочеловека. Чтобы исполнить все это, Иисус Христос берет на себя грехи мира и, агнец Божий, идет на Голгофу.

3. Согласно с предвечными советами Божьими, многократно и многообразно предвозвещенными Богом.

Весь Ветхий Завет со всеми своими откровениями и обетованиями, событиями и делами, законом и установлениями, символами и прообразованиями, служил ясным и громким указанием на Иисуса Христа, Искупителя мира и Сына Божьего (Ис. 53:4. 5).

И вот этот Иисус, Сын Божий, предвозвещенный Моисеем и пророками, идет теперь с двенадцатью учениками в Иерусалим, чтобы исполнить предвечный совет Божий о спасении грешного человеческого рода.

В живейшем сознании Своего сыновнего общения с Богом Отцом, с неустрашимым мужеством победителя смерти, с полной уверенностью в Своем могуществе над гробом и адом, идет Он на встречу крестной смерти — и «в третий день воскреснет.»

Великая тайна креста

«Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» и т. д. (32–34).

Что это — «внутрь меня явил мне мудрость», о которых говорит Давид (Псал. 50: 8)? Тайны существуют везде. Тайны природы. Мы видим ежедневно глазами солнце, но никто не знает, что это за свет, который от него исходит. Тайны в религии (1 Кор. 2:10[622 — А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.]). Особенно тайны Евангелия (2 Кор. 4:3;[623 — Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,] Ефес. 5:32[624 — Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.]).

1. Креста Христова.

Спаситель возвещает ученикам Своим о Своих страданиях, но «слова сии», по замечанию евангелиста Луки, «были для них сокровенны, и они не разумели сказанного» (Лук. 18:34; ср. l Кор. 2:14[625 — Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно]).

а) По отношению к Его лицу. Сын человеческий и вместе Сын Божий (Филип. 2:8;[626 — смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.] Евр. 12:2;[627 — взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.] 1 Тим. 3:16[628 — И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.]).

б) По отношению к причине и действию этого креста. Так решено, чтобы «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор. 15:3–4[629 — Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,]), но почему? Неисследимы пути Его (Рим. 11:33–34[630 — О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?]).

Далее говорится: нет ни в ком другом спасения (Деян. 4:12[631 — ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.]).

Бог во Христе примирил мир с собой (2 Кор. 5:19;[632 — потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.] Ефес. 2:16[633 — и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.]). Кто верует в Него, получит жизнь вечную. Все это — сокровенные истины, служащие соблазном для иудеев и еллинов (1 Кор. 1:23;[634 — а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие.] Гал. 3:1[635 — О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?]). Горы Голгофы мы не можем перешагнуть нашим умом.

2. Нашего собственного креста.

«Чашу, которую Я пью, будете пить», предсказывает Господь Своим ученикам в дневном евангелии.

а) Крест наш — вина греха (Осии 9:9).[636 — Глубоко упали они, развратились, как во дни Гивы; Он вспомнит нечестие их, накажет их за грехи их.]

Но почему он так тяжел? (Иоан. 15:8).[637 — Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками] Он есть наказание Божье (Исаии 28:7;[638 — Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются.] Иер. 2:13[639 — Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.]).

б) Крестлюбовь и благодеяние Божье.

Многие видят благодетеля только в том, если он снимет с них крест. Для таких слова апостола, сказанные в Послании к Евреям (12:6),[640 — Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.] кажутся сокровенной истиной (Осии 13:14).[641 — От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня.] Однако Бог посылает нам благодеяния, если возлагает на нас крест (Лук. 15:16–17[642 — и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;]; Исаии 28:19;[643 — Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас.] Гал. 6:14;[644 — А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.] Рим. 6:6[645 — зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;]). Благо тому, кто знает тайну креста.

Мы должны знать более других (Мат. 13:11[646 — Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано]). Многие мудрецы не имеют об этом никакого понятия (Мат. 11:25[647 — В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;]).

Крестоносцы, замечайте, как Бог любит вас, и чего вы не понимаете сегодня, то узнаете завтра (Псал. 118:71[648 — Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим.]).

Узкий и скорбный путь к небу

«Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (ст.39).

По поводу просьбы учеников — дать им первые места в царстве небесном, Иисус Христос указывает им на страдания и крест, как единый истинный путь к славе: «чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Матф. 20:23).

Широкий путь ведет к погибели (Мат. 7:13).[649 — Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.] Бог не хочет ничьей погибели, однако же Он представил нам свободный выбор (Иер. 21:8).[650 — И народу сему скажи: так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти:] Обычный человек охотно идет по широкому пути (Псал. 94:10).[651 — Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих.] Тут встречают большое общество. Но исходхудой (Притч. 16:25).[652 — Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.]

Напротив, узкий путь ведет к жизни (Деян. 14:22).[653 — утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.]

1. Он по истине узок.

а) Потому что наш разум его не замечает. Мы замечаем пути звезд небесных, но о нашем собственном пути к небу мы ничего не знаем (1 Кор. 2:14;[654 — Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.] Мат. 16:17[655 — Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах.]). Иисус Христос указывает нам на писание (Иоан. 5:39).[656 — Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.]

б) Потому что должны веровать многому, чего не понимают. Много тайн! Тут соблазняется иудей и еллин (1 Кор. 1:23).[657 — а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие.] К тому же, многие ложные учители хотят соблазнить, если возможно, и избранных (Мат. 24:24).[658 — Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.]

в) Потому что мы должны делать многое, что нам не нравится. Отвергнуться себя (Maр. 8:34);[659 — И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.] распять плоть (Гал. 5:24);[660 — Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.] не сообразоваться с миром (Рим. 12:2);[661 — и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.] любить врагов (Мат. 5:44).[662 — А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн