Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

вас и гонящих вас,] Кто тут не вздохнет и не скажет, как те ученики, о которых говорится у святого апостола Матфея (12:25)?[663 — Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.]

2. Он полон скорбей. (Сир. 40:1;[664 — Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех.] Псал. 33:20[665 — Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.]).

а) Частично это скорби, посылаемые Богом, духовные и телесные (Тов. 12:13).[666 — И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою.]

б) Частично это скорби, приходящие от людей (Иов. 2:9).[667 — И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри]

Кто много претерпевает, тот продолжает свой путь с усилием и ревностью (2 Тим. 3:12).[668 — Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.]

3. Но он ведет к небу.

Спаситель, идя на страдания, шел в то же время к Своему Отцу. Он наш Предтеча (2 Тим. 2:12).[669 — если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас.] Однако, посмотрим, что необходимо для странника к небу.

а) Он должен молиться.

Помощь свыше посылается только молящемуся (Псал. 138:23).[670 — Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;]

б) Он должен иметь истинную веру. Верующее сердце и благочестивая жизнь (Иоан. 14:6;[671 — Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.] Maр. 16:16[672 — Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.]).

Страдания и смерть Спасителя доставляют нам величайшее успокоение

«Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет» и т. д. (33–39).

В ныне читаемом Евангелии Иисус Христос предрекает ученикам о Своих страданиях и смерти.

Как при жизни Своей Он был утешителем всех Своих последователей, так и в самих страданиях Своих и смерти Он проливает величайше утешение и успокоение в наши сердца.

1. В невинных страданиях и бедствиях.

а) «Зачем Бог обрек меня на такую печальную судьбу, которой я не заслужил? Почему я болен и несчастен, живу в бедности и нищете, когда я трудолюбив и прилежен? Почему мои лучшие намерения и поступки не признаны и не оценены по достоинству? Зачем смерть так преждевременно посещает близких моему сердцу?» Таковы жалобы иного благочестивого человека, терпящего горькую участь на земле. И вот он начинает уже теряться в сомнениях относительно отеческой благости Божьей и мудрого Провидения, и эти сомнения беспокоят и смущают его дух.

Какой ужасный мрак лежит иногда на судьбе людей! Мы были бы невыразимо несчастны, если бы не имели никакой помощи против этих сомнений, никакого утешения в наших земных нуждах.

б) Страдания и смерть Спасителя доставляют нам утешение и успокоение во всех скорбях и бедствиях, постигающих нас на земле. Его страдания и смерть были также невинны. Он не заслужил постигшей Его участи, не совершил не единого греха. Его обвинители и судьи были преступники. Никто более Его не имел причин жаловаться на свою участь. Но Он не жаловался, не роптал, но говорил: «Отче, не Моя, но Твоя воля да будет.» Он знал, что Его страдания и смерть принесут величайшее благословение роду человеческому.

И Бог исполнил все то, на что надеялся Иисус Христос, и в Его смерти дал нам самое трогательное доказательство своей любви и милосердия.

Какое, следовательно, успокоение доставляет смерть Иисуса Христа при всех скорбях.

в) Если ты невинно страдаешь, и тяжелая, незаслуженная участь гнетет тебя, то представь себе страдания Спасителя, пойми благие и мудрые цели, какие угодно было всеблагому Богу выполнить через Его смерть, и ты откроешь и в своей участи такие же цели Божьи. Взвесь благодетельные следствия смерти Иисуса Христа, и ты поверишь, что и твои страдания будут благодетельны для тебя, послужат средством к содействию твоему истинному счастью. Подумай, как Бог в страданиях Спасителя явил Свою любовь ко всем людям, и ты не будешь сомневаться в этой любви, хотя бы Он возложил на тебя тяжелый крест.

Если мы посмотрим на страждущего Спасителя, то мы легко примиряемся с нашей горькой участью.

2. При сознании наших грехов.

а) Сознающий себя преступником святого закона Божьего не может иметь внутреннего мира и спокойствия души. Он должен ежеминутно опасаться последствий своих грехов и преступлений, бояться наказания. Иной грешник старается ослабить чувство своей вины, заглушить голос совести, чтобы она не беспокоила его своими упреками. Но совесть пробуждается и бичует грешника еще сильнее. Кто может скрыться от этого внутреннего судьи? Кто может убежать от вечного, всеведущего Свидетеля всей его жизни?

Все мы «согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23). Как тяжело сознавать в себе вину греха и не иметь возможности загладить ее! Какие сомнения беспокоят нашу душу о последствиях наших поступков, сделанных нами в прошедшем, хотя бы мы и избегали их в будущем!

б) Утешение здесь мы находим в смерти Иисуса Христа. Она успокаивает нас, при сознании наших грехов. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10). Бог хочет простить нам грехи, если мы с верой и покаянием держимся креста Христова.

Примите утешение, которое Спаситель приготовил Своей смертью всем грешникам, сознающим тяжесть своих грехов. Взирайте на крест Спасителя, примирившего вас с Богом. Ранами Его мы исцелились. Кровь Его очищает от всякого греха.

3. В минуты смерти.

а) Что мы некогда умрем, это мы знаем несомненно, в этом уверяет нас немощь нашего смертного тела. Но смерть не разрушает ли нашей радости и счастья на земле? Не похищает ли она всего, что для нас здесь дорого? Не разрывает ли она нашего союза с телом, которое соединяло нас с этим миром? Не грозит ли она нам совершенным разрушением и уничтожением? И если мы здоровы, довольны и счастливы, то одна мысль о ней повергает нас в уныние и скорбь. Но на земле нет никакого утешения, и между людьми, как и мы, смертными нет никакого избавления от власти смерти.

б) Посмотрите теперь на Иисуса Христа, грядущего на вольные страдания и смерть. Как Он спокойно ожидает смерти. Он знал, что Он только короткое время останется в гробе, что смерть не имеет над Ним никакой власти. Он взирал уже в высший мир, где должно начаться нескончаемое блаженство у Отца небесного. Сюда и нас ведет Его смерть и утешает нас непреложным упованием вечной жизни по смерти.

Если пробьет наш последний час, пусть мысль о страданиях и смерти Спасителя даст нам мужество и силу в борьбе с предсмертными мучениями и озарит могильный мрак светлой надеждой бессмертия.

Как Иисус Христос готовился к Своим страданиям и смерти

«Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет

Мы видим в дневном Евангелии, с какой решимостью и готовностью Иисус Христос отправляется на страдания и смерть, a Он наш образец, которому и мы должны подражать (1 Пет. 2:21).[673 — Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.]

1. Он исполнил все, что поручил Ему Отец небесный.

а) Страдания, бедствия, несчастья, которые могут постигнуть нас в будущем, не зависят от нас, a от Бога. Но наши обязанности — в нашей власти; исполнение их зависит от нас. И если мы исполняем их по долгу и совести, то относительно всего прочего, могущего постигнуть нас в будущем, мы можем быть совершенно спокойны.

Так поступал Господь наш, Иисус Христос. Чтобы приготовиться к своим предстоящим страданиям, Он ревностно исполнял все поручения Отца небесного.

Исполнение воли Божьей было для Него пищей и питьем.

Мы знаем, как каждый день и час своей жизни Он посвящал на дела благотворения, на просвещение людей светом истины и добродетели. Такое неутомимое, бескорыстное и святое исполнение обязанностей Своего призвания не было ли для Него лучшим приготовлением к страданиям и смерти?

б) Так и мы лучше всего можем приготовиться к будущим страданиям, если добросовестно исполняем наш долг и творим волю Божью.

Если обрушатся тогда на нас несчастья и бедствия, то мы будем страдать невинно и можем сказать с апостолом: «потому что во всем желаем вести себя честно» (Евр. 13:18).[674 — Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.] Самые продолжительные страдания и смерть для нас не страшны, потому что мы всю нашу жизнь посвятили на служение Богу, приготовились к вечности, и можем с уверенностью ожидать от милосердого Отца небесного помощи, защиты и награды (2 Тим. 4:18).[675 — И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.]

2. Он принял твердую решимость добровольно претерпеть страдания.

а) Такую решимость Иисус Христос высказал в дневном евангелии и особенно против ап. Петра, желавшего удержать Его от смерти (Мат. 16:21–22).[676 — С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!]

В Его святой душе была непоколебимая мысль: Я хочу и должен претерпеть все, даже самую смерть, чтобы исполнить завет Божий о спасении людей.

При такой решимости, ужас предстоящих страданий был побежден.

б) Если мы видим издали угрожающие нам страдания и не в состоянии их отвратить, то с мужеством и решимостью мы должны идти к ним на встречу. Часто одно представление о них лишает нас силы и духа. Но вера, что так угодно Богу, так хочет Бог, должна укреплять нас в страданиях. Как бы жестока ни была земная участь, но она ничего не может отнять у истинного христианина, который добровольно отказывается от мира и его благ и радостей.

Кто возвысился до такого самоотвержения, тот в состоянии перенести величайшие страдания и нужды, не оставляя своих обязанностей, не забывая своего достоинства, не сомневаясь в Боге и не чувствуя себя погибшим.

Со спокойствием и утешением взирает он к небу в минуты своего разрушенного счастья и ожидает

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн