Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

мздовоздаяния от Бога.

3. Он был уверен в славных последствиях своих страданий и смерти.

а) Если бы Иисус Христос опасался, что Его страдания и смерть останутся без благотворных последствий для Него самого и для человечества: то мог ли бы Он так спокойно идти на встречу смерти?

Но Он знал, что Своими страданиями и смертью Он исполнит предвечный совет Божий о спасении рода человеческого.

Мысль о славных последствиях голгофской жертвы не могла ли успокаивать Его в жесточайших страданиях?

б) Если мы, при изменчивости и непостоянстве человеческой судьбы, видим перед собой бедствия и страдания, то мы можем мужественно и спокойно ожидать их, если веруем, что они постигают нас по мудрым и благим планам Божьим и могут быть благодетельны для нас и других, — что наш пример терпения и смирения, твердости и стойкости, кротости и участливой любви, веры и упования на Бога будет благотворен для ближних, — что мы сами посредством страданий испытываемся, воспитываемся и очищаемся для неба.

Поистине, если мы с верой принимаем слова писания, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас, … и что отрет Бог всякую слезу с очей их» (Рим. 8:18; Апок. 21:4), то мы можем спокойно идти на встречу своих страданий и даже «хвалимся и скорбями» (Рим. 5:3).[677 — И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение.]

Святое призвание христиан уподобляться в своих страданиях Иисусу Христу

«Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет.» и т. д. (32–34).

Господь наш Иисус Христос, грядущий на вольные страдания в Иерусалим, служит для нас примером, которому мы должны подражать (1 Пет. 2:21).[678 — уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.]

1. В терпении и любви к людям.

а) Иисус Христос «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2:22).

Невинность и благость сопровождали все Его поступки, которыми Он никого не оскорбил и не обидел. Однако же, Он был предан оплеваниям, заушениям и самой смерти. Как справедливо было бы, если бы Он возмутился чувством негодования против своих убийц!.. Но Он показал величайшее терпение и смирение. Будучи «злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал» (1 Пет. 2:23).

И какую величайшую любовь явил Он ко всем людям, когда «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1 Пет. 2:24)?

б) И мы в страданиях своих должны оказывать терпение и любовь к людям. Скорби, бедствия, неприятности, продолжительные болезни легко возбуждают в нас некоторую раздражительность, нетерпение, негодование, озлобление. Мы даем чувствовать это мрачное настроение нашего духа окружающим нас. Если мы считаем их виновниками наших скорбей и болезней, то мы едва в состоянии сдерживать наши жалобы и упреки.

Но как тяжело нам бывает подавлять в себе такие легко-возбуждаемые чувства нетерпения и негодования к другим, если мы поражены болезнью или другим несчастьем? Однако же, подражая примеру Иисуса Христа, мы должны стараться подавить их. Такой подвиг будет для нас легок, если мы еще в счастливые дни нашей жизни приобрели себе добродетели терпения, смирения, покорности и любви по отношению к людям. Выражая к людям те же чувства и в несчастьи, мы будем трогать их сердца и побуждать их к участию в нашем горе, к помощи и поддержке.

2. В неутомимой ревности к деланию добра.

а) Господь наш Иисус Христос непрестанно стремился к облагодетельствованию людей, к осчастливливанию их в материальном и духовном отношении.

В заботах о других Он забывал Самого Себя. Даже в последние дни Своей жизни, когда начались уже Его страдания и приближалась Его смерть, Он не ослабевал в Своей ревности учить людей, благотворить им словом и делом. Об этом свидетельствуют Его последние речи, увещания и предостережения фарисеям (Мат. 21:23 и далее), Его заповеди и наставления ученикам (Иоан. 13–17).

б) И мы, как последователи Господа, призваны оказывать такую же ревность о благе других, даже среди страданий и бедствий, претерпеваемым нами.

В такой ревности не будет недостатка, если она не была чужда нам в счастливые дни. Несчастье, поразившее нас, редко бывает столь велико, чтобы оно сразу ослабляло все наши силы, всю нашу деятельность и отнимало у нас возможность приносить пользу другим людям. Мы часто сами виноваты в том, если теряем в несчастьи мужество и силу и становимся неспособными к заботами о благе ближних.

Нет, святого призвания благодетельствовать, учить других, поощрять их к добру словом и примером, мы не должны оставлять и тогда, когда сами находимся в несчастьи.

в) Мы чувствуем тогда лучше всего, как можно ободрить страждущего и несчастного, как его утешить и успокоить, как оказать ему помощь. A сочувствуя горю другого, содействуя его благу, мы будем смягчать собственное горе и отвлекать внимание от нашего собственного несчастья. Поэтому не составляет ли для нас святого призвания, чтобы по примеру Спасителя, делать добро в самых страданиях, так как через это достигается наше духовное и нравственное преуспеяние? Не возвышается ли тогда дух, полный силы и мужества, над всеми ударами судьбы?

3) В мужественном перенесении страданий.

а) Без страха и ужаса идет Иисус Христос в Иерусалим на страдания и смерть, предопределенные Ему от Бога. Хотя враги Его употребили все усилия, чтобы увеличить тяжесть Его страданий, однако же ничто не в состоянии было ослабить Его дух, поколебать Его твердость. До последней минуты Он оставался непреклонным и испил всю чашу жесточайших страданий. С полным благоговением удивляемся мы божественному духу Спасителя, силы и мужества Которого не могли сокрушить никакие страдания.

б) О, если бы и мы оставались столь же мужественными и твердыми в постигающих нас бедствиях и скорбях! Непреклонное мужество преодолевает величайшие бедствия, не оставляет ни одного позволительного средства к уменьшению страданий, к побеждению опасностей; и там, где мужественному становится невозможным избавление, он не падает духом, но с терпением переносит все, что воля Божья возлагает на него.

Чтобы достигнуть такого мужества и твердости в страданиях, будем чаще думать о мудрых и святых целях Божьих, с которыми посылаются нам бедствия.

4. В постоянном уповании на Бога.

а) При внутреннем общении Иисуса Христа с Богом Отцем, при сознании, что Бог послал Его в мир для спасения рода человеческого, Он должен был ожидать от Бога помощи, подкрепления и таких событий в жизни, которые служили бы к спасению людей. Какие бы препятствия и затруднения ни встречались Ему на пути, какие бы озлобления и преследования врагов ни угрожали Ему, Он никогда не опасался, что Бог оставит Его, не защитит и не благословит Его дела.

б) Как счастливы были бы мы, если бы, по примеру Спасителя, постоянно уповали на Бога в постигающих нас несчастьях и превратностях! Никогда мы не сознаем более нашего бессилия и беспомощности, как в несчастных случаях и страданиях, от которых не может избавить нас ни богатство и почетное звание, ни покровительство сильных людей, — Благо тогда нам, если мы почитаем Бога, как нашего Отца и с сыновней покорностью вверяемся Его мудрости, могуществу и благости! Тогда мы спокойно и терпеливо переносим все, что благая воля Отца небесного возлагает на нас, деятельно исполняем свои обязанности и с утешением взираем к небу, где прекратятся все наши земные страдания и где с радостью пожнем, если сеяли здесь со слезами.

«А кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.»

«А кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (ст.43–44).

Все мы желаем быть старше других или стать выше других, пользоваться определенным уважением от людей и проч. Такое желание естественно в человеке, не осуждается и Божьим словом. Только слово Божье указывает нам иной путь для приобретения почестей и славы, чем тот, который большей частью избираем мы. Вот этот путь:

Этим Иисус Христос учит, что:

1. Кто отличен уже мирскими почестями и преимуществами, тот не должен превозноситься ими, a пользоваться со смирением и употреблять их во благо другим («да будет слуга»).

а) Достигшие почестей и облеченные какой-либо властью не должны превозноситься своими преимуществами, a пользоваться ими со смирением.

Потому что все наши преимущества — не наше приобретение, a дар Божий (1 Цар. 2:7–8;[679 — Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.] Прит. 8:15;[680 — Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду.] Рим. 9:21;[681 — Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?] 1 Кор. 4:7[682 — Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?]). Следовательно, гордиться ими, значит похищать славу у Бога.

Превозношение почестями и властью противно не только Богу, но и людям, и особенно подчиненным нашей власти (Сир. 10:7[683 — Гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих.]), которые хотя для видимости и будут оказывать нам почтение, но в душе — презрение.

Кроме того, кичливость властью или обнаруживает в нас отсутствие истинных достоинств, или же омрачает эти достоинства и отнимает у них цену в глазах других.

Все те, которые стоят ниже нас по своему званию и положению, суть наши братья, равные нам по природе и благодати, и может быть, несравненно выше нас по внутреннему достоинству.

Наконец, безумно было бы превозноситься почестями и потому, что они очень изменчивы, мы легко можем их утратить, и тогда, вместо уважения, мы встретим явную к себе ненависть и презрение (1 Кор. 10:12).[684 — Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.]

б) Достигшие почестей должны употреблять свою власть и силу на пользу других.

Тогда они могут быть действительно «первыми» и «большими» других.

Всех, отличенных преимуществами чести и власти, слово Божье называет «Божий слуга, тебе на добро» для их подчиненных (Рим. 13:4).[685 — ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасноносит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.] Они поставлены выше других, дабы служить добрым примером для других.

Пред ними открыт обширный круг деятельности не для того, чтобы стеснять тех, кто в этом круге заключены, но для того, чтобы всех их обнимать любовью и попечительностью. Им подчинены подобные им люди не для того, чтобы только

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн