Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;]).

Напротив, «злые же люди и обманщики», люди злые и коварные, живущие лестью и обманом, хотя и не подвергаются гонениям, но они «преуспеют» только «во зле», увеличат только тяжесть собственных грехов, «вводя в заблуждение» своим примером легковерных «и заблуждаясь» сами своими лукавыми деяниями (ст.13). «Ты же», снова обращается апостол к Тимофею, «пребывай» твердо и неизменно «чему научен, и что тебе вверено», в догматах веры и правилах благочестия, которые ты узнал и в истине которых убедился, «зная, кем ты научен» (ст.14).

Авторитет твоего учителя (т. е. апостола Павла), которому ты сопутствовал в трудах благовестия, должен утвердить тебя в непреложной истине учения, слышанного от него; потому что ты был свидетелем его свышечеловеческих подвигов и добродетелей, видел чудеса, совершавшиеся силой Божьей через него, видел и полноту даров святого Духа, обитавших в нем, как в избранном сосуде благодати.

Святость такого учителя твоего не должна ли укрепить тебя в неуклонном хранении принятых от него учений, несмотря на гонения, угрожающие всем истинным последователям Христовым? Притом же ты «из детства» научился вере от бабки и матери твоей (2 Тим. 1:5)[58 — приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе.] и «знаешь священные писания», т. е. Ветхого Завета, которые также утверждают тебя в том, чему ты научился от своего учителя; они «могут умудрить тебя во спасение верой в Христа Иисуса» (ст.15), так как весь Ветхий Завет, со всеми своими учреждениями, служит пестуном во Христа и руководит «во спасение верой» в Него.

Промысел Божий

«И от всех избавил меня Господь» (ст.11).

Божественный Промысел видимо бодрствовал над апостолом. Он чудесно избавлял его от всех гонений и страданий, постигавших его во время путешествия с евангельской проповедью.

Тот же Промысел бодрствует и над нами на всех путях и стезях нашей жизни.

1. Охраняет жизнь людей.

Пока это необходимо по премудрым целям Божьим. Смерть наступает тогда только, когда отдельный человек достигает в достаточной мере своего назначения на земле. И целые народы не прежде исчезают с земли, как по выполнении данного им назначения.

а) Бог доставляет людям все необходимое для поддержания их жизни.

Народонаселение планеты с каждым годом более и более возрастает, потребности их более и более увеличиваются, — и Бог дает им потребное для их существования. Земля истощается, — и Бог открывает людям новые методы увеличения ее плодородия. Находятся неизвестные прежде способы переработки и производства продуктов, которые приносят пользу человеку.

Если отдельное лицо умирает иногда преждевременно, то это не составляет никакого ущерба в великом целом. Как неисчислимо много требуют пять миллиардов людей, населяющих земной шар! «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» (Пс. 44:15–16).

б) По мановению или допущению Промысла Божьего войны, моровые язвы, голод и прочее производят, конечно, гибельные опустошения в роде человеческом.

Но, однако же, число преждевременно умирающих остается всегда относительно малым. Прежнее народонаселение в определенном месте скоро опять восстанавливается. Человек имеет нужду в таких наказаниях Божьих. Он становится снова бережливее, лучше и богобоязненнее. Мудрость Божья простирается от одного конца земли до другого (Прем. 11:26–27).[59 — И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? Но Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи.]

в) Часто великие несчастья постигают отдельных людей: градобития, пожары, внезапная смерть кормильцев семьи и т. п.

Вначале люди готовы предаться отчаянию. Но вскоре они опять находят совет и помощь. И они и другие видят тогда только яснее, что Бог может питать их без жатвы, без дома, без прежнего главы семейства и т. д. После таких несчастий люди устраиваются часто еще лучше. «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем» (Мф. 6:32).

Таким образом, охранение людей — вот первое попечение Промысла Божьего!

2. Управляет людьми и руководит ими по своей воле.

Хотя Бог и дал людям свободную волю, однако Он удерживает над ними свое господство (Прем. 12:16).[60 — Ибо сила Твоя есть начало правды, и то самое, что Ты господствуешь над всеми, располагает Тебя щадить всех.]

Так что, несмотря на свободу воли, ничего не бывает без допущения Божьего. Он ведет нас нашими же путями и делает нас великими или малыми, богатыми или бедными, сильными или слабыми, здоровыми или больными. Мы различаем три рода людей, управляемых Промыслом.

а) Людьми добрыми Бог управляет посредством своего закона (данного в откровении Моисею), совести, церкви, родителей и начальников.

Они любят Бога и повинуются Ему. Они подчиняют тело с его влечениями разуму и духу, а дух подчиняется Богу. Таково отношение к Богу людей благочестивых, и оно ведёт к счастью, радости и миру. — Нужно поистине удивляться безумным, которые не поступают так.

б) Иной вначале ходит стропотным путем, но в надлежащее время сворачивает с него и обращается.

Этому содействует Бог своей предваряющей благодатью, несчастьями, горькими последствиями греха, внушениями Духа Святого. Следовательно, такие люди только недолгое время остаются без управления Промысла, но потом они горько раскаиваются, что заблуждались и лишались водительства Божьего.

в) Даже поступки ожесточенных и нераскаянных грешников Бог направляет к добру.

Сыновья Иакова, продавшие Иосифа, обвинители и судьи Иисуса Христа, ярость Саула и т. п. Только злой волей и духом противления таких грешников Бог не управляет, и отвергает нераскаянных от своего царства.

Управление людьми — вот второе попечение Промысла Божьего о людях!

Заключение. Есть Промысел! Будем уповать на него. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс.54:23). Предадимся Его водительству. Да будет во всем Его воля! Из-за сопротивления Ему мы только уничтожаем самих себя.

Почему Иисус Христос и апостолы не завещали христианам никакого земного счастья, но готовили их к лишениям и страданиям

«И все желающие жить благочестиво в Христе Иисусе, будут гонимы» (ст.12).

Каждый человек, делающий добро и исполняющий свои обязанности, ожидает себе счастья и благоденствия в жизни. Но Иисус Христос не завещал своим ученикам и последователям никакого земного счастья, а требовал от них лишений и самоотвержения. «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24–25;[61 — Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;]). То же самое говорит и апостол в нынешнем послании: «И все желающие жить благочестиво … будут гонимы» (ср. 1 Пет. 4:12–14).[62 — Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.] Но неужели христианин должен постоянно вести печальную жизнь, лишаться всяких земных радостей, терпеть дни гонения, скорби и бедствия? Этот вопрос требует правильного решения.

Причины этого скрываются:

1. Частично в тогдашних обстоятельствах.

а) Иисус Христос хотел исправить религиозное состояние не одних только иудеев, но и всего рода человеческого.

Он предлагал истины и учения, которые были совершенно противоположны мнениям и воззрениям тогдашних людей. Отсюда ожесточенное сопротивление, ненависть и преследования, всюду сопровождавшие Иисуса Христа и Его апостолов. Трудно было людям расстаться со своими застарелыми заблуждениями и принять новые, небесные истины, проповедуемые христианством. Таким образом, Евангелие было принимаемо многими людьми с неохотой.

Зависть, честолюбие, корыстолюбие и другие страсти громко заговорили против евангельского учения, и те, которые почитали Иисуса Христа, как Божественного Учителя, и исповедовали Его учение, подвергались ради этого ненависти и преследованиям от врагов. Спаситель предвидел это. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34 и др.). Поэтому Он не завещает своим последователям никакого земного счастья в общепринятом тогда понимании, а предрекает им гонения и страдания, и ублажает кротких, милосердных, миротворцев (Мф. 5:5.7.9),[63 — 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.] чтобы они, при своем снисходительном, миролюбивом настроении, спокойнее переносили всякую неправду. Поэтому и апостол Павел говорит, что «все желающие жить благочестиво в Христе Иисусе, будут гонимы». Вместе с тем Он говорит, что образ жизни христианина — благочестивый достаток в кругу последователей.

б) Как желал бы Иисус Христос избавить своих последователей от гонений и даровать им уже здесь истинную награду за добродетель и благочестие!

Но Евангелие не могло без борьбы распространиться на земле. Добродетель и благочестие Его исповедников должны были явиться миру во всем величии не иначе, как пройдя через огонь искушений и страданий.

Как счастливы теперь мы, христиане, что ради имени Христова не подвергаемся никаким гонениям и преследованиям! Теперь уже никто открыто не гонит за то, что мы христиане. Напротив, исповедуемая нами вера доставляет нам значительные выгоды, дает нам целесообразные средства к образованию, развитию нашего интеллекта и к достижению нашего благосостояния. Будем признательны за такое благодеяние, станем высоко ценить достоинство нашего православного вероисповедания; будем искренне радоваться тому, что мы — христиане, и жить так, как требует наше христианское звание.

2. Частично в цели Иисуса Христа.

Вторая причина, почему Иисус Христос и апостолы не завещают своим последователям никакого земного счастья, но требуют от них терпения в бедствиях и страданиях, заключается в цели Иисуса Христа.

а) Иисус Христос желал освободить человечество от тех несчастий, под тяжестью которых оно изнемогало.

Такого освободителя давно уже ждал народ иудейский. Но Спаситель хотел освободить свой народ не от временных бедствий и телесной нужды, хотя Он милосердно помогал всем, кто искал Его помощи в такой нужде. Он не желал даровать своим последователям только те земные блага и благодеяния, которых ожидали от Мессии иудеи. Из всего того, чему Он учил и что делал, ясно открывается, что Он желал, прежде всего, содействовать внутреннему, духовному благу людей, удалить препятствия и даровать средства к достижению этого блага. Поэтому апостол Павел говорит об Иисусе Христе, что Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30, ср. 1 Кор. 1:24[64 — для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость]). И апостол Петр называет Его «пастырем и посетителем» (блюстителем)

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн