великим подвигом в пустыне. Еще семнадцать лет она боролась со страстями, и только после этого уже и она достигла того «мира» в душе, который составляет истинное счастье в жизни.
Да, Спаситель Христос пришел на землю, чтобы принести человечеству этот именно мир; но люди и доселе имеют склонность больше услаждаться бурей страстей, чем этим благословенным миром. Пусть же изложенный опыт жизни двух великих грешниц служит для нас постоянным напоминанием о том, к какой бедственности приводит жизнь, преданная страстям, и что от полной погибели, связанной с такой жизнью, может избавить только особая Божья милость.
Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 5-ю Неделю Великого Поста
Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Ч. I, отд 2, стр. 134.
Феофан, еп. Тамбовский. Ο покаянии. СПБ. 1869 г. стр. 232–258.
Иннокентий, арх. Херсонский. Сочинения, т. III. стр. 236.
Леонтий, митр. Московский. Слова и речи. М. 1888 г. Ч. I, стр. 95.
Иоанн, еп. Полтавский. Собрание слов, бесед и поуч. стр. 65.
Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы. Ч. III, отд. VI, стр. 80–99.
Николай, еп. Тамбовский. Слова и речи. Стр. 117.
Павел, арх. Кишиневский. Слова и речи. 1879 г. Т. 1, стр. 330.
Виссарион, еп. Костромской. Голос пастыря. Стр. 85.
Лебедев, Π. Α., прот. Поучения в Святую Четыредесят. Вып. I-24; II-19; III-14, 17.
Сергиев, И. прот. Собрание сочинений. Τ. II, 130–139.
Нордов, прот. Сеятель благочестия. Т. II.
Мегорский, прот. Слова, поучения и речи.
Сборникизд. журн. «Паст. Собеседн.». Стр. 149, 154, 157.
Сборникизд. журн. «Руков. для С. П.» Стр. 460, 463.
Дьяченко. Ежедневные поучения. Т. I, 652–668.
6-Я НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
I. ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ. Зачало (41) от Иоанна 12:1-18
1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,
11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения
Евангельское чтение шестой недели поста состоит из двух частей, из которых каждая заключает в себя особый предмет для поучения и назидания. В первой части, повествующей о вечере Иисуса Христа в Вифании (ст.1–8), изображается величие истинной любви.
1. Любовь больше, чем её (Марии, сестры Марфы) дар, и прекраснее, чем её дело.
а) По отношению к её объему.
Она дает более, чем может, т. е. она думает, что, она никогда не в состоянии сделать достаточно, и только ограниченность сил и средств удерживает ее от дальнейшего круга действий (ст.3). Мария делает много, но ей кажется, что все еще не довольно, потому что она не может сделать больше.
б) По отношению к её содержанию.
И в деле, и в материальном даре высокое чувство любви хочет как бы воплотиться в видимой и осязательной форме, но оно может выразиться в этом только отчасти, невполне (ст.3). Мария высказала в своем подвиге любви полноту преданности и благодарности, истинное понимание которой она с уверенностью предполагала в Иисусе Христе.
2. Любовь непонятна для мира и даже для самой себя составляет тайну.
а) Мир ее не понимает, или потому, что он привык выражать свою любовь в одной и той же определенной форме (ст.5;[726 — Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?] ср. ст. 8[727 — Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.]).
Как часто воображают в миру, что милостыня бедным есть самое высшее и единственно возможное выражение любви! Не потому ли, что не хотят признать истинного величия в том, что явно обличает их примитивные чувства и их ничтожество (ст.6).[728 — Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.]
б) Она для самой себя тайна, потому что она, как и всякая истинная добродетель, не имеет никакого сознания о своем достоинстве; дело её кажется ей вполне естественным и необходимым, не заключающим в себе ничего особенного.
Она делает более, чем думает, ибо то, что она вображает делать людям, она делает Господу (Мат. 25:40; ср. Евр. 13:2). Мария при этом случае видит в Иисусе Христе более благодетельного друга человечества, чем Бога.
Дело любви по своим последствиям необозримо; оно, как и всякое добро, вечно живет, возрастает и приводит к такому концу, какого любовь не могла даже и предчувствовать (ст.7; ср. Мат. 26:13).
Во сторой части, заключающей в себе рассказ о торжественном входе Спасителя в Иерусалим (ст.9-18), изображается Иисус Христое, как царь.
1. Предчувствие о Его необыкновенном величии имеют даже те, которые еще не узнали Его совершенно; это обнаруживается:
а) на народе, который слышал о Его необыкновенных деяниях (ст.9);
б) на Его врагах, которые всеми мерами стараются противодействовать возрастающему к Нему уважению (ст. 10, 11).
2. Царское величие Его открывается в торжественном входе в Иерусалим:
а) посредством приветствий со стороны народа (ст.13);
б) посредством исполнения пророчеств (ст.14–15);
в) посредством дальнейших последствий (ст.16).
3. Но не все хотят подчиниться Его владычеству.
а) Многие действительно прославлют Его могущество(ст. 17–18);
б) но другие из зависти отказываются признать Его (ст.19).
Частные темы, предлагаемые проповеднику евангельским чтением, могут быть следующие:
Ст. l-3. — О любви к странноприимству. Об утешениях в дружбе. Истинная любовь более, чем ее дар и прекраснее, чем ее дело.
Ст. 4–6. — О злобе сердца, прикрываемой любовью. О том, что благотворительность бедным не есть высшее выражение любви. О тех, которые восстают против дорогих украшений храма, богатой церковной утвари и т. п.
Ст. 9. — Желание видеть чудесное не служит еще признаком верующего сердца.
Ст. 10–11 — До какого ослепления может дойти злоба, если она соединена с предрассудками; это мы видим на врагах Иисуса Христа.
Ст. 12–13. — Как изменчивы одобрения толпы. Как легко народный энтузиазм, по наущению вожаков, переходит в ненависть. О необходимости быть осмотрительными особенно тогда, когда наиболее всего благоприятствует нам счастье. Об изменчивости человеческого счастья, или не полагайтесь на людей.
Ст. 14–15. — Иисус Христос, как царь духовного царства и т. п.
«Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (ст.15).
Пророчество Захарии исполнилось (Зах. 9:9).[729 — Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.] Нынешнее евангелие изображает нам торжественное шествие Иисуса Христа в Иерусалим, как царя Сиона. Что же тут царского? Где блеск, достойный царя? Где радость, возвещаемая дщери Сиона?
1. Входит ли Он, как Царь?
Нет. Что касается Его лично, то Он приходит «кроток», беден, на «молодом осле» (Мат. 21:2–5),[730 — сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.] без знатной прислуги и украшений, (Мат. 21:7),[731 — привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.] без богатых колесниц, гордых всадников и блестящих мечей (Зах. 9:10).[732 — Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.]
Но что касается народа, то он действительно встречает Его, как царя. Никогда, конечно, никакой народ не встречал царя с бόльшим восторгом, чем народ израильский, страдавший под иноземным игом, принимал Иисуса Христа, видя в Нем своего обетованного царя, хотящего избавить Израиля. Одежды и ветви расстилались по пути (Мат. 21:8).[733 — Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.]
Никогда никакого царя не приветствовали так сердечно, как народ израильский. От старцев и до грудных младенцев, приветствовал Спасителя, возглашая Ему: «осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (ст.13; ср. Мат. 21:9[734 — народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!]).
И однако же истинно то, что Он не входит, как царь, т. е. этого мира. Напротив, достойно удивления, что народ мог так ошибиться, думая видеть в кротком лице Иисуса Христа грозного победителя, идущего на войну против римлян, и приветствуя Его, как героя из дому Давидова. И вот, спустя немного, лишь только он заметил свою ошибку, он с таким же ожесточением взывал: «распни, распни Его,»(Лук.23:21) с каким восторгом ныне возглашает: «осанна.»
2. Он входит, как величайший царь, но Царь особенного духовного царства.
Все цари должны повергнуть к Его стопам свои порфиры, венцы и державу; ибо как бы ни был велик и мудр земной царь, он может способствовать только временному благополучию своего народа, если Бог благословит его царство; но душевного мира, спокойствия совести он не может доставить своему народу, не может примирить с Богом, избавить ни от одного греха.
Но Иисус Христос входит «праведный и спасающий» (Зах. 9:9). Он идет на величайшую и