«душ наших», который предохраняет нас от греха и заблуждений, ведет к добродетели, нравственному совершенству и блаженству, который своей смертью обязывает нас «умереть греху и ожить Богови».
Если он сам говорит о Себе, что Он пришел, «чтобы имели жизнь и имели с избытком»(Ин. 10:10); если Он сам называет себя и свое учение «хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6:33), то мы должны понимать под этим в бóльшей мере внутреннюю, духовную жизнь человека, как преобладающую составляющую, и её духовные потребности, которые преимущественно желал он удовлетворить. Таким образом, Он желал завещать своим последователям счастье духовное, составляющее плод и награду истинной добродетели и благочестия. Поэтому Он называет «блаженными» (Мат. 5:6.8.10) «алчущих и жаждущих правды, чистых сердцем, гонимых за правду». Все эти люди должны быть счастливы, но их счастье — не внешняя, земная, видимая собственность, а собственность души и сердца.
б) Но с этим внутренним счастьем не может ли быть соединено также и внешнее, земное благополучие?
Конечно, может, и опыт показывает, что это чаще всего так и бывает. Образ жизни православного христианина — благочестивый достаток. Так как совершенно согласно с порядком Божьим, чтобы человек добродетельный, исполняющий добросовестно свои христианские обязанности, посредством этого устраивал свое земное счастье и делался достойным благословения Божьего в своих земных трудах и предприятиях. Но этого счастья и этого благословения Божьего в земных занятиях человек может достигать не иначе, как путем самоотвержения и добровольного ограничения потребления земных благ — необходимо соизмерять свои желания с реальными потребностями.
Какой добродетельный человек, стремящийся быть тем, чем он должен быть, не чувствует себя обязанным как можно чаще отказываться от чувственных удовольствий, ограничивать земные радости, жертвовать земными благами? Потому что те, кто любит деньги и имущество, почести и славу, радости и удовольствия более добродетели и благочестия, тот не может быть добродетельным; не может достигать и вечного счастья, завещаемого Спасителем.
Апостол Иоанн увещевает христиан: «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей… И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Иоан. 2:15.17). Таким образом, самая совершенная и угодная Богу та добродетель, которая, через самоотвержение в бедствиях, очищается от греховной (чрезмерной) привязанности к материальным благам мира сего, укрепляется в страданиях и остается твердой во всевозможных искушениях.
Но если Иисус Христос требует от людей совершенной добродетели, то Он не может предлагать к их услугам земного счастья в понимании людей неверующих. «Все желающие жить благочестиво», так или иначе, но неизбежно «гонимы будут». При этом остаются совершенно истинными слова Спасителя: «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (необходимое для достаточного материального существования) приложится вам.» (Мф.6:33).
Итак, не будем роптать, если мы ради благочестия терпим гонения, если мы, как христиане, должны отвергаться самих себя и нести свой крест. Христос, пострадав за нас, оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2:21).[65 — Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.] А если со Христом страждем, то с Ним и прославимся.
Скорби и гонения составляют неизбежный удел благочестивого христианина
«Все желающие жить благочестиво в Христе Иисусе, будут гонимы» (ст.12).
Нерадостную истину возвещает нам апостол в дневном чтении. Не то же ли самое говорит Иисус Христос (Мат. 10:34[66 — Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч.] и др. Иоан. 16:20[67 — Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.])?
1. Потому что он благочестивый христианин.
Конечно, и грешник имеет свое горе (Пс. 31:10),[68 — Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.] но оно часто служит к его стыду и посрамлению. Он по своей собственной вине нередко делается притчей во языцех. Но благочестивый человек невинно терпит скорби и огорчения. «Возьми крест свой» (Лук. 9:23;[69 — Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.] Деян. 14:22[70 — утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.])! Если мы — христиане, то должны также и страдать с Христом. Когда страдает Глава, то чувствует страдание и каждый член. Захотим ли мы покоиться на розах и предоставить терния одному Иисусу Христу? Злой мир не может не питать ненависти к благочестивому человеку (Иоан. 15:19;[71 — Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.] Иак. 4:4[72 — Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.]). Овцы и волки. Но как иначе, если крест исходит из руки Божьей (Пс.37:3)?[73 — ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.]
2. Потому что Бог любит его.
Правда ли это? Где же награда добродетели? Где обетование благочестия (1 Тим. 4:8;[74 — ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.] Осии 6:4[75 — Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая.])? Однако же, рассмотри внимательнее несомый тобой крест; это — не гнев Божий (Пс.76:10),[76 — неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои?] но язвы любящего друга (Прит. 17:6;[77 — Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного — ни обола.]] 3:11–12;[78 — Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.] Евр. 7:6[79 — Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.]). Познай мудрого Врача, любвеобильного Отца, благо в горе. Тогда ты поймешь любовь Божью в самих страданиях (1 Пет. 4:1).[80 — Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить.] Сердце становится смиреннее, молитва пламеннее, упование крепче, мир омерзительнее, небо приятнее (Псал 72:23).[81 — Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;]
3. Для того, чтобы он сильнее искусился, в благочестии.
Храбрый воин не прежде обнаруживает свою храбрость, как уже выступив перед врагом. Золото в горниле (Прит. 17:3;[82 — Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь.] Сир. 2:5[83 — ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, — в горниле уничижения.]). Вера тогда только проявляется во всей силе, когда она открыто свидетельствует о Христе. Терпящий делается непреклонным (Рим. 5:3).[84 — И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение] Молящийся находит ключ к сердцу Божию (Пс.17:7).[85 — В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от [святаго] чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.] Надежда благочестия переходит в уверенность (Иак. 1:12;[86 — Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.] 2 Кор. 4:17[87 — Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу]).
Если мы не терпим никаких гонений со стороны злых людей, то это свидетельствует о недостатке в нас веры, любви, благочестия
«Все желающие жить благочестиво … будут гонимы».
Таков общий удел добродетели и благочестия! Тьма спорит со светом, истина с ложью, добро со злом. Мы не терпим теперь таких гонений, каким подвергались первенствующие христиане, и за это слава Богу. Но если и ныне не постигают нас никакие гонения, насмешки и издевательства и т. п., то это — недобрый знак.
1. Одушевленной веры.
Злые люди щадят и не осмеивают только того, кто не имеет и не обнаруживает никакой веры. Но кто в пути, при входах и выходах и проч. осеняет себя крестным знамением, кто перед храмом, иконой и крестом с благоговением останавливается и молится: тот непременно подвергнется насмешкам. Кто в церкви смотрит только на алтарь и думает только о молитве, того обзовут оскорбительным именем святоши. Кто верно соблюдает установленные Церковью посты, проводит по христиански воскресные и праздничные дни: тот в глазах других — ханжа. Если бы кто в обществе вздумал противоречить кощунникам, то наверно встретил бы град насмешек и т. п.
2. Пламенной любви.
Великая была бы любовь — наставить иного на правую веру: но сделай это, и тебя будут преследовать. Любовь была бы — удержать от греха: но сделай это, и тебя будут гнать. Любовь была бы — доставлять хлеб и утешение в хижины нищеты: но делай это постоянно и тебя заподозрят в нечистых намерениях и т. д.
3. Благочестивой жизни.
Если всегда и перед всеми говорят правду, то считают людьми несносными и опасными. Благотворительную щедрость осудят, как расточительность, целомудрие — как безчувственность, воздержность языка — как тупость ума и проч. Если сами заслужили доверие и относятся с доверием к другим, то будут обмануты. Точное и строгое исполнение всех своих обязанностей возбудит ненависть. Поистине, «все желающие жить благочестиво … будут гонимы.»
Вера, любовь, благочестие, так или иначе, неизбежно должны подвергаться гонениям. Если нас не постигают никакие гонения, то это — нехороший знак. А если мы терпим преследования от злых, то это должно доставлять нам радость и утешение.
Родители с ранней юности должны помогать своим детям в достижении их назначения
«Из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение» (ст.15).
Апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея к достойному прохождению пастырского служения, напоминает ему о том воспитании, какое подготовило его к этому служению. Ты — говорит он — «из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение’.» Труды матери и бабки (2 Тим. 1:5), заботившихся с ранней юности о воспитании Тимофея, были не напрасны; они принесли свой плод. Тимофей вышел достойным преемником апостольского звания. Какой поучительный пример для отцов и матерей!
А в чем это назначение?
1. Для семейства.
Человек прежде всего член «семьи.»
Чтобы дети вышли полезными и счастливыми членами семьи, об этом должны позаботиться родители, насаждая и