дань благоговейного и благодарного сердца, он считал излишней и бесполезной тратой. Земные блага значили для него все; в них он погрузился всей своей любовью, он искал только своего. Но с этим —
в) В Иуде соединялось лицемерие.
Он показывает видимость любви, как будто заботится о бедных. Лицемер! Он хотел иметь деньги, потому что носил кошелек и был вор! О, сколько темных и ужасных пороков скрывается в человеческом сердце, где нет любви!
Теперь посмотрим на —
3. Господа, Который есть любовь.
а) Любовь Господа высказалась в отношении к Иуде. Хотя Он, как сердцевед, видит насквозь душу Иуды со всей его злобой и лукавством, но щадит его. Он не обличает его строгим порицанием, не делает даже упрека за его жесткосердечное отношение к поступку Марии, a говорит только: оставьте ее в покое (ст.7)! Какая любовь, которая даже там, где она должна наказывать, ограничивается кротким обличением, и где она должна с презрением отвернуться от недостойного, снисходительно терпит и переносит!
б) Любовь Господа выразилась в Его взгляде на самый поступок Марии. «Она сберегла это на день погребения Моего; она наперед выразила последнюю благодарность своей любви ко Мне» и, по сказанию Святого Апостола Матфея, Господь присовокупил: «она доброе дело сделала для Меня» (Мат. 26:10). Да, любовь не судит никакого дела, хотя знает, по доброй или злой причине оно происходит. Любовь о всем думает самое лучшее и во всем видит самое лучшее.
в) Наконец, любовь Господа высказалась в Его суждении о Марии. Ее дело, порожденное любовью, должно быть известно всему миру. «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мат. 26:13). Так высоко божественная любовь награждает человеческую любовь! Что Мария от избытка смиренного, благодарного и любвеобильного сердца сделала своему Божественному другу и Спасителю перед Его погребением, то переходит теперь из уст в уста, возглашается во всех концах мира и будет возглашаться до скончания века, как вечное воспоминание о том, — как Господь ценит благочестивое излияние любящего сердца!
«Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (ст.15).
Пророчество Захарии исполнилось (Зах. 9:9).[740 — Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.] Иисус Христос торжественно входит в Иерусалим, как царь Сиона.
1. По наружности в Нем нет ничего царского.
Хотя и Сын Давида, но какое громадное различие между отцом и Сыном!
Тот с золотой короной (2 Цар. 12:30);[741 — И взял Давид венец царя их с головы его, — а в нем было золота талант и драгоценный камень, — и возложил его Давид на свою голову, и добычи из города вынес очень много.] этот — в терновом венце. Тот со скипетром, a этот — с тростью в руке. От славы отца едва осталась тень (Лук. 17:25;[742 — Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.] Исаии 53:2[743 — Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.]). Он не имеет собственного дома, не знает даже, где главу преклонить (Мат. 8:20[744 — И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.]). Вход Его — на осляти, свита — двенадцать бедных учеников. Какое преткновение для гордого разума!
Мудрый Царь становится великим именно через свое глубокое уничижение, и этим торжественно свидетельствует, что Его царство не от мира сего (Иоан. 18:36;[745 — Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.] Иоан. 6:15[746 — Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один.]). Он хочет обогатить нас своей бедностью (2 Кор. 8:9[747 — Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.]).
2. Однако же, он могущественный Царь.
Он был уже от вечности.
Небо — престол Его, и земля — подножие ног Его (Ис. 66:1[748 — Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?]). Он управляет миром и держит все в своей деснице. Он творит чудеса (Псал. 20:6–7). Еще более: Он обладает таинственной, всепобеждающей властью над сердцами. Любовь Ему подчинена (Псал. 32:15).[749 — Он создал сердца всех их и вникает во все дела их.] Он побеждает могущественных врагов своих (Иоан. 18:6;[750 — И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю.] Деян. 9:5[751 — Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.]). Пред Ним трепещет самый ад (1 Тим. 6:15[752 — которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих.]).
3. И в то же время милостивый Царь.
Кроток.
Принимает к сердцу всякое наше телесное горе и помогает. Исцеление слепого (Мар. 10:46–52). Доступ к Нему совершенно свободный, днем и ночью, и никто не отходит со скорбью от Него. Особенно Он помогает в духовной нужде. Он зовет к себе всех грешников (Мат. 11:28–29).[753 — Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;] Грешник находит у Него не трон судьи, a престол благодати (Ис. 52:7;[754 — Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»] Евр. 6:16).[755 — Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.]
Заключение. Как нравится нам такой Царь? Прекрасен ли Он в наших глазах (Псал. 17:26).[756 — С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно.]
Радуйся, грешник (1 Тим. 1:15;[757 — Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.] Мат. 11:5[758 — слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют.]). Он грядет к «тебе.»
С какой радостью ты встретишь смерть, когда услышишь: «се Царь твой грядет!»
Ветви, которыми мы усееваем крестной путь Спасителя при Его входе в Иерусалим
«Взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему» (ст.13).
1. Слезы веры.
2. Слезы любви.
3. Слезы покаяния.
II. АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ. Зачало (247) к Фипипийцам 4:4–9
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами.
Практический очерк содержания рядового чтения
В апостольском чтении шестой недели, вводящей нас в великие дни страданий Спасителя, изображаются высокие чувства, которыми христиане должны одушевляться всегда, a особенно в страстную седмицу, при воспоминании страстей Христовых.
1. Первое чувство, которое должно наполнять нашу душу и сердце, при воспоминании о входе Спасителя в Иерусалим, грядущего на свои вольные страдания, — это — чувство радости.
Еще святой пророк Захария, провидя великий день торжественного шествия Мессии в Иерусалим для страданий, призывал истинно-верующих чад Израиля к великой радости. «Ликуй от радости, дщерь Сиона», взывал он в пророческом духе, «торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Захар. 9:9; ср. Мат. 21:5[759 — Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.]).
Tо же самое проповедует нам и апостол: «радуйтесь — говорит Он — всегда в Господе» (ст.4). О чем же радоваться? Наша радость должна быть не мирская, но духовная — «о Господе.» Мы должны радоваться, что Господь наш Иисус Христос Своими страданиями и крестной смертью избавил нас от греха, проклятия и вечной смерти, что Он открыл нам свободный вход на небо и даровал вечную жизнь. Βсе дело искупления, совершенное Господом, составляет предмет нашей радости. Это чувство должно теперь господствовать над всеми другими чувствами; посему апостол и усугубил свое слово: «радуйтесь», взывает он, «всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь», — радуйтеь «всегда», при всех случаях и обстоятельствах жизни. В болезни и скорбях, в лишениях и несчастьях, во всяких огорчениях и сердечных ранах, никогда не должна оставлять нас радость о том, что Господь искупил нас Своей кровью, что мы — Его, a Он — наш, и так как Он вечен, то мы должны и радоваться «всегда.»
2. С радостью при воспоминании страстей Христовых должно соединяться в нас чувство любви к ближним, о котором говорит далее апостол в словах: «кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко» (ст.5)!
Снисхождение любви и благосклонность к каждому проистекает из радости о Господе, потому что радость разверзает сердце к участливости, тогда как скорбь заключает его и делает жестким, холодным и бесчувственным. Милосердый Бог, по беспредельной любви Своей к нам, предает на смерть Сына Своего, чтобы даровать в Нем благодать и отпущение грехов. A как велика и неизмерима эта любовь Божья, когда она не только прощает наши грехи, но и хочет дать нам вечное блаженство! Кто серьезно подумает о том, что Царь небесный, которому он должен 10 тысяч талантов, хочет простить весь этот долг, тот почувствует также и в своем сердце готовность простить своим братьям несколько динариев, как и Бог простил ему во Христе.
Уступчивость, незлобие, кротость, снисходительность, чуждая всякого раздражения и немилосердия, — вот та «кротость», которую христианин оказывает к своему ближнему, даже к своему врагу. Если ты доселе еще живешь во вражде с кем-либо, дышишь ненавистью и мщением, проникнут духом нетерпимости и непримиримости, то удали теперь из твоего сердца эти злые наклонности, потому