Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

что в таком состоянии ты не способен к принятию отпущения, даруемого тебе Богом в страждущем Спасителе, и не имеешь никакого понятия о Божественном милосердии. Если такая «кротость», снисходительность, миролюбие кажутся тебе трудными, то подумай, что «Господь близко» со Своей силой и благодатной помощью, которая делает нас крепкими, как бы мы ни были слабы. Посему в наступающие дни страданий Господа да одушевляет вас любовь к ближним во всех отношениях, да познают все окружающие вас вашу кротость, терпение, снисходительность!

3. Третье чувство, которое должно одушевлять христиан в дни страданий Спасителя — это упование. «Не заботьтесь ни о чем», заповедует апостол, «но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (ст.6).

Непоколебимое основание нашего упования на Бога заключается в смерти Господа нашего Иисуса Христа. Если Бог не пощадил ради нас Своего возлюбленного Сына, то откажет ли Он нам в просимом ради Сына? В мире, который лежит во зле, мы встречаем огорчения, озлобления, нужды и тысячи причин к скорби; все это причиняет грех, живущий еще в нас и господствующий в мире. Однако мы не должны много беспокоиться, потому что о нас печется Отец небесный, a мы Его дети по благодати Иисуса Христа. «Не заботьтесь ни о чем!» Все ваши заботы, всю вашу участь предоставьте в руки Господа, и Он все устроит к вашему благу. Порукой в этом служит смерть Его Сына, примирившего нас с Богом Своей кровью. В Божьей любви, мудрости и могуществе мы не можем теперь сомневаться. Если грех вкрадывается и остается в нас, то прибегнем к «молитве и прошению», и сила молитвы и прошения даст нам возможность возложить все наши печали на Бога. Во всех скорбных случаях жизни будем обращаться с молитвенными вздохами к Богу, начиная всегда «благодарением» за прошлые Его благодеяния. Посредством благодарения молитвенный пламень восходит к небу, и Бог, по Своей благости, дарует нам все, для нас потребное и полезное. Посему «не заботьтесь ни о чем!»

4. Далее апостол заповедует нам стяжать мир с Богом: «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (ст.7).

Мир, как дар Божий, называющийся поэтому «миром Божьим», имеет свое основание в примирении нас с Богом смертью Его Сына. Это тот блаженный мир совести, который дарует Иисус Христос всем истинноверующим в Него. Мир этот, как не имеющий предела (ср. Ис. 9:7),[760 — Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.] «превыше всякого ума» и словом человеческим невыразим для того, кто его не имеет; поэтому мир не знает его, но Спаситель говорит Своим ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Иоан. 14:27). Этот внутренний мир с Богом «да соблюдает сердца ваши» от злых похотей и «помышления ваши» от худых помыслов «о Христе Иисусе.» Пусть он будет верным стражем души и сердца от навета плотских страстей, мирской суетности и демонического прельщения.

5. Наконец, «братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (ст.8). В великие дни воспоминаний о страданиях Господа старайтесь помышлять только о том, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, — вообще обо всем, что называется добродетелью и достойно похвалы. A что же истинно, что честно? Все те дела и добродетели, «чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами», так поступающими (ст.9).

Частные темы могут быть следующие:

Как проявляется ровное и спокойное состояние духа христианина

«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (ст.4–7).

Перемена приятных и неприятных случаев и обстоятельств оказывает часто очень дурное влияние на состояние нашего духа, на спокойствие нашего сердца. Tо мы очень веселы и трепещем от радости, если счастье улыбается нам; то наоборот мы очень печальны и падаем духом, если постигает нас несчастье. Мы решились исполнять наши обязанности, проникнуты старанием к добру, исполнены любви к ближним. Но если мы наталкиваемся на трудности и препятствия, особенно подставляемые злобой и коварством людей, то мы сразу изменяемся в настроении духа. Наша старательность ослабевает, любовь остывает и наши отношения меняются.

Что может быть опаснее такого непостоянства характера для нашего довольства и добродетели? Мы тогда становимся игрой обстоятельств и зависим от случая.

Мы должны в собственных наших глазах казаться презренными, если не умеем ни в счастье поступать мудро, ни несчастья переносить мужественно: если у нас недостает того спокойствия духа, которое служит твердой защитой во всех житейских невзгодах.

В ныне читаемом послании апостол хочет своими наставлениями возбудить в христианах то счастливое настроение духа, при котором они оставались бы всегда одинаковы во всех обстоятельствах жизни, всегда верны самим себе, своим мыслям и поступкам.

1. Он всегда радуется.

«Радуйтесь всегда», заповедует апостол христианам, и тем побуждает их к постоянной и непрерывной радости, которая может быть такой потому, что это радость о Господе, что предмет ее составляет Бог, Его благодеяния и благословения.

Таким образом, речь идет не о чувственных удовольствиях, не о радостях земных. Эти последние по своему свойству не могут быть продолжительны и постоянны. Такой радостью может быть только радость, происходящая из размышления о Боге, Его свойствах и действиях, из ощущений Его благости и благодати, — радость о познании истины, добродетели и всякого добра.

Но кто может радоваться так, как христианин, приобретший себе то свойство, которое мы называем ровностью духа?

В его сердце господствует мир, и никакая буря страстей не возмущает его духа, ни при размышлении о всяком благе, исходящем от Бога, ни при восприятии всего прекрасного, доставляющего ему истинную радость, ни при исполнении обязанностей, составляющем источник чистейших радостей.

Он не предается никакой радости до излишества, радуется смиренно всякому, выпадающему на долю его счастью, и через это остерегается, чтобы радость не послужила для него вредом.

Но совершенно иначе бывает с тем, y кого недостает такой ровности духа! Он, конечно, имеет веселые минуты и многие радости, посылаемые ему Богом.

Но он наслаждается ими так, что они скоро ему надоедают; потребность в них растет все сильнее и сильнее, не находя удовлетворения. В высоких радостях Богопознания и добродетели он не находит никакого удовольствия. Для таких радостей дух его слишком беспокоен, мысль его слишком непостоянна.

Только спокойный духом христианин радуется всегда о Господе. Счастье, какое он в себе находит, благо, которого он непоколебимо ожидает, и сила, с которой он управляет самим собой, совершенно достаточны для него, чтобы препобеждать всякие неприятности и всякие огорчения.

Поэтому говорится о нем, что:

2. Он ни о чем не заботится (ст.6).

Это не значит, будто для спокойствия духа не нужно ни о чем серьезно беспокоиться, предаваться совершенной беспечности и не иметь никакого чувства к своему и чужому горю. Такого совета апостол не преподал бы христианам. В нем именно проявляется истинно христианское спокойствие души. При самых неудачных обстоятельствах и в самом скорбном положении христианин остается верен себе, не предается неумеренному страху и беспокойствам, и никогда не тоскует об исходе своей участи. Как бы ни было велико несчастье и опасность, угрожающие ему, они не подавляют его духа, не отнимают у него спокойного настроения и упования на Бога.

«Господь близко» к нему, и он во всех случаях жизни «в молитве и прошении с благодарением открывает свои желания пред Богом» (ст.6). Такое постоянное направление души к Богу, такое благочестивое возношение сердца к Нему сопутствует истинному христианину. Поэтому он и способен к спокойствию духа, охраняющему его от тоскливых забот и беспокойств.

Но кто не обладает этим спокойствием, тот не способен перенести даже малейшей неудачи без огорчения. Его дух постоянно обуревается беспокойством и страхом.

Каждое несчастье подавляет его, делает его унылым, колеблющимся, нерешительным в своих поступках.

Возможно ли при этом сохранить мир и довольство сердца, радоваться своей жизни с благодарением Бога? В этом последнем, т. е. в благодарении Бога, проявляется высокое достоинство чувства, которое остается одинаковым при всех потрясениях жизни, получает крепость и силу от направления к Богу и высказывается в сердечной любви к людям.

3. Он являет свою кротость известной всем людям (ст.5).

Эта кротость не есть только отдельная добродетель, как, напр., уступчивость, незлобие; но вообще снисходительное, дружественное, доброе, любвеобильное отношение ко всем людям, при котором, насколько это позволительно, охотно уступают желаниям других, оказывают в суждениях о них скромность и сдержанность, и всегда смотрят более на благо ближних, чем на свою собственную пользу.

Такое отношение было необходимо для современных апостолу христиан. Как исповедники нового учения они были ненавидимы и должны были остерегаться, чтобы своим недружелюбным, ропотливым и безучастным отношением не навлечь на себя еще большей вражды.

Но апостол заповедует такое отношение и каждому христианину. Наше благополучие, спокойствие и довольство достигаются тем, если «наша кротость известна всем людям;» если мы к знатным и незнатным, к друзьям и врагам, относимся с благожелательством, дружелюбием и скромностью.

Такую кротость может проявлять только тот, кто, при соблюдении обязанностей человеколюбия, сообразуется не с внешними обстоятельствами, но поступает по твердым правилам своего характера и остается одинаков при всех обстоятельствах; — кто равнодушно пропускает без внимания недостатки, слабости и несовершенства людей, переносит их оскорбления, гордость, жестокость, неразумие и глупость, не изменяя своего расположения к ним (Мат. 5:5.[761 — Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.] 7.[762 — Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.] 9[763 — Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.]); — кто умеряет свои страсти и охотнее страдает от неправды, чем делает неправду (1 Кор. 13:4–7[764 — Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.]).

Таким образом, как благороден и какой любви достоин христианин, который посредством спокойного духа в своих отношениях к другим споспешествует их благу и счастью!

Как много он сам благодаря этому приобретает для внутреннего спокойствия и мира с Богом.

Господь близко

«Господь близко» (ст.5).

Мысль о Боге присуща человеку. Мы знакомы с ней с ранней юности.

И однако для многих Бог остается чуждым на протяжении всей их жизни. Поэтому они не могут радоваться о Боге, утешаться Им; в мысли о Нем они

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн