Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

свое основание в свойствах земных благ, в устройстве мира и природы, в ходе нашей судьбы. Они зависят от Бога. Но Бог дал нам в религии средство, облегчающее заботы, облагораживающее их и обращающее в истинное для нас благо и т. д.

Благодетельная сила Христовой веры проявляется в самих житейских заботах.

1. Она очищает и облагораживает заботы.

Бездна забот сопровождает человека до гроба. Даже отживший старец имеет еще заботы, потому что имеет желания и надежды.

Но заботы человеческие неодинакового рода и свойства, не все основательны и важны, равно безукоризненны и безгрешны, равно правильны и благородны.

Сравните заботы земнолюбивого и порочного человека с заботами мудрого, добродетельного и благочестивого христианина. Нельзя считать безразличным, какого рода и свойства наши заботы. Иной воображает себе, что его заботы безвредны для ближнего, что ему не может быть вменено в грех, если он занимается теми или другими попечениями. Но есть заботы, которые сами по себе греховны, потому что они происходят от порочного характера, имеют свое основание в греховных наклонностях, пожеланиях и привычках. Суетливые, бесполезные, безмерные заботы вредят здоровью и довольству, препятствуют образованию духа, рассеивают и уменьшают сообразную с долгом деятельность.

В этих случаях вера Христова проявляет себя благотворно, очищая и облагораживая заботы. Она учит человека познавать его назначение и приводит его к сознанию его достоинства и преимуществ. Руководствуясь предписаниями веры, человек учится правильно судить, какие между всеми человеческими делами должны быть для него самые важные и святые, к каким благам и преимуществам он должен стремиться, если он хочет уважать свое человеческое достоинство и достигать своего назначения (Мат. 6:25.[788 — Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?] 31–34;[789 — Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.] Фил. 4:8[790 — Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.]).

Но через это очищаются, возвышаются и облагораживаются человеческие заботы.

Кто, наученный наставлениями Иисуса Христа, знает, в чем он должен искать своего назначения: тот будет ли беспокоиться о вещах, которые несогласны с его назначением, унижают его достоинство, препятствуют ему быть мудрым и добродетельным? Вера порицает и отрицает земное чувство, любовь к миру, похоть плоти (Фил. 3:18–19[791 — Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конецпогибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.]), a следовательно, и заботы, отсюда происходящие.

Она осуждает грех и порок, следов., и все порочные и греховные заботы (Кол. 3:5).[792 — Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,]

Она направляет наш ум к Богу и вечности, предлагает нам стремиться к нетленным благам, и через это облагораживает и освящает наши заботы (Иоан. 6:27;[793 — Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.] Кол. 3:1–2[794 — Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном.]).

Испытайте поэтому свойство ваших забот! Чем больше вы с помощью религии очищаете ваш ум и сердце от зла, облагороживаете и освящаете их, тем чище и богоугоднее делаются ваши заботы.

2. Она поощряет к мудрой и сообразной с долгом деятельности.

Конечно, и правильные заботы могут беспокоить нас. Пока существует еще зло, опасность или затруднение, пока необходимые потребности еще неудовлетворены, в нашем сердце остаются заботы. Если человек ленивый, беспечный, любящий покой, избегает всякого труда — заботы умножаются, становятся настойчивее и тягостнее вследствие вины человека.

Только посредством напряжения сил, обдуманности, усердия и деятельности мы можем помочь себе. К этому поощряет нас Христианская религия.

Старательность нисколько не поможет деятельности, которая предпринимается не вовремя, без обдуманности и осмотрительности, не обращает никакого внимания на обстоятельства, употребляет незаконные средства (Сир. 3:24[795 — ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их.] и друг.; Ефес. 5:15–17[796 — Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.]).

Деятельность, которую мы проявляем для освобождения себя от тягостных забот, должна быть также и целесообразна. Мы должны осуществлять наши заботы, не прибегая к непозволительным и постыдным средствам, чтобы из-за этого не ставить в опасность спасения нашей души и не причинить вреда ближним.

Заповедь апостола христианам: «кротость ваша да будет известна всем человекам» (ст.5), пусть находит свое приложение и в том случае, если мы стараемся удовлетворить житейским заботам.

Пусть при этом не оставляется никакой долг ни к нам самим, ни к ближним. Этого хочет вера Христова.

Она побуждает, наконец, к добродетелям трудолюбия, умеренности, порядка, бережливости, довольства (1 Фес. 5:11–12;[797 — Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас] 2 Фес. 3:12[798 — Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.]). Исполнение этих добродетелей есть лучшее средство к сохранению нас от многих забот или к облегчению и удалению их. Вы, которые жалуетесь на заботы, сделали ли вы все то, что должны были сделать, по предписанию веры, для разрешения их?

Следуйте ее правилам, и вы меньше и меньшее будете стоять перед необходимостью бороться с заботами.

3. Она делает наш дух независимым от житейских забот,

Если апостол Павел взывает к христианам: «не заботьтесь ни о чем», то этим он отнюдь не хочет сказать, чтобы мы остались совершенно беззаботными, но чтобы по возможности удерживали наш дух независимым от забот.

Беспечность есть легкомыслие; она низвергает нас в бездну погибели, служит источником многих тяжких и подавляющих забот. Этого недостатка должен остерегаться каждый человек.

Но есть люди, которые всю жизнь свою проводят в рабстве забот, ощущают каждую минуту гнетущее бремя их, мучатся непрестанно мыслью о них. Самая ничтожная забота в их воображении представляется в преувеличенных размерах и наводит страх на их слабый, малодушный характер.

Христианин, который образовал свой ум и сердце по учению веры Христовой, освобожден от такой печальной участи. Она делает его независимым от житейских забот. Она укрепляет его дух возвышенными истинами и наставлениями, чтобы он при своих суждениях, впечатлениях и поступках не руководился переменчивыми, часто неосновательными заботами, но следовал истине, мудрости и долгу.

Христианин правильно судит о вещах мирских и неизбежных неприятностях жизни, пользуется приобретенным им опытом, не поддается обманчивым надеждам будущего, следовательно, никогда не бывает игрой внешних обстоятельств, которые то увеличивают заботы, то уменьшают их.

Он не ищет своего счастья в вещах, в которых отказывает ему его положение и состояние.

Он живет и поступает, как мудрый христианин, независимо от суждений и мнений людей, следовательно, независимо также и от многих забот, беспокоивших того, кто придает слишком большую цену суждениям и одобрениям мира.

4. Она утешает и укрепляет тогда, когда заботы становятся очень тягостными.

Если нас постигает великое несчастье; если бедность и нищета отнимают у нас самые необходимые средства к поддержанию нашего благополучия; если война, голод и другие бедствия подвергают опасности наше здоровье, имущество и жизнь — то заботы возрастают и умножаются, становятся тяжелыми и гнетущими, и мы не в состоянии бываем отвратить их ни трудолюбием, ни бережливостью, ни благоразумием и осмотрительностью.

Но тут утешает и укрепляет нас вера Христова. «Господь близко» (ст.5), взывает апостол к христианам. Какое утешение заключается в мысли, что Всеведущий, Всемогущий и Всеблагой Бог находится близ нас со Своей защитой, помощью и благословением! Как эта мысль облегчается тяжкое иго забот; как успокаивает она нас в беспокойных обстоятельствах! Нам тяжело, но мы не отчаиваемся. Мы знаем, что ничто не может случиться без воли Божьей и что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28).

Его премудрость находит средства и пути к нашему счастью даже там, где мы не видим ничего, кроме опасностей и страданий. И если наш дух изнемогает под бременем забот, вера взывает к нам: «всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (ст.6)!

Молитва для верующего и благочестивого сердца есть самое действительное средство к успокоению, если увеличиваются заботы и становятся гнетущими.

Молясь и высказывая наши прошения всеведущему Богу, мы возлагаем на Него все наши печали, и Он позаботится о нас (1 Пет. 5:7).[799 — Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.]

Если мы предоставим Ему все наши пути, то Его мир будет управлять нашим сердцем, и небесное спокойствие водворится в нас.

Огромное различие между радостью христианина и мирским весельем

«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (ст.4).

Многие думают, будто христианская вера требует от своих последователей суровой серьезности и мрачного настроения. Такое мнение встречается особенно у людей простых, невежественных и служит нередко к нападкам на само христианство.

Между тем, христианская вера призывает людей к постоянной радости: «радуйтесь», говорит апостол, «всегда о Господе.» Конечно, это радостное чувство христианина сильно отличается от мирской веселости. Но именно это различие и дает радостному чувству христиан истинное достоинство.

1. По их источнику.

Радость христианина проистекает из глубины верующего и верой проникнутого сердца. Она составляет драгоценную собственность тех душ, которые истинно любят Спасителя, имеют непоколебимое упование на заслуги Искупителя, питают сыновнее доверие к Отцу небесному и в чувстве покаяния и обращения распинают плоть свою со страстями и похотями. Поэтому и говорит апостол: «радуйтесь всегда в Господе», и называет радостное чувство христиан — «мир Божий» (ст.7). Таким образом, радостное настроение христианина есть ничто иное, как спокойствие души, проистекающее из сладкой уверенности в благодати Божьей о Христе, как довольство сердца, которое в уповании на Бога и в преданности Его воле свободно от всяких забот (ст.6), как внутренняя тишина духа, невозмущаемая никакими бурями злых похотей и страстей.

Как сильно уже этим

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн