Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

отличается радость христианина от мирского веселья, которое происходит из других, совершенно противоположных источников. В самом лучшем случае оно есть не более, как счастливый дар природы, и не имеет в себе поэтому никакого нравственного достоинства. Но большей частью оно имеет дурное происхождение и составляет плод греховной плоти, нередко также оно есть действие легкомыслия, но всегда грубое или тонкое проявление чувственных движений сердца, похотей и страстей.

2. По своим видимым признакам.

Радостное чувство христианина в видимых признаках невинно, как в отношении к предмету, вследствие которого оно обнаруживается, так и в отношении к роду и способу, каким оно обнаруживается. Оно находит свою приятнейшую пищу именно в религиозных и нравственных радостях; оно не чуждается и позволительных земных удовольствий, но пользуется ими не иначе, как по предписываемому Богом порядку, с обдуманностью и умеренностью, никогда не отвергая при этом кроткого, любвеобильного чувства, которое охотно делится своей радостью с другими, непрестанно имеет перед глазами и в сердце Бога и освящает ниспосылаемые ему радости благочестивой благодарностью. На это указывает и апостол, когда говорит: «радуйтесь о Господе» и затем прибавляет: «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко» (ст.5).

Но иначе совершенно проявляется мирское веселье. Предмет его составляют не религиозно-нравственные, но низкие чувственные радости, которых оно жаждет, не обращая никакого внимания на то, позволительны ли они или непозволительны. И с каким неистовством, с какой страстностью предается оно своим удовольствиям! Но если даже и соблюдает оно еще некоторую умеренность, то это делается не из уважения к заповеди Божьей, но из расчетов мирской мудрости, которая устанавливает пределы удовлетворения похоти, за которыми удовольствие превращается в мучение. Поэтому так легко мир в своем необдуманном веселии нарушает любовь и, примешивая к своим самоизмышленным радостям запальчивость, надменность, зависть, насмешки, приносит с собой всякие огорчения и отравляет свои же собственные радости!

3. По своей продолжительности.

Христианин радуется всегда (ст.4). Радостное чувство никогда не оставляет его; он равномерно и постоянно радуется о Господе. Не вера ли в Иисуса Христа составляет твердое, неизменное основание и неистощимый источник блаженнейших радостей? Радость о Господе в то же время облагораживает и возвышает земные радости, которыми христианин пользуется с обдуманностью и умеренностью, не прельщается ими и потому сохраняет их продолжительнее шумных радостей мира. И если даже он лишен всяких земных утех, терпит скорби и нужды, то и тогда радость о Господе служит его утешением и успокоением. Он ни о чем не беспокоится. Его укрепляет и ободряет всегда молитва (ст.6). Даже и тогда, когда «изнемогает плоть моя и сердце мое», Бог остается Богом сердца его и частью его во веки (Псал. 72:25–26).[800 — Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.] Так христианин всегда радуется (1 Фес. 5:16[801 — Всегда радуйтесь.]) и в надежде воздыхает с апостолом: «мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся» (2 Кор. 4:8).[802 — Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся.]

Но как, напротив, изменчиво мирское веселье! Оно поистине имеет непрочное и шаткое основание, а именно — преходящий покой и скоротечные похоти плоти, которые, будучи сами по себе мимолетными, прекращаются тем быстрее, чем неумереннее и неблагоразумнее ими пользуются. За удовольствием следует дурное настроение духа, скука и тоска. Отсюда происходит, что самые веселые люди внезапно предаются безутешной печали, потому что вообще мир быстро переходит от одной крайности к другой.

4. По своим действиям.

Радостное чувство христианина оказывает облагораживающее действие. Так как оно есть плод веры и верой освященное настроение, то оно в свою очередь благотворно влияет на возрастание веры и христианского расположения. Оно освобождает дух от подавляющих житейских забот, затрудняющих часто исполнение обязанностей, сохраняя в нем расположение и способность к добру. Само наслаждение чувственными радостями доставляет ему отдых и укрепление к новым добрым делам и полезным предприятиям.

Полное довольство, которое ощущает христианин в своей радости о Господе, и опыт собственного сердца, вкушающего благотворную силу божественного мира, дают ему понимать ничтожность всех суетных мирских удовольствий, увеличивают в нем жажду к тем высшим, нетленным и небесным радостям, которые происходят от веры и добродетели, и делают его тверже и тверже в его христианских убеждениях. Поэтому апостол заповедует христианам: «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (ст.7).

Напротив, чрезмерные мирские удовольствия, сами по себе составляющие уже грех, более и более отвлекают сердце от Бога и добра, и все глубже и глубже вводят в грех и порок. Они никогда не дозволяют рассеянному разуму возвышаться над самим собой к серьезному размышлению, похищают постепенно у людей лучшие чувства и непрестанно возбуждают злые пожелания. Каждое удовлетворение греховной похоти требует нового удовлетворения. Пожелания возрастают в страстность. Страстность приводит к рабству, в котором человек нравственно и окончательно гибнет, если Божья благодать не совершит над ним чуда.

Когда истинный христианин имеет радость

«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.»

Апостол Павел призывает христиан к радости. Но многие не внимают этому призыву, не радуются и не видят причин радоваться

1. Даже в самих страданиях и несмотря на страдания.

Мир исполнен неисчислимых скорбей. Каких?

Можно ли под гнетом их радоваться? Да, в известном, христианском смысле.

а) Страдания отвлекают от греха, и благодаря этому становятся благодеяниями, которым нужно радоваться.

Как часто страдания сокрушают гордость высокомерного! Как иной скряга через страдания исправляется и исцеляется! «Радуйтесь, если вас постигают многоразличные скорби.» Давид. Блудный сын. Как далеко зашел бы иной грешник, если бы скорби не увели его с пути нечестия!

б) Страдания ведут к добру, а именно к молитве, и благодаря этому делаются великими благодеяниями, которым нужно радоваться.

Апостол говорит в тексте: «не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (ст.6). Молитва доставляет утешение и радость. Молящийся больной гораздо счастливее здорового, но не возносящего хвалу Богу грешника! Молящаяся бедность несравненно лучше неправедного богатства! Грешник, обремененный почестями, не так счастлив, как тот, кто может молиться в своем незаслуженном унижении! Как редко и как холодно молились бы люди, если бы не было скорбей и страданий?!

в) Страдания вселяют радостное упование.

Больной принимает горькие лекарства или подвергается мучительной операции в радостной надежде, что он опять будет здоровым. Мы также больны, страдания для нас врачество.

Воин радостно ожидает победы и награды, и в этой надежде переносит самые трудные лишения. Мы также воины в служении Богу и т. д.

Земледелец видит многоразличные невзгоды над своими посевами, и однако же сеет и насаждает с благодушием. Так и мы!

Страдания — благодеяния, в них и о них христианин радуется. Они поистине отвлекают от греха, располагают к молитве, вселяют упование.

2. Даже в самих искушениях, несмотря на свои и чужие грехи.

Может ли христианин радоваться, подвергаясь многим и тяжким искушениям, взирая на свои и чужие грехи? Да, и в этом отношении для него возможна радость.

а) Бывают многие и тяжкие искушения.

Откуда они приходят? Как они бывают различны в различных возрастах жизни, званиях, состояниях и т. д.! Подвергаясь им, конечно, испытывают скорбь. Примеры. Но победа над ними доставляет мир и радость. Слова эти понятны всем тем, которые уже победили. Какое радостное чувство ощущается в груди того, кто отказался от бесчестного поручения, преодолел свою беспечность, говорил перед судом правду, вопреки всяким обольщениям и т. д.?!

б) Собственные грехи, конечно, причиняют беспокойство, тоску и скорбь.

Но если их очищают, то чувствуют радость. Слезы чистосердечного раскаяния — самые сладкие слезы. С какой радостью выходят с исповеди, если истинно смирялись? Как радуются, если с помощью благодати Божьей преодолели порок и страсть, если ежедневно преуспевают в нравственном совершенстве?!

в) Чужие грехи. Конечно, прискорбно видеть вокруг себя столь много грехов и грешников. Но если наша скорбь по этому поводу серьезна, то она есть благородная скорбь и соединена с радостью. Эти грехи доставляют нам случай упражняться в прекраснейших добродетелях. Каких?

Ради грешников Иисус Христос пришел и осчастливил мир. Рядом с грехом добродетель блестит еще прекраснее. Божья благодать пробуждает и грешников, a Спаситель, друг грешников, простит. Если бы христиане были также грешны, как и язычники, то все равно них мы должны были заботится, потому что Божья благодать всесильна.

Поистине в борьбе, победе, очищении грехов скрывается мир и радость. Поэтому и говорит апостол: «мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши» и т. д. (ст.7).

3. Даже в тихие и, по-видимому, нерадостные дни Великого Поста и Страстной Седмицы.

Какая тишина в Святую Четыредесятницу! Все мирские развлечения и радости умолкают. Время — скучное и продолжительное. И однако же апостол взывает: «радуйтесь!» Как можно радоваться?

«Господь близко!» отвечает апостол. Мы должны радоваться о Господе и Его благости «внутренне, духовно».[803 — Эту часть можно раскрывать и иначе, применительно к наступающим дням страстной седмицы, показывая, какая радость заключается в том, что Спаситель идет на вольные страдания за нас и т. п. (см. изъясн. апостол.)]

а) Господь наш Иисус Христос научил нас и хочет научить нас больше и больше познавать Бога, как всеблагого и милосердного Отца.

Следовательно, мы Его дети, о которых Он заботится, которых любит и прощает. Мы можем с сыновним дерзновением обращаться с Ним, взывать к Нему: «авва Отче.» Что, напротив, боги язычников?

Радость об этом несравненно более, чем всякие мирские веселья, прекращающиеся в пост. Она внутренняя!

б) Иисус Христос исправил живущих рядом с нами людей, и хочет исправлять их все больше и больше.

Есть многие, способные на жертвы, благотворительность, верные своему призванию, целомудренные, терпеливые люди. Мы живем не между разбойниками, убийцами и т. д. Наша жизнь, имущество и проч. под защитой закона. A как между дикими народами?

Во всем мире господствует человеческая любовь и просвещение — и это сделал Господь!

в) Иисус Христос показал нам наше достоинство, и хочет показывать это все больше и больше. Мы должны быть чем-то высоким, чтобы приблизиться к нему, когда Он унизился до нас! Мы Его братья и сестры. Он отверз нам небо, мы должны наследовать небо, быть счастливыми гражданами неба. Какая радость!

Великий пост со своим внешним затишьем, со своим постоянным утренним и вечерним богослужением, со своим плачем и сокрушением о грехах, со своими приготовлениями к светлому празднику Пасхи — есть время святой радости.

Заключение. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь!»

Господь близко

1. Объяснение этой истины.

а) Ты, конечно, не видишь Его телесными глазами.

б) Но ты находишь Его везде: в совести, в природе, в судьбе людей и государств.

2. Приложение этой истины.

а) Если Господь близко, то остерегайся греха, когда он прельщает тебя.

б) Господь близко:

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн