поэтому «не заботьтесь ни о чем!»
в) Господь близко: поэтому не отчаивайся в минуты несчастий и опасностей.
Какое влияние должна оказывать на нашу жизнь мысль, что Господь близко?
1. В минуты искушений ко греху.
2. В дни счастья.
3. Во время несчастий.
4. В минуты смерти.
Господь близко
Эта мысль:
1. Освящает наши радости (ст.4).
2. Рассеивает наши скорби (ст.6).
3. Воспламеняет наши молитвы (ст.6).
4. Насполняет нас любовью и кротостью к всем людям (ст.5).
Радость о Господе (ст.4)
1. Ее корень: вера в Иисуса Христа (Фил. 2:8-11).
2. Ее плод: мир Божий, который превыше всякого ума (ст.7).
Мир Божий (ст.7)
1. Превосходит всяк ум.
2. Соблюдает наши сердца и разумения.
3. Сопутствует только истинно верующим христианам.
ОБРАЗЦЫ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ
Слово в неделю Ваий.[804 — Платона, архиеп. Херсонского. Од. 1880 г., стр. 19.]
(О том, как можем мы встречать и принимать к себе Иисуса Христа по примеру Иудеев, встретивших Его при торжественном входе Его в Иерусалим).
В настоящий день, братия, Иисус Христос имел последний — славный вход в Иерусалим. Вход сей был весьма торжествен. Лишь только пронеслась молва, что Мессия — Христос идет в Иерусалим, тотчас многие из народа, говорят Евангелисты, вышли к Нему на встречу с пальмовыми ветвями, и одни постилали свои ризы пред Ним, другие резали ветви с дерев и бросали их по пути Его, a все сопровождали Его с радостью и громко восклицали: «Осанна! благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Благословепно грядущее царство! Осанна в вышних!» (Мр. 11:8-10;[805 — Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.] Иоан. 12:12–15[806 — На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.]).
Воспоминая ныне такой вход, Святая Церковь внушает нам, братия, чтобы и мы встречали Иисуса Христа по примеру сынов древнего Израиля. Для этого она вручает нам ваия (пальмовые ветви) и влагает в уста наши те радостные восклицания, с какими Иудейский народ встретил Спасителя. a один из древних пастырей Церкви говорит нам: «взяв пальмовыя ветви, пойдем и мы навстречу Господу нашему» (Сл. в нед. Ваий святого Прокла, архиеп. Царегр.).
Но как скажут иные, можем мы выйти навстречу Иисусу Христу, когда Он давно уже вознесся на небо и не живет между нами.
Нет, Он живет среди нас, потому что обещал пребывать с нами «во все дни до скончания века(Мф. 28:20), и теперь находится «близко» от нас, как вы слышали в ныне читемом апостольском послании (Филип. 4:5).[807 — Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.] «Се, стою у двери и стучу», вещает Он Сам в откровении Тайновидца, «если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Значит, и ныне можем мы встретить и принять Его к себе по примеру Иудеев, только чувственные действия их нужно заменить духовными, потому что Господь посещает нас теперь не чувственно, a Своим духовно-благодатным наитием.
Иудеи, встретившие Иисуса Христа при входе Его в Иерусалим, как только услышали, что Он идет в сей город, тотчас вышли на встречу Ему.
Поэтому и мы, братия, не должны оставаться в бездействии и равнодушно ожидать, когда Он придет к нам, но должны сами выходить навстречу Ему, должны стремиться к Нему мыслями, желаниями и всем нашим существом. Сын Божий очень желает иметь духовное общение с нами и поэтому, как мы сказали, стоит «близко, при дверях» сердец наших и стучит в них Своим словом, благодатью и разными обстоятельствами нашей жизни. Но, однако, Он не может войти в них, если мы не откроем их для Него, потому что, как благий и свободолюбивый (2 Кор. 3:17),[808 — Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.] ни в чем не поступает с нами насильно, но всего ждёт от нашей доброй воли, от нашего сердечного расположения. Поэтому Апостол говорит: «приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:8).
Значит, теперь от нас, от нашего приближения к Господу Иисусу зависит общение с Ним. Не будем же медлить, братия, и пойдем мысленно навстречу Ему, стремясь желанием принять Его в себя; a дабы Он не отринул нас, как недостойных общения с Ним, для этого приступим к Нему «верой, действующей любовью», в которых заключается и высшее совершенство христиан (Гал. 5:6),[809 — Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.] и единственное средство к благодатному общению со Христом: «кто любит Меня», говорит Спаситель, «тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23); a святой Апостол учит, что «верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:17).
Иудеи, встретившие Иисуса Христа, вышли к Нему с пальмовыми ветвями. Где же нам взять таких ветвей? У нас нет их; они не растут в нашей стране; но зато у нас есть такое дерево, которое лучше всяких растений. Это дерево в начале посажено было в земном раю самим Богом, потом перенесено было на Голгофу, a теперь растет во всем христианском мире. В раю оно называлось деревом «жизни», потому что могло предохранять от смерти вкушавших плоды его; a теперь именуется «животворящим», потому что получило от Спасителя чудодейственную силу воскрешать «мертвых по преступлениям» (Еф. 2:5).[810 — и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены.] Мы ним мы понимаем крестное древо или, яснее, тот великий крест, те спасительныя страдания, которыя взял на себя за нас Сын Божий. С этого дерева должны мы брать себе ветви, т. е. меньшие кресты и встречать с ними Иисуса Христа, a потом и следовать за Ним. Это Сам Он ясно заповедал нам, говоря: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мат. 16:24). Без креста, без самоотвержения и неразлучных с ним скорбей и лишений ради Господа, мы не можем назваться учениками великого Крестоносца — Христа, не можем и приступить к Нему, ибо, не видя в нас креста, отличительного знамения истинных учеников Его, Он отвергнет нас, как чуждых Ему и скажет: «не знаю вас» (Мат. 25:12)![811 — Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.]
Итак, кто желает иметь блаженное общение с Христом, тот безропотно неси те скорби и лишения, которые Господь посылает ему в этой жизни; неослабно подвизайся в трудных подвигах добродетели и охотно жертвуй для Господа всем, даже самой жизнью. «Претерпевший же до конца спасется» (Мат. 10:22).
Желая сильнее выразить радость о пришествии Иисуса Христа в Иерусалим, Иудеи встретили Его не только с пальмовами ветвями, но также снимали с себя одежды и постилали их по пути Христа. Это и мы должны сделать, братия, ибо у нас есть такая одежда, которую необходимо сорвать с себя и повергнуть перед Господом на попрание. Я имею в виду то рубище, которое называется в Священном Писании «прежним образом жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4:22), и соткано из разных наших грехов. Явиться ко Господу в таком рубище не только стыдно для нас, но и страшно, потому что Господь, в праведном гневе Своем, поступит с нами так же, как поступил Он с тем несчастным, который дерзнул придти на брак Его, не имея на себе брачного — хорошего — одеяния, и за это изгнан был «во тьму кромешную» (Мат. 22:11–13).[812 — Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов.]
Поэтому, если мы хотим достойно встретить Господа и заслужить не гнев, a благословение Его, то должпы сбросить с себя ветхое, греховное рубище «и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:24), т. е. должны перестать грешить и «остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией», преуспевая во всякой добродетели (1 Петр. 4:l-2).[813 — Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.]
Постилая одежды свои перед Спасптелем, встретившие Его иудеи резали также ветви с деревьев, росших при дороге, и бросали их на Его пути. A мы, братия, готовясь к встрече Спасителя и намереваясь принять Его в себя, отречемся мысленно от соблазнов, которыя как некие терния, растут на широком пути мира, и сбросим их с себя, дабы они не препятствовали нам идти к Христу и следовать за Ним (Мар. 4:7.18–19).[814 — Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода… Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.]
В особенности же постараемся истребить или, по крайней мере, как можно более урезать в себе три главныя похоти, господствующия в мире — «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» (1 Иоан. 2:16),[815 — Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.] от которых, как от корня, происходят все наши грехи, препятствующие иметь благодатное общение с Господом (Ис. 59:2).[816 — Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.] Не будем щадить и того, что питает и усиливает в нас эти похоти, — не будем дорожигь богатством, славой и другими земными благами, a поэтому не станем много заботиться о стяжании и хранении их, но, подобно Апостолу, будем считать их таким «сором», который без сожаления можно бросить, «ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа» и благоугодить Ему (Фил. 3:8). «Никто не может», говорит Спаситель,