Скачать:TXTPDF
Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн

своего Мессии, y них есть также и печальная перспектива Израиля упорного, который, вследствие этого, должен быть заменен другими народами. Этого не следует упускать из виду, потому что тут именно и находится разрешение первого затруднения.

Народ (иудейский) не поверил в Него, говорит евангелист Иоанн, «да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?» (Иоан. 12:38; Ис. 53:1[830 — [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?]). Возвещая о будущих страданиях Мессии, пророк в то же время в изумлении спрашивает: кто поверит Его слову и кто узнает в небесном Посланнике, покрытом поношениями, всемогущую руку Господню?

Конечно, число таковых будет невелико, потому что для принятия такой тайны требуется сильная вера и возвышенная душа. A иудеи не заслужили того, чтобы сохранить в себе этот проникающий в глубину сердца взгляд, дающий им возможность видеть сквозь тьму. Над ними исполнилось, по словам евангелиста, еще другое слово того же пророка: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Иоан. 12:40; Ис. 6:10[831 — Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.]).[832 — Евангелист Иоанн приводит здесь слова пророка Исаии, видимо, на память, не держась буквальной точности этих слов. Он не следует ни еврейскому тексту, ни переводу LXX, хотя и точно сохраняет смысл пророческих изречениии (См. Ис. 6:10).] Вот, таким образом, в чем заключается причина неверия израильского народа в пришедшего Мессию. Израиль оказывается неверным Богу, Который, поэтому, отнимает у него свет, и он перестает видеть. Все это было предвидено и может удивлять разве только тех, которые не имеют достаточно разума для разумения Священного Писания. Божья Мудрость, следовательно, не осталась посрамленной. Она действовала в соответствии с тем, что должно было совершиться и сама злоба иудеев содействовала осуществлению ее советов.

Наказание, которое заслужил неверующий народ и которое он поэтому понес, также входило в план божественного домостроительства. Так, совершенно не видя света, вышедшего из его недр, Израиль тем не менее сделался ходячим факелом, освещающим из века в век небесное лицо Мессии, и его собственное ослепление, предсказанное пророками, сделалось поразительным доказательством божественного посланничества Иисуса Христа. Слава и честь Сыну человеческому может быть воздаваема различными средствами. Разве сами бесы своим мучением и своей злобой не провозглашают святости и величия Бога? Израиль, проявив полное упрямство и подвергшись проклятию и наказанию, тем самым свидетельствует в истории человечества, что Иисус был более чем человек. Если бы в лице этой великой жертвы иудеи убили лишь праведника, то они не подверглись бы столь страшному и продолжительному наказанию. Но иудейский народ обагрил свои руки кровью Богочеловека, и этой крови он не может смыть во век. Несчастный! Он богохульствует еще и теперь, но клеймо богоубийства, зияющее на его челе, свидетельствует лишь о свышечеловеческом достоинстве Того, Кого он нечестиво поносит. «Сие сказал Исаия,»— прибавляет евангелист Иоанн, — «когда увидел славу Его, и говорил о Нем» (Иоан.12:41). Вот почему стало невозможным, чтобы исполнение такого пророчества в состоянии было умалить торжество Иисуса Христа или замедлить его.

Впрочем, не весь Израиль отверг своего Мессию. Даже и из начальников, как с видимой радостью замечает евангелист Иоанн, «многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию;» (Иоан.12:42–43) но во всяком случае, искра уже зажглась в их душе и, с наступлением должного часа, пламя веры Христовой может охватить весь народ.

И действительно, после осенения благодатью Святого Духа, ближайшие последователи Христа из избранного народа, будучи до того боязливыми и малодушными, поднялись, как львы, и вырывая, так сказать, из рук палачей еще рдеющий кровью крест, они прошли с ним по всей вселенной, повторяя слова уверовавшего сотника: «истинно Человек Сей был Сын Божий!» (Мар.15:39) Основанное ими общество, сделавшееся Церковью, было истинным Израилем божественных обетований. Другие остались в числе Израиля отверженного, и они вполне заслужили этого.

Таким образом, в действительности имеются все данные, которые делают преступление иудейского народа совершенно непростительным. Тут во всей полноте проявилась злоба с его стороны и отеческая благость со стороны Бога. Чтобы еще яснее выставить эти доказательства, евангелист Иоанн воспроизводит то заявление, которое окончательно сделал иудеям Христос. Это заявление сделано с полнейшею ясностью и запечатлено божественным авторитетом. «верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня» (Иоан. 12:44–45).

Господь Христос Своими чудесами вполне доказал, что Его дело было делом Самого Бога, и что Он, в действительности, был одно со Своим Отцем. Вне Его, Учителя, посланного людям с неба, была лишь смерть и тьма. Чтобы видеть это, достаточно было бросить взгляд на окружающий мир. В Его словах истина просияла со всей силой убедительности. «Я свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Иоан. 12:46). Горе, следовательно, тому, кто по своему упорству не признает Божественного Учителя и закрывает глаза перед явлением Его славы. Неверующие из Его собственных уст могли узнать о той участи, которая ожидает таковых: «и если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Иоан. 12:47–48). A это слово, в действительности, есть слово Самого Отца небесного. «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (Иоан. 12:49–50).

Не смотря на все это, Израиль остался бесчувственным, упорным, враждебным. Напрасно Господь Бог постоянно, в течение всего времени служения Своего Сына, простирал к нему длани. Все это вызывало в избранном народе лишь неверие и противодействие. И вот, наконец, благодать, как бы видя бесполезность всех своих влияний, предоставила этот народ своим собственным преступным влечениям, и он действительно хладнокровно совершил самую возмутительную неблагодарность, самое ужасное преступление, самое непростительное святотатство, какое только может омрачать память народа.

Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 6-ю Неделю Великого Поста

Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Τ. II, стр. 181.

Иннокентий, арх. Херсонский. Сочинения, т. IV, 32–73; 74-99

Макарий, арх. Орловский. Собр. слов, бесед и поучений, стр. 30.

Феофан, еп. Тамбовский. Слова. Стр. 285.

Макарий, митр. Московский. Слова и речи, стр. 217.

Евсевий, архиеп. Могилевский. Беседы. СПБ. 1880 г., т. I. Проповеди на воскр. и праздн. дни. СПБ. т. II, 187.

Павел, арх. Кишеневский. Слова и речи. Т. I, стр. 369, 379.

Путятин, P., прот. Собр. поучений. стр. 50–63.

Сергиев, И., прот. Собрание сочинений, т. I.

Сеятель. Сборник поучений, стр. 240.

Лебедев, П. Α., прот. Поучения на Святую Четыредесятницу, вып. I, стр. 28; II-23; III-18; IV-20.

Дьяченко, Ежедневные поучения. Т. I, 668–680.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Великий Четверг посвящен, главным образом, воспоминанию тайной вечери, на которой Господь наш Иисус Христос благоволил установить святейшее таинство евхаристии. В этот день благочестивые христиане, с древних времен, имеют обычай приобщаться Святых Христовых таинств. По этому поводу служители алтаря произносят обычно соответствующие случаю слова, поучения и проводят беседы с причастниками. Предлагаем здесь несколько тем для проповедей, которые могут быть произносимы как в страстной четверг, так и в прочие дни Великого Поста, когда бывают причастники.

Мы причащаемся истинного и действительного Тела и Крови Христовой

«Приимите, ядите: сие есть тело Мое… сия есть кровь Моя.»

(Мат. 26:26.28)

Не простой хлеб и вино предлагаются нам в таинстве причащения, но истинное тело и истинная кровь Христова, a «с этим телом и кровию мы принимаем также и душу Его и божество Его.»[833 — Святого Иоанна Златоуста бесед. к народ.] «Одним словом, Иисус Христос, предлагая нам Себя в святейшем таинстве, предает всего Себя и не оставляет ничего Себе.»[834 — Ibid.]

Какое непостижимое чудо беспредельной Божьей любви! «Бог, при всем Своем всемогуществе не мог 6ы дать нам ничего более; при всей своей премудрости, не нашел бы ничего дать нам более; при всем своем богатстве, не имел бы ничего дать нам более.»[835 — Блаженного Августина traсt. 84 in Iоhan.]

1. Возможно ли это?

Трудно ли Тому, Кто сотворял сами хлеб и вино, само тело и кровь — под видом хлеба дать Тело, a под видом винаКровь?

«Если слово пророка Илии было довольно могущественно для того, чтобы низвести огонь с неба, то почему слово Господа не в состоянии изменить существа хлеба и вина? Если Бог мог сотворить все из ничего одним словом, то почему не может Он предложить то, что уже существует?»[836 — Святого Амвросия lib. III dе saсr.]

И что тут удивительного, когда каждый из нас нечто подобное видит в самом себе? Разнородная пища и питье, нами принимаемые, ежедневно превращаются в наше тело и кровь. Даже можно сказать, что законом подобного преобразования держится в жизни все разнообразие внешней природы, в круге которой один вид тварей переходит в другой, из низшего в высший и обратно.

Удивительно ли, если Сам Творец, в таинстве евхаристии, производит бесконечно высшим образом то, что, под известными условиями, происходит в наименьшем из Его творений?

2. Но какая необходимость в чудесном обращении хлеба в Тело, a вина в Кровь?

Чудо обращения совершается в помощь нашей немощи. Ибо кто из нас в состоянии был бы принять Тело и Кровь Спасителя, если бы они подавались нам в их собственном виде?

Были случаи, по свидетельству Церкви, что для вразумления неверия или по другим таинственным причинам, Агнец на Святой трапезе принимал иногда вид младенца, a хлеб и вино обращались в видимое тело и кровь: но, вместо радости о чуде, священнодействующие в ужасе отступали от священной трапезы, и Святая Церковь вынуждена была писать на этот случай особые правила. Поэтому Божья Премудрость положила питать нас хлебом небесным не иначе, как под видом пищи земной.

«Но почему же именно под видом хлеба, a не другой какой-либо пищи?» Отцы Церкви и на этот вопрос дают ответ. Хлеб есть насущная пища, без которой человек не может существовать и жить. Точно такое же значение имеет для нас Тело и Кровь Спасителя в духовном смысле. Далее, хлеб, назначаемый для потребления

Скачать:TXTPDF

Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать бесплатно, Недели Триоди Великопостной. Толмачев протоиерей Иоанн Православие читать онлайн