со времени крещения Руси минимум сорок поколений твоих предков исповедовали христианство. И когда идеологи неоязычества убеждают тебя, что христианство — это дурная, неправильная религия, они порочат твоих предков.
Древнерусские иконы XII века. То, чем дорожили наши предки.
Они уверяют тебя, что не одно или два, а целых сорок поколений твоих предков, — включая тех, которых ты знаешь лично, — ошибались, вели жизнь неправильно. И что ты должен отказаться от того, как жили сорок ближайших к тебе поколений твоих предков, что ты должен выбрать мировоззрение, которое сделает тебя чужим для них.
И дело даже не только в этих последних сорока поколениях. Неоязычники порочат историю твоего рода в принципе. Давайте сравним: христиане говорят, что наши предки раньше были в заблуждении, а потом приняли истинную христианскую веру, таким образом, происходит духовное развитие рода от заблуждения к истине. Неоязычники говорят, что наоборот, раньше у наших предков была истинная вера, когда они были язычниками, а затем, приняв христианство, они на тысячу лет отпали в заблуждение, — то есть, произошла деградация рода. Ну и какое из этих представлений в действительности позорит наш род?
Другой момент. Даже если мы закроем глаза на то, что россказни неоязычников о наших предках это просто порождение их фантазий, остается непонятным, почему нам сейчас нужно жить по обычаям именно тех предков, которые жили более тысячи лет назад? Жизнь вообще-то очень сильно изменилась за это время. Откуда вы знаете, что наши доисторические предки, оказавшись в наше время, сами бы не изменили эти обычаи и, может быть, вместо прыжков через костер не сходили бы в фитнес-центр или посидели у телевизора?
Как мы видим, если сложить два и два, то получится, что неоязычники под прикрытием речей о почитании предков в действительности говорят вещи, оскорбительные для наших предков. И это ярко видно, если обратиться к еще одной излюбленной у неоязычников теме — якобы насильственном крещении Руси.
Огнем и мечом?
Вот, например, цитата из популярного у язычников фильма: «За 12 лет христианизации только в Киевской области (Киевская Русь) из двенадцати миллионов девять физически были уничтожены». Вот как, по версии язычников, проходило крещение Руси. Эта версия, конечно, не для всяких скучных ботанов, которые начнут спрашивать: а откуда данные? На каких исторических источниках это основано? Как быть с тем фактом, что в то время такое огромное количество народа никак не могло проживать «в одной только Киевской области»? Почему отсутствуют археологические подтверждения столь массового геноцида?
Идеологи неоязычества знают, что их целевая аудитория таких скучных вопросов задавать не будет, и доверчиво проглотит любую выдумку, и чем бредовее выдумка, тем доверчивее.
Ладно, проглотили. Но давайте просто сложим два и два. Сколько воинов было у Владимира? Личная дружина около четырехсот человек. Если же мобилизовать всех, кого можно, то самый максимум, потолок — 40 000. И это, как мы понимаем, только что крещенные вчерашние язычники-славяне, у многих из которых в этой же Киевской области родственники и друзья. Их тоже крестили насильно? 400 христиан силой заставили 40 000 славянских воинов-язычников принять крещение? И они не взбунтовались не только при крещении, но и когда их послали истреблять своих родственников? Ладно, допустим, эти 40 000 славянских воинов были настолько покорными князю, что все приказы исполнили беспрекословно. Но как быть с теми уничтоженными девятью миллионами язычников? Ведь в то время не было оружия массового поражения, только мечи, копья и стрелы, каждого человека приходилось убивать «вручную». При этом известно, что в древней Руси у каждого взрослого мужчины было оружие, и вряд ли он бы сидел сложа руки, если бы воины князя пришли убивать его семью.
Вообразите картину: 40 000 вооруженных мечами и луками христиан всего за несколько лет убивают 9 000 000 язычников, из которых не менее 1 800 000 были здоровыми мужчинами, имевшими дома такие же мечи и луки. Это какими же овощами надо быть, чтобы при более чем сорокакратном превосходстве позволить истребить себя и свои семьи? То есть, вот такими были наши предки по версии неоязычников? Вот такими их сделала «родная вера»?
Тут возникает три простых вопроса.
1. Христиане говорят, что наши предки добровольно приняли новую веру, как свободные люди довершившись выбору князя, который согласовал этот выбор со старейшинами. Неоязычники говорят, что наши предки не хотели креститься, но кучка христиан по приказу князя силой заставила их, а три четверти при этом попросту истребила, не смотря на колоссальное превосходство наших предков в численности. Скажите, какая из этих версий унижает память наших предков? Какая представляет их безвольными забитыми слабаками, а какая — свободными людьми?
2. Если христиане были в состоянии в столь короткое время победить столь многократно превосходящие силы язычников, то значит, христианство делает человека просто берсерком-супервоином и даже круче. Как же это сочетается с уверениями язычников, что христианство — это религия слабаков, а язычество нас, типа, сделает сильнее?
3. И, наконец, самый интересный вопрос — а куда смотрели в это время славянские боги? Перун, Род, Сварог, Даждьбог и прочие товарищи — они почему не вмешались? Ведь по уверениям неоязычников при крещении Руси происходила катастрофа невероятных масштабов — народ, который веками исправно чтил этих богов и приносил им жертвы, вдруг на три четверти истребляют, а оставшуюся четверть насильно переводят в другую веру. Уж когда бы этим славянским богам вмешаться и помочь, как не сейчас? Ведь речь идет обо всех их поклонниках! И даже более чем просто поклонниках. Неоязычники уверяют, что для славянских богов они не рабы, а дети. То есть, представьте: на ваших глазах три четверти ваших детей убивают, а четверть заставляют от вас отрекаться. Вы бы не вмешались? Вы бы не сделали все возможное, чтобы остановить это, защитить своих детей? А почему славянские боги не вмешались, не помогли? Что они делали, когда к ним взывали их убиваемые дети? Где они были? Покурить вышли?
Мы просто складываем два и два. Мы поверили мифам неоязычников о кровавом крещении Руси, и смотрим, что из этого получается. Возможны варианты:
а) славянские боги хотели помочь, но христианский Бог оказался сильнее, и они ничего не смогли сделать.
б) славянские боги были сильны и могли помочь, но им было наплевать на своих детей и поклонников, и они даже палец о палец не захотели ударить, чтобы спасти их.
в) славянских богов просто не существует, поэтому, естественно, нашим предкам некому было помочь.
Какой бы вариант мы не выбрали, остается непонятным, зачем нам сейчас возвращаться к этим богам? Исходя именно из неоязыческих рассказов получается, что христианский Бог о Своих рабах заботится больше, чем славянские боги — о своих детях.
Но ладно, положим, им наплевать на своих поклонников/детей. Но ведь христиане уничтожали капища этих богов, прекращали совершаемые им жертвы, свергали их идолов. Это уже, как ни крути, затрагивает самих славянских богов. Их не только лишили поклонников, но еще и самих унизили по максимуму. И что же эти боги даже тогда не вмешались? Где же их летающие тарелки с лазерными лучами? В ремонте все были?
В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как свергали в Киеве идол Перуна. Когда его выбросили в Днепр, несколько язычников долго бежали по берегу и кричали «Выдыбай, боже, выдыбай!» Такова была последняя мольба к Перуну на русской земле. Последние его сторонники не просили, чтобы он защитил их от христиан — они просили, чтобы Перун защитил себя, чтобы явил чудо и при всех вытащил из воды свой поверженный идол. Действительно, было бы эффектно. Может быть, и христианизация Руси остановилась бы. Но ничего не произошло. Даже более того — когда волны наконец прибили идол к берегу, то бывший там мужичок, подойдя, отпихнул его обратно в реку со словами: «Ты, Перунище, досыта ел и пил, а теперь плыви прочь». Не только против княжеских воинов-христиан, но и против одного безоружного мужичка Перун оказался бессилен.
И ведь это те самые славянские боги, которых нынешние неоязычники любят рисовать в виде могучих витязей в броне, про которых говорят, что они, мол, не как Христос, Который учил подставлять вторую щеку и не противился, когда Его распинали, эти боги учат, что надо постоять за себя и дать сдачи. Как же так получилось, что вся эта свора супермощных славянских богов схлопотала по полной от последователей Того, Кто учил подставлять вторую щеку, и ничем не могла помочь ни себе, ни своим сторонникам?
Итак, еще раз. Если неоязычники говорят правду про кровавое крещение Руси, то у нас только три варианта как объяснить бездействие славянских богов: либо их попросту нет, либо они ничто перед христианским Богом, либо им наплевать на своих последователей и однажды они уже очень жестко кинули наших предков. Возникает простой вопрос: каким идиотом надо быть, чтобы ратовать за возврат к почитанию таких богов?
Мы не рабы, рабы не мы?
Раз уж мы опять затронули тему языческих богов, поговорим теперь про самую популярную кричалку неоязычников: «мой бог меня рабом не называл!» Подается это всегда в таком ключе, что, мол, христиане называют себя «рабами Божьими», а вот древние славянские боги своих почитателей считают не рабами, а детьми.
Простой вопрос: а с чего вы это взяли? Всегда и везде в древних языческих религиях было отношение людей к богам как рабов к владыкам.
Вот, например, как в ведическом тексте предписано обращаться к Варуне: «Да буду служить, как раб — щедрому господину, я, безгрешный, — яростному богу!» (Ригведа, VII.86.7). А вот из шумерской молитвы Шамашу «Я, твой раб, заклинатель, прославляю тебя» (Заклинание солнца). А вот из хеттских молитв богу солнца: «Посмотри! Перед тобой склонился человек — твой раб» (3-й гимн Солнцу). В Египетской книге мертвых в гимне богу Ра просят об умершем: «Дай ты, чтобы он мог жить там (в загробном мире) преданным рабом духов». У Эсхилла Прометей негодует, что Зевс относится к людям как к рабам («Прометей прикованный»). В «Старшей Эдде» говорится, что «у Тора — рабы».
Так с чего бы это славянским богам делать для своих поклонников исключение? Тем более что некоторые неоязычники записывают и Ра, и Варуну, и Тора в число «славянских богов», которых призывают чтить.
Давайте просто посмотрим логику языческого мировоззрения. Так называемые боги считались существами бессмертными, могущественными, способными творить чудеса, а люди, — соответственно, смертные, слабые и чудеса творить не способные, — то и дело должны были приносить богам жертвы, чтобы выпросить у них чего-нибудь или умилостивить их гнев. И с каких пирогов