Скачать:PDFTXT
Православие и религия будущего. Иеромонах Серафим Роуз

рассказала мне о страшном случае, который с ней произошел на собрании, проводимом членом движения «языков». Она пошла на собрание, на котором он говорил о необходимости дара «языков», а после его выступления она позволила, чтобы над ней произвели «возложение рук», чтобы она получила «крещение Святым Духом» и дар говорения на языках. В тот же момент она упала, потеряв сознание. Придя в себя, она увидела, что лежит на полу, а ее рот все еще продолжает беззвучно открываться и закрываться, не произнося ни слова. Она была в невыразимом ужасе. Около нее столпились несколько последователей этого проповедника, и они восклицали: «Ах, сестра, вы так чудесно уже заговорили на языках. Теперь вы получили Святого Духа». Однако эта жертва так называемого «крещения Святым Духом» была исцелена. Она ни разу больше не возвращалась на собрание говорящих на языках. Когда она приходила ко мне советоваться, она все еще страдала от некоторых последствий своего «духовного крещения».

4. Православная христианка из Калифорнии рассказывает о встрече в частном доме с «преисполненным Духа» священником, который разделял платформу с ведущими представителями католицизма, протестантизма и пятидесятничества в «харизматическом возрождении»: «В течение пяти часов он говорил на языках и прибегал ко всем уловкам (психологическим, гипнотическим и «возложения рук»), чтобы заставить присутствующих получить «крещение Святым Духом». Сцена была поистине ужасной. Когда он «возложил руки» на нашу приятельницу, она стала издавать гортанные звуки, стонать, плакать и кричать. Он был этим очень доволен. Он сказал, что она страдает за других — ходатайствует о них. «Когда он «возложил руки» на мою голову, я почувствовала приближение чего-то поистине злого. Его «языки» перемежались с английским: «У вас есть дар пророчества, я его чувствую», «Откройте только рот, и он потечет сам собой», «Вы чините препятствия Святому Духу». Слава Богу, я не раскрывала рта, но я абсолютно уверена, что если бы заговорила, кто-то другой «толковал» бы сказанное» (в личной беседе).

5. Читатели «Православного слова» могут вспомнить описание «молитвенного бдения», которое проводилось Сирийской Антиохийской епархией в Нью-Йорке на конференции в Чикаго в августе 1970 года, когда после нагнетания драматической и эмоциональной атмосферы молодые люди принялись «доказывать», как «Дух» ими движет. Но некоторые из присутствующих позднее рассказали, что атмосфера была «мрачной и зловещей», «удушающей», «темной и полной зла», но чудесным вмешательством св. Германа Аляскинского, чья икона находилась в помещении, собрание было прервано и злая атмосфера расточилась («Православное слово», № 4–5, 1970, стр. 196–199).

Во многих других случаях люди теряли интерес к молитве, чтению Священного Писания и к христианству вообще и даже начинали верить, как один студент, что «ему больше не придется читать Библию, Бог Отец будет лично являться и говорить с ним» (Кох, стр. 29).

У нас еще будет случай процитировать свидетельства многих людей, которые не находят ничего отрицательного или дурного в своих «харизматических» опытах, и мы проанализируем смысл их свидетельств. Однако, не делая пока еще окончательных выводов о природе «духа», производящего «харизматические» феномены, на основании приведенных здесь свидетельств мы уже можем согласиться с мнением доктора Коха: «»Движение языков» выражает бредовые состояния, через которые проявляет себя власть демонических сил» (Кох, стр. 47). Это значит, что движение, которое, конечно, в «бредовом состоянии», раз оно предает себя во власть духа, который не является Святым Духом, само по себе не склонно к демонизму (как, вне всякого сомнения, современный оккультизм и сатанизм), но по самой своей природе оно раскрывает себя проявлением явно демонических сил, которые вправду иногда дают о себе знать.

Эту книгу читали многие из тех, кто участвовал в «харизматическом возрождении»; многие из них после этого отреклись от движения, осознав, что дух, который они чувствовали во время «харизматических явлений», это не Святой Дух. А тем участникам «харизматического» движения, которые сейчас читают эту книгу, мы хотим сказать: «Вы вполне можете чувствовать, что ваши переживания, связанные с «харизматическим» движением, по большей части все же представляют собой нечто хорошее (даже если по некоторым поводам у вас и возникали сомнения); вы вполне можете сомневаться, что в них есть что-то демоническое. Высказывая мысль, что «харизматическое» движение опирается на медиумизм, мы не хотим отрицать все ваши переживания, которые с ним связаны. Если в вас пробудилось раскаяние в своих грехах, вы поняли, что Господь Иисус ХристосСпаситель человечества, почувствовали искреннюю любовь к Богу и к своему ближнему — все это и вправду хорошо и не покинет вас, даже если вы отойдете от «харизматического» движения. Но если вы полагаете, что ваши переживания и опыт «говорения на языках», «пророчествования» или еще какие бы то ни было «сверхъестественные» опыты идут от Бога — тогда эта книга послужит вам просто предложением задуматься над тем, что область христианского духовного опыта намного глубже, чем вы до сих пор думали, что козни дьявола гораздо тоньше, чем вы подозревали, и что наше падшее человеческое естество принимает наваждение за истину, эмоциональный комфорт – за духовное переживание с куда большей готовностью, чем мы могли вообразить. Дальше в этой главе мы подробно остановимся на этом.

Что же касается истинной природы «языков», на которых сегодня говорят, то это не простой вопрос. Мы прекрасно знаем, что в пятидесятничестве, как и в спиритизме, надувательство и внушение играют немалую роль, не говоря о сильном иногда нажиме со стороны «харизматических» аудиторий, заставляющих проявляться эти феномены. Так один из приверженцев в основном пятидесятнического «движения Иисуса» сообщает, что когда он говорил на языках, «это был всего-навсего эмоциональный надрыв, и я бормотал невесть что»; а другой откровенно признается: «Когда я стал христианином, мне сказали, что так надо. Так что я стал молиться, чтобы делать, как надо, и дошел до того, что просто передразнивал их, чтобы они думали, что я имею этот дар» (Ортега, стр. 49). Большинство предполагаемых «языков», таким образом, несомненно, оказываются подделкой или в лучшем случае результатом внушения в состоянии, близком к истерике. Однако были действительно документированные случаи, когда пятидесятники и вправду говорили на неизвестных им языках (Шеррилл, стр. 90–95); есть и многочисленные свидетельства того, что они могут легко, уверенно и спокойно (без какой бы то ни было истерики) войти в состояние «говорения на языках»; сходное явление «пения на языках», безусловно, несет в себе нечто сверхъестественное, когда «дух» диктует также и мелодию, и многие вливаются в хор, причем общее впечатление описывают как «жутковатое, но прекрасное» (Шеррилл, стр. 118) и «невообразимое, выше человеческих сил и возможностей» (Уильямс, стр. 33). Поэтому совершенно очевидно, что недостаточно одного лишь психологического и эмоционального объяснения, чтобы охватить все явление современных «языков». И если это не действие Святого Духа — а сейчас в высшей степени ясно, что этого не может быть, — следовательно, сегодняшнее «говорение на языках», как действительно «сверхъестественное» явление, может быть только проявлением некоего иного духа.

Чтобы определить этот «дух» еще более точно и понять «харизматическое» движение еще лучше, не только в его феноменах, но и в его «духовности», нам предстоит более глубоко почерпнуть из источников православных преданий. И прежде всего мы вернемся к учению православных аскетических писаний, которого мы уже касались в этой серии статей, когда объясняли ту власть, которую имеет над своими верующими индуизм: О ПРЕЛЕСТИ, или духовном заблуждении.

5. Духовное заблуждение

Понятие «прелести», ключевое в православном аскетическом учении, совершенно отсутствует в протестантско-католическом мире, который породил «харизматическое» движение; именно этот факт проливает свет на то, почему такое явное заблуждение может настолько овладеть кругами, формально принадлежащими к «христианству», и почему такой «пророк», как Николай Бердяев, происходивший из православных, мог считать абсолютно непреложным, что в «новую эру Святого Духа» «больше не будет аскетического мировоззрения«. Причина этого очевидна: православное аскетическое мировоззрение дает единственную возможность для того, чтобы люди, получившие Духа Святого при крещении и миропомазании, могли действительно продолжать стяжание Духа Святого в своей жизни; оно учит различать духовное заблуждение и хранить себя от него. «Новая духовность», о которой мечтал Бердяев и которую осуществляет на практике «харизматическое возрождение», имеет совершенно иные основы и в свете православного аскетического учения является фальшивкой.

Следовательно, для двух этих мировоззрений нет места в одной и той же духовной вселенной; чтобы принять новую духовность «харизматического возрождения», нужно отречься от православного христианства; и, наоборот, чтобы оставаться православным христианином, человек должен отречься от «харизматического возрождения», как от поддельного Православия.

Чтобы это стало совершенно ясно, мы далее представим учение Православной Церкви о духовном заблуждении в основном по сделанному в XIX веке общему изложению основ этого учения, автором которого был епископ Игнатий Брянчанинов, православный отец наших времен, и которое помещено в первом томе собрания его сочинений.

Существуют две основных формы прелести, или духовного заблуждения. Первая, и более наглядная, форма связана с тем, когда человек стремится к высокому состоянию или духовным видениям, не очистившись от страстей и надеясь на собственное суждение. Таким людям дьявол посылает великие «видения». Такие примеры есть в «Житиях святых», одном из источников православного аскетического учения. Так свт. Никита, Новгородский епископ (31 января), перешел к уединенной жизни неподготовленным и против воли своего духовного отца и вскоре стал слышать голос, молившийся вместе с ним. Затем «Господь» стал говорить с ним и послал «Ангела» молиться вместо него, и тот сказал ему, чтобы он вместо молитвы читал книги и поучал всех приходящих к нему. Это он и стал делать, всегда видя «Ангела», который молился рядом с ним, и люди поражались его духовной мудрости и «дарам Святого Духа», которые он будто бы имел, в том числе поражались его пророчествам, которые всегда исполнялись. Заблуждение было открыто только тогда, когда отцы из монастыря узнали о его отвращении к Новому Завету (Ветхий Завет, которого он никогда не читал, он цитировал наизусть), и по их молитвам он раскаялся, его чудеса прекратились, и впоследствии он обрел истинную святость. Также прп. Исаак Киево-Печерский (14 февраля) увидел великий свет «Христа», грядущего к нему с «Ангелами»; когда Исаак, не перекрестившись, поклонился «Христу», бесы получили власть над ним и после долгого танца вместе с ним бросили его еле живого. Он также впоследствии обрел истинную святость. Подобных случаев множество, когда «Христос» и «Ангелы» являлись отшельникам и давали им удивительную силу и «дары Святого Духа», когда часто приводили заблудшего отшельника к безумию и самоубийству.

Но есть другая, более обычная, менее эффектная форма духовного заблуждения, которая предлагает своим жертвам не великие видения, а всего лишь экзальтированные «религиозные чувства». Это возникает, как писал епископ Игнатий, «когда сердце

Скачать:PDFTXT

и религия будущего. Иеромонах Серафим Роуз Православие читать, и религия будущего. Иеромонах Серафим Роуз Православие читать бесплатно, и религия будущего. Иеромонах Серафим Роуз Православие читать онлайн