Скачать:TXTPDF
Православие и свобода. Олеся Александровна Николаева

С. 640.

141

Там же.

142

Фрейд З. О сновидении // Психология бессознательного. М., 1989. С. 310–346.

143

Вышеславцев Б. Этика преображённого Эроса. С. 193.

144

Вебер М. Протестантская этика. М., 1973. Ч. 2. С. 11.

145

Эразм Роттердамский. Философские произведения // О рабстве воли. М., 1986. С. 332–336.

146

Цит. по: Книга Согласия. Duncanville, 1995. С. 657.

147

Блаженный Августин. О Граде Божием. М., 1994. Т. 4. С. 319.

148

Цит. по: Книга Согласия. С. 659.

149

Мюллер Т.-Д. Христианская догматика. Duncanville, 1998. С. 280.

150

Там же.

151

Бакунин М. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 44.

152

Сартр Ж.-П. Сумерки богов // Экзистенциализм – это гуманизм. М., 1990. С. 327.

153

Там же.

154

Там же. С. 323.

155

Там же. С. 327.

156

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 398.

157

Хоружий С. О старом и новом. СПб., 2000. С. 453. Однако, несмотря на внешнее сходство, здесь имеется и фундаментальное различие: «природная воля», которая, по преподобному Максиму Исповеднику, хотя и является сущностным выражением природы человека, вследствие грехопадения подверглась искажению (см.: Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. С. 148, 297) и не может быть восстановлена собственными силами твари ? даже в акте хайдеггеровского «подлинного бытия-к-смерти».

158

Цит. по: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 272.

159

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 309, 331.

160

См.: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 24–25.

161

Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 2. С. 214.

162

Цит. по: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 14. (Ср. также: «Я знаю, что без меня Бог не может прожить ни мгновения / Превратись я в ничто, / Он неизбежно вынужден будет испустить дух». Ангелиус Силезиус. Херувим-странник. ? Там же. С. 253.)

163

Кьеркегор С. Страх и трепет. С. 38.

164

Достоевский Ф. ПСС. Т. 5. С. 105–106.

165

Кьеркегор С. Страх и трепет. С. 67.

166

Цит. по: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 179.

167

См.: Кьеркегор С. Страх и трепет. С. 22–28.

168

Достоевский Ф. ПСС. Т. 5. С. 105.

169

Кьеркегор С. Страх и трепет. С. 243.

170

Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 201.

171

Достоевский Ф. ПСС. Т. 24. С. 49.

172

Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 366.

173

Там же. С. 367.

174

Достоевский Ф. ПСС. Т. 23. С. 147–148.

175

Там же. Т. 10. С. 469.

176

Там же. С. 180.

177

Там же. С. 170.

178

Там же. Т. 14. С. 64–65.

179

Цит. по: Юнг К. Психологические типы. С. 301.

180

Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные отцы V–VIII веков. С. 142.

181

Цит. по: Вышеславцев Б. Этика преображённого Эроса. С. 304.

182

Там же.

183

Достоевский Ф. ПСС. Т. 10. С. 470.

184

Там же. С. 94.

185

См.: Ориген. О началах. Самара, 1993. С. 175.

186

Чехов А. ПСС: В 30 т. М., 1980. Т. 17. С. 176.

187

См.: Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. С. 152.

188

Там же. С. 300.

189

Ориген. О началах. С. 210.

190

Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. С. 144–145. На это же указывали и другие святые отцы. Богооставленность «проявляет, прежде всего, сокрытую добродетель. А когда эта добродетель находится в небрежении, то богооставленность восстанавливает её через наказание, тем самым являясь причиной спасения других. Когда же добродетель становится выдающейся и из ряда вон выходящей, то богооставленность научает смирению». (Авва Евагрий. См.: Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. С. 296.)

191

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12, 30). Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10).

192

О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1991. С. 246.

193

Либертинизм, также употребителен термин либертинаж (фр. libertinisme, libertinage) — название нигилистической философии, отрицающей общепринятые в обществе нормы (прежде всего моральные).

194

Цит. по: Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные отцы IV века. Париж, 1931. С. 68.

195

Вышеславцев Б. Этика преображённого Эроса. С. 94.

196

Цитаты из главы «Великий инквизитор» романа «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского даются по: О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. С. 27–33.

197

Пастернак Б. Сочинения: В 5 т. М., 1990. Т. 3. С. 538 (стихотворение «Магдалина»).

198

О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. С. 33–36.

199

Там же. С. 188.

200

Там же. С. 189.

201

Соловьёв Вл. Краткая повесть об антихристе. М., 1995. С. 21.

202

Там же.

203

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 353.

204

Соловьёв Вл. Краткая повесть об антихристе. С. 15, 22.

205

Вышеславцев Б. Этика преображённого Эроса. С. 193.

206

См. там же. С. 195.

207

Святитель Григорий Богослов. Слово 45 на Святую Пасху // Сочинения. М., 1889. С. 129.

208

Ке?нозис (греч. ??????? — опустошение, истощение; ????? — пустота) — христианский богословский термин, означающий Божественное самоуничижение Христа через вочеловечение вплоть до вольного принятия Им крестного страдания и смерти. Термин взят из Фил. 2:7: «Уничижил [????????] Себя Самого, приняв образ раба…»

209

См.: Вышеславцев Б. Этика преображённого Эроса. С. 196.

210

Платонов А. Город Градов // Избранное. М., 1966. С. 164. Именно так: «Принципы обезличивания человека…» назывался большой социально-философский труд, на котором «умер от истощения» его автор ? советский уполномоченный Шмаков.

211

Разум сердца. М., 1989. С. 116.

212

Преподобный Авва Дорофей. Подвижнические наставления. С. 625.

213

Достоевский Ф. ПСС. Т. 5. С. 106.

214

Митрополит Иларион Киевский. Слово о Законе и Благодати. М., 1994. С. 30–31.

215

Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 379.

216

Вышеславцев Б. Этика преображённого Эроса. С. 35.

217

Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (Рим. 2, 12). Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем (Рим. 3, 31).

218

Святой Иустин, философ и мученик. Послание к Диогнету // Сочинения. М., 1892. С. 375–376.

219

Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру. Я есмь хлеб жизни. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём (Ин. 6, 27, 33, 35, 51, 53– 54, 56).

220

Епископ Михаил (Грибановский). Над Евангелием. СПб., 1994. С. 121.

221

Кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30), если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших (Ин. 8, 24), верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён (Ин. 3, 18), верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий не увидит жизни (ср.: Ин. 3, 36).

222

Преподобный Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. С. 173.

223

Там же.

224

Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 29). Оставь; чтaо Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришёл погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий (Лк. 4, 34).

225

Иеромонах Софроний (Сахаров). Старец Силуан. М., 1994. С. 153.

226

Преподобный Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. С. 274.

227

Лосский В. Опыт мистического богословия Восточной Церкви. С. 95.

228

Там же. С. 102.

229

Хоружий С. О старом и новом. С. 243.

230

Преподобный Исихий Иерусалимский. Душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве // Добротолюбие. Paris, 1988. Т. 2. С. 177.

231

Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные отцы V–VIII веков. С. 149.

232

Юнг К. Психологические типы. С. 171.

233

Разумеется православная антропология кардинально отличается от представлений аналитической психологии о человеке, в том числе и о путях его спасения («исцеления»): православная сотериология свидетельствует о том, что грешника спасает Бог при условии свободного человеческого участия, в то время как психоанализ предполагает, что исцеление есть дело рук человеческих: старания психоаналитика, усилия пациента плюс действенность метода.

234

Святитель Григорий Палама. О священно-безмолвствующих // Добротолюбие. Paris, 1988. Т. 5. С. 291.

235

Преподобный Исихий Иерусалимский. Душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. С. 177.

236

Святитель Григорий Палама. О священно-безмолвствующих. С. 291.

237

Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне (Ин. 6, 29, 45).

238

Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 40).

239

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём (Ин. 3, 36).

240

Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. С. 91.

241

См.: Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. С. 117.

242

Там же. С. 118.

243

Там же.

244

Там же. С. 119.

245

Там же.

246

Там же.

247

Цит. по: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 92.

248

Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. С. 119.

249

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если чтaо смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16, 17–18).

250

Верующий в Меня, не умрёт вовек (Ин. 11, 26), верующий в Меня, если и умрёт, оживёт (Ин. 11, 25).

251

Там же.

252

Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т. 1. С. 378.

253

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. С. 173.

254

Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. С. 228.

255

Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. С. 120.

256

Там же. С. 121.

257

Там же. С. 122.

258

Там же. С. 126.

259

Независимая газета. 1998. 10 апреля.

260

См.: Лезов С. Попытка понимания // Избранные работы. М.–СПб., 1999.

261

Иностранная литература. 1998, № 5–6.

262

См. об этом нашу статью: «Творчество или самоутверждение?». Новый мир. 1999. № 1.

263

Митрополит Антоний (Храповицкий). Христос Спаситель и еврейская революция. СПб., 1993. С. 14.

264

Там же. С. 15.

265

Там же.

266

Вот как предвозвещал это событие пророк Захария: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице. Тогда сокрушён будет бранный лук; и Он возвестит мир народам (ср.: Зах. 9, 9–10).

267

За это Господь неоднократно называет их лицемерами (ср.: Мф. 23, 13; 22, 18), змиями, порождениями ехидниными (ср.: Мф. 3, 7; 12, 34; 23, 33; Лк. 3, 7), вождями слепыми и безумными и слепыми (ср.: Мф. 23, 16, 17), слепыми вождями слепых (ср.: Мф. 15, 14), злым родом (Мф. 12, 45), родом лукавым и прелюбодейным (ср.: Мф. 16, 4).

268

Цит. по: Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты: В 3 т. 1978. Т. 2. С. 100–102.

269

Зюганов Г. Вера и верность // Русское Православие и проблемы возрождения России. М., 1999. С. 56.

270

Митрополит Антоний (Храповицкий). Христос Спаситель и еврейская революция. С. 19.

271

Игумен Вениамин (Новик). Православие. Христианство. Демократия. СПб., 1999. С. 335.

272

Там же. С. 333.

273

Там же. С. 335.

274

Цит. по: Болотов В. Лекции по истории Древней Церкви: В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 42.

275

Там же.

276

Святой Иустин, философ и мученик. Сочинения. С. 32.

277

Болотов

Скачать:TXTPDF

и свобода. Олеся Александровна Николаева Православие читать, и свобода. Олеся Александровна Николаева Православие читать бесплатно, и свобода. Олеся Александровна Николаева Православие читать онлайн