С. 640.
141
Там же.
142
Фрейд З. О сновидении // Психология бессознательного. М., 1989. С. 310–346.
143
Вышеславцев Б. Этика преображённого Эроса. С. 193.
144
Вебер М. Протестантская этика. М., 1973. Ч. 2. С. 11.
145
Эразм Роттердамский. Философские произведения // О рабстве воли. М., 1986. С. 332–336.
146
Цит. по: Книга Согласия. Duncanville, 1995. С. 657.
147
Блаженный Августин. О Граде Божием. М., 1994. Т. 4. С. 319.
148
Цит. по: Книга Согласия. С. 659.
149
Мюллер Т.-Д. Христианская догматика. Duncanville, 1998. С. 280.
150
Там же.
151
Бакунин М. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 44.
152
Сартр Ж.-П. Сумерки богов // Экзистенциализм – это гуманизм. М., 1990. С. 327.
153
Там же.
154
Там же. С. 323.
155
Там же. С. 327.
156
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 398.
157
Хоружий С. О старом и новом. СПб., 2000. С. 453. Однако, несмотря на внешнее сходство, здесь имеется и фундаментальное различие: «природная воля», которая, по преподобному Максиму Исповеднику, хотя и является сущностным выражением природы человека, вследствие грехопадения подверглась искажению (см.: Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. С. 148, 297) и не может быть восстановлена собственными силами твари ? даже в акте хайдеггеровского «подлинного бытия-к-смерти».
158
Цит. по: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 272.
159
Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 309, 331.
160
См.: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 24–25.
161
Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 2. С. 214.
162
Цит. по: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 14. (Ср. также: «Я знаю, что без меня Бог не может прожить ни мгновения / Превратись я в ничто, / Он неизбежно вынужден будет испустить дух». Ангелиус Силезиус. Херувим-странник. ? Там же. С. 253.)
163
Кьеркегор С. Страх и трепет. С. 38.
164
Достоевский Ф. ПСС. Т. 5. С. 105–106.
165
Кьеркегор С. Страх и трепет. С. 67.
166
Цит. по: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 179.
167
См.: Кьеркегор С. Страх и трепет. С. 22–28.
168
Достоевский Ф. ПСС. Т. 5. С. 105.
169
Кьеркегор С. Страх и трепет. С. 243.
170
Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 201.
171
Достоевский Ф. ПСС. Т. 24. С. 49.
172
Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 366.
173
Там же. С. 367.
174
Достоевский Ф. ПСС. Т. 23. С. 147–148.
175
Там же. Т. 10. С. 469.
176
Там же. С. 180.
177
Там же. С. 170.
178
Там же. Т. 14. С. 64–65.
179
Цит. по: Юнг К. Психологические типы. С. 301.
180
Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные отцы V–VIII веков. С. 142.
181
Цит. по: Вышеславцев Б. Этика преображённого Эроса. С. 304.
182
Там же.
183
Достоевский Ф. ПСС. Т. 10. С. 470.
184
Там же. С. 94.
185
См.: Ориген. О началах. Самара, 1993. С. 175.
186
Чехов А. ПСС: В 30 т. М., 1980. Т. 17. С. 176.
187
См.: Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. С. 152.
188
Там же. С. 300.
189
Ориген. О началах. С. 210.
190
Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. С. 144–145. На это же указывали и другие святые отцы. Богооставленность «проявляет, прежде всего, сокрытую добродетель. А когда эта добродетель находится в небрежении, то богооставленность восстанавливает её через наказание, тем самым являясь причиной спасения других. Когда же добродетель становится выдающейся и из ряда вон выходящей, то богооставленность научает смирению». (Авва Евагрий. См.: Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. С. 296.)
191
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12, 30). Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10).
192
О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1991. С. 246.
193
Либертинизм, также употребителен термин либертинаж (фр. libertinisme, libertinage) — название нигилистической философии, отрицающей общепринятые в обществе нормы (прежде всего моральные).
194
Цит. по: Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные отцы IV века. Париж, 1931. С. 68.
195
Вышеславцев Б. Этика преображённого Эроса. С. 94.
196
Цитаты из главы «Великий инквизитор» романа «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского даются по: О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. С. 27–33.
197
Пастернак Б. Сочинения: В 5 т. М., 1990. Т. 3. С. 538 (стихотворение «Магдалина»).
198
О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. С. 33–36.
199
Там же. С. 188.
200
Там же. С. 189.
201
Соловьёв Вл. Краткая повесть об антихристе. М., 1995. С. 21.
202
Там же.
203
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 353.
204
Соловьёв Вл. Краткая повесть об антихристе. С. 15, 22.
205
Вышеславцев Б. Этика преображённого Эроса. С. 193.
206
См. там же. С. 195.
207
Святитель Григорий Богослов. Слово 45 на Святую Пасху // Сочинения. М., 1889. С. 129.
208
Ке?нозис (греч. ??????? — опустошение, истощение; ????? — пустота) — христианский богословский термин, означающий Божественное самоуничижение Христа через вочеловечение вплоть до вольного принятия Им крестного страдания и смерти. Термин взят из Фил. 2:7: «Уничижил [????????] Себя Самого, приняв образ раба…»
209
См.: Вышеславцев Б. Этика преображённого Эроса. С. 196.
210
Платонов А. Город Градов // Избранное. М., 1966. С. 164. Именно так: «Принципы обезличивания человека…» назывался большой социально-философский труд, на котором «умер от истощения» его автор ? советский уполномоченный Шмаков.
211
Разум сердца. М., 1989. С. 116.
212
Преподобный Авва Дорофей. Подвижнические наставления. С. 625.
213
Достоевский Ф. ПСС. Т. 5. С. 106.
214
Митрополит Иларион Киевский. Слово о Законе и Благодати. М., 1994. С. 30–31.
215
Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 379.
216
Вышеславцев Б. Этика преображённого Эроса. С. 35.
217
Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (Рим. 2, 12). Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем (Рим. 3, 31).
218
Святой Иустин, философ и мученик. Послание к Диогнету // Сочинения. М., 1892. С. 375–376.
219
Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру. Я есмь хлеб жизни. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём (Ин. 6, 27, 33, 35, 51, 53– 54, 56).
220
Епископ Михаил (Грибановский). Над Евангелием. СПб., 1994. С. 121.
221
Кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30), если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших (Ин. 8, 24), верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён (Ин. 3, 18), верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий не увидит жизни (ср.: Ин. 3, 36).
222
Преподобный Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. С. 173.
223
Там же.
224
Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 29). Оставь; чтaо Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришёл погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий (Лк. 4, 34).
225
Иеромонах Софроний (Сахаров). Старец Силуан. М., 1994. С. 153.
226
Преподобный Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. С. 274.
227
Лосский В. Опыт мистического богословия Восточной Церкви. С. 95.
228
Там же. С. 102.
229
Хоружий С. О старом и новом. С. 243.
230
Преподобный Исихий Иерусалимский. Душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве // Добротолюбие. Paris, 1988. Т. 2. С. 177.
231
Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные отцы V–VIII веков. С. 149.
232
Юнг К. Психологические типы. С. 171.
233
Разумеется православная антропология кардинально отличается от представлений аналитической психологии о человеке, в том числе и о путях его спасения («исцеления»): православная сотериология свидетельствует о том, что грешника спасает Бог при условии свободного человеческого участия, в то время как психоанализ предполагает, что исцеление есть дело рук человеческих: старания психоаналитика, усилия пациента плюс действенность метода.
234
Святитель Григорий Палама. О священно-безмолвствующих // Добротолюбие. Paris, 1988. Т. 5. С. 291.
235
Преподобный Исихий Иерусалимский. Душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. С. 177.
236
Святитель Григорий Палама. О священно-безмолвствующих. С. 291.
237
Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне (Ин. 6, 29, 45).
238
Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 40).
239
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём (Ин. 3, 36).
240
Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. С. 91.
241
См.: Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. С. 117.
242
Там же. С. 118.
243
Там же.
244
Там же. С. 119.
245
Там же.
246
Там же.
247
Цит. по: Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. С. 92.
248
Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. С. 119.
249
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если чтaо смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16, 17–18).
250
Верующий в Меня, не умрёт вовек (Ин. 11, 26), верующий в Меня, если и умрёт, оживёт (Ин. 11, 25).
251
Там же.
252
Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т. 1. С. 378.
253
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. С. 173.
254
Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. С. 228.
255
Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. С. 120.
256
Там же. С. 121.
257
Там же. С. 122.
258
Там же. С. 126.
259
Независимая газета. 1998. 10 апреля.
260
См.: Лезов С. Попытка понимания // Избранные работы. М.–СПб., 1999.
261
Иностранная литература. 1998, № 5–6.
262
См. об этом нашу статью: «Творчество или самоутверждение?». Новый мир. 1999. № 1.
263
Митрополит Антоний (Храповицкий). Христос Спаситель и еврейская революция. СПб., 1993. С. 14.
264
Там же. С. 15.
265
Там же.
266
Вот как предвозвещал это событие пророк Захария: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице. Тогда сокрушён будет бранный лук; и Он возвестит мир народам (ср.: Зах. 9, 9–10).
267
За это Господь неоднократно называет их лицемерами (ср.: Мф. 23, 13; 22, 18), змиями, порождениями ехидниными (ср.: Мф. 3, 7; 12, 34; 23, 33; Лк. 3, 7), вождями слепыми и безумными и слепыми (ср.: Мф. 23, 16, 17), слепыми вождями слепых (ср.: Мф. 15, 14), злым родом (Мф. 12, 45), родом лукавым и прелюбодейным (ср.: Мф. 16, 4).
268
Цит. по: Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты: В 3 т. 1978. Т. 2. С. 100–102.
269
Зюганов Г. Вера и верность // Русское Православие и проблемы возрождения России. М., 1999. С. 56.
270
Митрополит Антоний (Храповицкий). Христос Спаситель и еврейская революция. С. 19.
271
Игумен Вениамин (Новик). Православие. Христианство. Демократия. СПб., 1999. С. 335.
272
Там же. С. 333.
273
Там же. С. 335.
274
Цит. по: Болотов В. Лекции по истории Древней Церкви: В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 42.
275
Там же.
276
Святой Иустин, философ и мученик. Сочинения. С. 32.
277
Болотов