церковь», И. Д Беляева в «Православном обозрении». 1870. N° 1. С. 114 и след.
611
См. послание Фотия в сборнике Румянцевского музея. № 204. Л. 420—426.
612
См это сказание в сборнике Румянцевского музея. N° 204. Л. 315— 349.
613
Эта повесть известна нам но рукописи Ундольского в московском Румянцевском музее, N° 306. Ее происхождение, состав и отношение к житию Евфросина, составленному Василием, рассмотрены автором настоящей статьи в исследовании «Древнерусские жития святых как исторический источник». Здесь приводятся некоторые объяснительные или дополнительные замечания. Старая повесть сопровождается четырьмя чудесами, в сочинении Василия пятое чудо совершилось с Киприаном, о котором он упоминает в предисловии как о своем современнике и об одном из иноков, просивших его написать житие Евфросина Старая повесть написана при игумене Памфиле и архиеиископе Геннадии. В предисловии Василий упоминает об иноке Маркелле, пострижнике Памфиловом, который в 1547 году был уже старцем, иночествовавшим 50 лет. Значит, в последние годы XV века Памфил был уже игуменом. К 1505 году относится его известное послание в Псков. Таким образом, старая повесть написана в конце XV или в самом начале XVI века, не позже 1504 года.
614
Памятники старинной русской литературы гг. Пыпина и Костомарова. Вып. VI. С. 118.
615
См указанное выше исследование о житиях.
616
Рукопись Софийской библиотеки, теперь в Петербургской духовной академии, N° 1264. Л. 15 об. Эта статья, или «устав», выписана в указанном выше исследовании о житиях, с 256, примеч. 2. Здесь прямо сказано: «Иже мнози ноют подвочую аллилугиа, а не втрегубна, на грех себе поють».
617
Рукопись Московской духовной академии. № 142. Места с сугубой аллилуией см. на л. 146 об., 155 и об.
618
Рукопись Московской духовной академии. № 152. л. 143 об. и 152.
619
Эта любопытная рукопись принадлежит Е. В. Барсову, писана уставом. Приведенное замечание об аллилуи см. на л. 85. К числу особенностей письма в этой рукописи относится употребление буквы Ь вместо Ъ: «??злюбиль ecu, язык лъстивь, от врагъ моихь, вьнми, Богь» и т. п.
620
Ист. русск. раскола, преосв. Макария, стр. 5.
621
См. это послание в Синодальном списке макарьевских четьих миней, месяц август, л. 809, и в Синодальной рукописи, № 466, л. 260. 0 нем будет еще речь ниже.
622
Полное собрание русских летописей. VI. 271 и 274.
623
Там же.
624
Волоколамский сборник в Московской духовной академии. № 514 Л. 499.
625
Там же. Л. 501.
626
Ключевский В О. Отзывы и ответы. Третий сборник статей. Петроград. 1918 С. 19—77.
627
Костомаров И. И. Северо–русские народоправства. II. СПб., 1886.
628
ПСРЛ. Т. VI. СПб., 1853.
629
Буслаев Ф. П. Истор. очерки русской народной словесности и искусства.
630
Хрущов И. П. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преп. игумена Волоцкого. СПб., 1868.
631
История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием Ч. 1—6. М. 1807–1815.
632
Ключевский В. О. Опыты и исследования. Первый сборник статей Петроград, 1919. С. 1—31.
633
Житие Зосимы и Савватия, рукопись Синодальной библиотеки, № 91. Главным материалом настоящего очерка, кроме этого жития, служил рукописный сборник соловецких грамот, который находится в Соловецкой библиотеке, принадлежащей теперь (1866) Казанской духовной академии, № 18, 19, 20.
634
Сборник соловецких грам. 18, грам № 5.
635
Из 35 или 36 земельных владений, приобретенных Соловецким монастырем до начала XVI века на Поморском, Карельском и Терском берегу, только в четырех указываются страдомные или орамные земли и эти владения все были на Поморском берегу. Сборник соловецких грамот, № 2—5.
636
Житие Зосимы и Савватия по указанной рукописи, л. 284.
637
Православный собеседник, 1859, № 6: «Слово черноризца Зиновия», стр. 237—238.
638
Летописец Соловецкий, 1815, стр. 7 и 8 // Летописец Соловецкий, или Краткое летописание. М., 1815.
639
Грамота арх. Геннадия 1491 года в Оп. Сол. мон., арх. Досифея, ч. 3, стр 182. В конце XVI века монастырь имел в волости Варзуге 224 лука земли, на которой было 7 дворов крестьянских жилых, да 8 мест дворовых пустых.
640
Лук содержал в себе 2 обжи, а обжа имела 126 сажен длиннику и 32 поперечнику.
641
С приобретением Шизни у монастыря явилась третья пристань на Поморском берегу, сверх приобретенных прежде в Суме и в Вирме.
642
См.: грамот, в 3–и части «Оп. Сол. мон.» Досифея. № 1.
643
Tам же, № 3.
644
Сборн. Сол. грам., № 16 и 17.
645
Грам. в 3–й части «Оп. Сол. мон.», № 4.
646
Сборн. Сол. грам., № 43.
647
Там же, № 44.
648
Там же, № 46 и 120.
649
Там же, № 64; «Оп. Сол. мон.», ч. 3, грам. N° 15 и 16.
650
Сборн. Сол, грам, N° 61.
651
«Оп. Сол. мон.», ч. 3, грам. N° 27.
652
Летописец Сол., 1815, стр. 35.
653
Сборник Сол. грам, № 48 и 49.
654
Там же, № 108.
655
Сборы. Сол. грам, № 114 и 177.
656
Там же, № 239.
657
Там же, № 268; Летописец Солов, стр. 39.
658
Сборн. Сол. грам., № 47.
659
Там же, № 87.
660
Там же, № 177 и 184.
661
Сборн. Сол. грам., № 232 и 260, Летописец Солов., 1815, стр. 35.
662
Эти подробности о Красноборском погосте и Спасской церкви взяты из соловецкой грамоты 1680 г. (в 3–й ч. «Оп. Сол мон.», стр. 167—178) и из повести о чудотворной Красноборской иконе (рукопись Синод, библиотеки. № 809, л. 850—889). В этой повести, составленной около половины XVII века, читаем «На Красном бору, в Устюжском уезде, над Двиною рекою, на усть Неменжи реки, пониже Прокопия праведного совершен и освящен храм во имя Бога и Спаса нашего, в 135 году, и без пения стоял со 140 году до 149 году». В этом последнем году было первое чудо от иконы, и «в то время бысть съезд великий на Красный бор ко Всемилостивому Спасу от многих весей и приходов, свящегницы со кресты и со всеми крылошаны».
663
«Оп. Сол. мон.» ч. 3, грам на стр. 184—194.
664
По известию в сборн. Солов, биол. XVI века № 860.
665
Православное обозрение. 1871. №№ 9 и 11.
666
Ключевский В. О. Отзывы и ответы. Третий сборник статей. Петроград, 1918. С. 1—18.
667
Ключевский В. О. Отзывы и ответы. Третий сборник статей. Петроград, 1918. С. 263—273.
668
Ключевский В. О. Отзывы и ответы. Третий сборник статей. Петроград, 1918. С. 194–199.