Скачать:TXTPDF
Православие. Владимир Елисеевич Титов

традиционным консерватизмом, противоречат ему. Восхваления общественной деятельности противоречат идеям промысла божьего, тезис о равноправии веры и знания, науки и религии противоречит положениям «священного писания» о слабости и немощности человеческого разума, о неспособности познать им тайны бытия. Но с этим богословам приходится мириться, к тому же они успокаивают себя тем, что верующими эти противоречия осознаются не сразу, следовательно, главная цель — продление жизни религии на какой-то срок — достигается.

Модернистские тенденции свидетельствуют об очень противоречивом процессе, происходящем в православии. С одной стороны, они — показатель его кризиса, его слабости. Религиозное направление, которое всегда гордилось Своей ортодоксальностью, консерватизмом, неизменностью основных положений вероучения, под напором жизни вынуждено учитывать дух современной эпохи, многое менять, отказываться от того, что проповедовалось веками. С другой стороны, модернистские тенденции — показатель силы религии, показатель ее потенциальных возможностей, ее способностей искать выход из кризисного состояния, находить точки соприкосновения с меняющейся действительностью. Поэтому кризисное состояние православной церкви не нужно переоценивать. За плечами у православной церкви многовековой опыт, большие традиции. Она не раз пускала корни и расцветала там, где на первый взгляд, казалось, не было для этого никаких условий. Эта церковь добивалась в прошлом больших успехов, терпела она и поражения и вновь от них оправлялась. У нее свои традиции, она умеет найти пути к сознанию и чувствам своих последователей и до сих пор пользуется среди них влиянием.

Идеологи православия лихорадочно ищут выход из кризисного состояния. Они пытаются приукрасить религию, сделать ее более приемлемой для современного человека. Попытки перекинуть мостик между религией и современностью становятся все активнее и активнее. Они свидетельствуют о том, что те глубокие социальные преобразования, которые произошли в социалистических странах, оказывают воздействие на религиозный мир, как на верующих, так и на духовенство. Верующие-трудящиеся глубоко симпатизируют коммунистическим идеям, в своей повседневной жизни они являются строителями коммунистического общества. Двойственно еще их мировоззрение: с одной стороны, они разделяют коммунистические убеждения, с другой — в их сознании значительное место занимает религия. Однако жизнь с каждым днем все яснее показывает несовместимость коммунистического и религиозного мировоззрений, подталкивает верующих к однозначному выводу, заставляет переходить к научному мировосприятию. Модернизация религии, разумеется, сдерживает этот процесс отхода верующих от религии, но спасти религию не может, ибо нельзя примирить непримиримое, совместить несовместимое — научное и религиозное мировоззрение.

Распад религиозного сознания — чрезвычайно сложный процесс, требующий чуткого подхода к верующим. Во сто крат эта чуткость должна быть усилена в условиях социалистического общества. Ведь речь идет о перевоспитании верующих, которые в подавляющем числе являются честными тружениками. Это не их вина, а их беда, что их сознание еще затуманено религиозными предрассудками. Активная перестройка общества на коммунистических началах, постоянное повышение жизненного уровня, распространение культуры, научных знаний, терпеливая и чуткая пропаганда атеистического мировоззрения позволят им освободиться от уз религии. Грубость, администрирование могут только нанести вред, оттолкнуть верующих от научного мировосприятия, вызвать вспышки религиозного фанатизма. Последняя услуга, говорил Ф. Энгельс, которую рабочее государство может оказать религии, — это объявить ей войну. Терпеливое, научно обоснованное объяснение верующим несовместимости религиозного и коммунистического мировоззрения, аргументированная критика основ религиозного вероучения, показ несостоятельности модернистских тенденций современных богословов — наиболее верный путь преодоления религиозных пережитков в сознании верующих людей.

Примечания

[1] Ноузы — амулеты.

[2] Академик Б. Д. Греков считал, что Мокошь — богиня финских племен, входивших в состав древнерусского государства, а Хоре — бог солнца народов Востока.

[3] Есть сообщение, что идол Велеса стоял в Киеве на Подоле, на рыночной площади.

[4] О датировке договора среди историков идет спор. Некоторые исследователи датируют его 945 г. Академик Б. Д. Греков считает правильной дату 944 г., так как с греческой стороны договор подписали Роман с двумя своими сыновьями — Стефаном и Константином. В конце 944 г. в результате дворцового переворота Роман был арестован, в январе 945 г. были арестованы его сыновья. Так что подписать договор в 945 г. они никак не могли.

[5] Тумен — воинская единица в татаро-монгольском войске, около 10 тысяч воинов.

[6] К 1932 г., по данным Союза воинствующих безбожников, от религии отошло около 25 миллионов человек.

[7] Следует отметить, что общие закономерности отношения религиозных организаций к коммунизму легко прослеживаются в таких религиозных направлениях, как православие, католицизм, евангелическо-лютеранская церковь, старообрядчество (белокриницкая епархия), баптизм, адвентизм (адвентисты 7-го дня), ислам, иудаизм и др. Что касается некоторых эсхатологических сект, выдвигавших требования, близкие к идеалам утопического либо потребительского коммунизма, то эта тема требует специального исследования и в рамках данной главы не затрагивается.

[8] Интересно отметить, что дореволюционные священнослужители православия подчеркивали совсем иные качества мифического основателя христианства. На иконах Иисус Христос изображался в царских одеждах.

[9] В 585 г. на Маконском соборе большинством всего в один голос было признано, что душа у женщины есть. Решающим аргументом в пользу этого решения было то, что богородица была женщиной, а ей отказывать в наличии души «святые отцы» не решились.

[10] Согласно Библии, Иисус Навин останавливает во время битвы Солнце, так как видит, что день кончается, а враги еще недобиты.

[7] Следует отметить, что общие закономерности отношения религиозных организаций к коммунизму легко прослеживаются в таких религиозных направлениях, как православие, католицизм, евангелическо-лютеранская церковь, старообрядчество (белокриницкая епархия), баптизм, адвентизм (адвентисты 7-го дня), ислам, иудаизм и др. Что касается некоторых эсхатологических сект, выдвигавших требования, близкие к идеалам утопического либо потребительского коммунизма, то эта тема требует специального исследования и в рамках данной главы не затрагивается.

[8] Интересно отметить, что дореволюционные священнослужители православия подчеркивали совсем иные качества мифического основателя христианства. На иконах Иисус Христос изображался в царских одеждах.

Скачать:TXTPDF

. Владимир Елисеевич Титов Православие читать, . Владимир Елисеевич Титов Православие читать бесплатно, . Владимир Елисеевич Титов Православие читать онлайн