компонентов — елея и других масел, белого виноградного вина, различных ладанов, бальзамов, настоев трав и т. п.; употребляется в одном из важнейших таинств — миропомазании, при котором помазание головы, глаз, ноздрей, ушей, бороды, рук с произнесением слов «печать Духа Святого» сообщает человеку силу Божией благодати.
19) …браду Аароню… — Аарон — старший брат пророка Моисея, вместе с ним возглавивший исход евреев из Египта, первый первосвященник еврейского народа; здесь имеется в виду церемония миропомазания Аарона Моисеем, посвящения его в первосвященники (см.: «И возлил… елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его»; Лев., 8, 12; см. также: Пс., 132).
20) Ометы — подол, полы одежды.
21) …быстрейшими еленей… — Елень (ц.-сл.) — олень.
22) Фелонь — риза, длинная и широкая священническая одежда без рукавов .
23) …К боковому жертвеннику. — Жертвенник, или предложение,- находящееся в северной части алтаря возвышение, на котором приготовляется просфора.
24) …хлебов-просфор… — В православной церкви просфора — небольшая плоская двойная лепешка из квасного теста (в других конфессиях — из пресного, «опресноки»), замешанного на чистой воде без всяких примесей, с оттиснутым сверху изображением креста; символизирует тело Христово и применяется для совершения таинства Евхаристии.
25) …пресуществиться… — Пресуществление — по учению православной, а также католической и армяно-грегорианской церквей преобразование, превращение хлеба и вина в тело и кровь Христовы, чудесное проявление всемогущества Божия. Лютеранство не признает пресуществления, допуская лишь «соприсутствие» тела и крови Христовых в Евхаристии.
26) …при задернутом занавесе… — Занавес — завеса за царскими вратами, нередко называется внутренней, или горней, дверью.
27) …боковую комару храма… — Комора — кладовая, клеть, чулан; здесь: углубление в северной стене алтаря, место, где хранятся просфоры.
28) …копья, которым было прободено на кресте тело Спасителя… — См.: «…Один из воинов копьем пронзил ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Иоанн, 19, 34).
29) …словами пророка Исаии… — Исаия — ветхозаветный пророк, предсказавший явление Мессии.
30) …на том же дискосе… — Дискос — небольшое плоское блюдо, на котором разрезается просфора.
31) …из псалма Давида… — Давид — второй царь Израиля (1055-1015 гг. до н. э.); в отрочестве пас овец, был взят к царскому двору за искусную игру на арфе, прославился победой над великаном-филистимлянином Голиафом; автор песен и псалмов, являющих собою высочайшие образцы религиозно-нравственной поэзии (см.: Пс., а также: 1 Цар., 16-2 Цар., 12; 1 Пар., 11-17).
32) …во имя Иоанна Крестителя… — Иоанн Креститель, или Предтеча,- библейский пророк, ближайший предшественник и предвестник Иисуса Христа, которого он крестил в реке Иордан; был заключен в темницу царем Иродом Антипой, умерщвлен по наущению Иродиады, любовницы Ирода. Христос сказал о нем: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матф., 11, 11).
33) …Иоакима и Анны… — По преданию, отец и мать Девы Марии.
34) …или Василия Великого… — Василий Великий (Каппадокийский), выдающийся богослов и церковный писатель IV в., признан святым; как уже отмечалось, его литургия, наряду с литургией Иоанна Златоуста, принята русской православной церковью.
35) …таинственный вертеп… — Здесь: пещера, в которой, согласно Евангелию, волхвы обнаружили Богоматерь с младенцем Иисусом.
36) Обкадив звездицу… — Звездица — предмет церковной утвари, представляющий собою две перекрещенные дуги, устанавливается на дискосе и прикрывает приготовленные просфоры.
37) …покров, называемый святым воздухом… — Последний из трех употребляемых во время литургии покровов, им производится веяние воздуха над св. Дарами, что знаменует осенение их Духом Божиим.
38) …благоухание ладана и смирны… — См.: «…Войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились ему; и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну» (Матф., 2, 11).
39) …всем услуживший и умьшший ноги. — См.: «…Влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Иоанн, 13, 5).
40) …перед святым престолом. — Престол — возвышение, важнейшее место в алтаре, символизирующее Божий престол.
41) …о чесом бо помолимся, не вемы… — См.: «…не знаем, о чем молиться…» (Рим., 8, 26).
42) …Мария с Иосифом… — Дева Мария, Богоматерь, и ее обрученный муж, плотник из Назарета.
43) …взошед на амвон… — Амвоном именуется выдвинутая вперед часть так называемой солеи — возвышения со ступенями перед иконостасом.
44) …пророков, апостола… — Имеются в виду священные христианские книги: ветхозаветных пророков, деяния и послания апостолов.
45) …таинство Троицы… — Учение о Троице представляет собою первый догмат, установленный христианской церковью, суть его — утверждение триединства единосущного Бога — Отца, Сына и Святого Духа.
46) …великой эктенией… — Ектения — часть богослужения, состоящая из ряда молитвенных прошений.
47) …совокупно с ликом… — В данном случае «лик» означает собрание поющих в храме.
48) …на обоих крылосах… — Клирос (крылос) — место в храме, где располагаются певчие, хор; клиросы находятся перед иконостасом, в северной и южной частях церкви.
49) …возглашаются во всеуслышанье блаженства… — Речь идет об основных положениях Нагорной проповеди Христа («Блаженны…» и т. д.; см.: Матф., 5, 3-12); ниже Гоголь приводит их, сопровождая своими комментариями.
50) …хвалебные тропари… — Тропарь — одно из церковных песнопений.
51) …возрожденье, прозретое издали пророком Даниилом… — Даниил — ветхозаветный пророк эпохи вавилонского пленения (VI в. до н. э.); предсказал освобождение иудейского народа из плена, восстановление Иерусалима и храма, приход «Христа Великого», предание его смерти и новое разрушение «города и святилища» (см.: Дан., 9, 25-26). У Гоголя парафраз следующего места из Книги Пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к нему» (Дан., 7, 13).
52) …на горнем месте… — Горнее место — сиденье в алтаре к востоку от престола, предназначенное для архиерея.
53) …лествицей… — лестницей.
54) …не теми сердцами… — Здесь Гоголь пересказывает евангельскую притчу о сеятеле (см.: Матф., 13, 3-23).
55) …ово сто… — Ово (ц.-сл.) — либо, или.
56) …всяк верный… -исповедующий истинную веру.
57) …мужу мудру, строящему храмину не на песке, но на камени… — Гоголь напоминает заключительную часть Нагорной проповеди Христа: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матф., 7, 24-27).
58) …нет других дверей в царство небесное… — С этим местом «Размышлений» перекликаются слова Гоголя из его предсмертной записки: «Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» (Письма Н. В. Гоголя в 4-х томах, т. IV. СПб., 1901, с. 424).
59) …пройти честно свое земное поприще… — параллель к теме поприща в «Выбранных местах из переписки с друзьями» («Нужно проездиться по России», «Занимающему важное место») и «Развязке Ревизора».
60) …приготовляются к предстанущим священнейшим священнодействиям и служениям… — Имеется в виду один из кульминационных моментов литургического богослужения — причащение св. Даров, тела и крови Христовых.
61) …Господь серафимов… — Серафимы — один из девяти ангельских чинов; составляют высшую, самую близкую к Богу, степень в небесной иерархии, имеют человеческий облик и шесть крыльев (ср.: «шестикрылый серафим» у Пушкина) .
62) …царь Израилев… — ветхозаветный единый Бог древних евреев.
63) …с кадильницей в руке… — Кадильница, или кадило,- сосуд для курения фимиамом во время христианского богослужения.
64) …Носимый херувимами… — Херувимы относятся ко второму ангельскому чину; в Священном писании не раз говорится, что Бог восседает на херувимах (см., напр.: 1 Цар., 4, 4; Пс., 11). Херувимы обитают перед престолом Бога и непрестанно возглашают ему хвалебные песни. В Книге Бытия (3, 24) херувим с огненным мечом поставлен «на востоке у сада Едемского», чтобы «охранять путь к дереву жизни».
65) …дискос с агнцем… — Агнцем называется изъятый из просфоры кусочек, символизирующий Младенца Христа.
66) …северной дверью… — Помимо царских врат, в иконостасе есть две боковые двери — северная и южная.
67) …святую ложку… — Ложка (лжица), из которой каждый причащающийся получает частицу просфоры, пропитанную вином; введена в употребление Иоанном Златоустом.
68) …копье, прободшее св. тело. — Небольшой нож для разрезания просфоры символизирует копье, которым нанесена была рана распятому на кресте Христу.
69) …ту губу, омоченную в уксус и желчь… — См.: «И тотчас один из них взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить…» (Матф., 27, 48).
70) …разбойника, завопившего к Нему на кресте… — См.: «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лука, 23, 42).
71) …как кустодия, поставленная на страже. — Кусто дня — старинная коробочка для сохранения печатей, привешиваемых к разного рода грамотам.
72) …на расстланный антиминс, как бы на плащаницу… — Антиминс — льняной или шелковый плат с изображением в центре Христа во гробе, по углам — четырех евангелистов, в верхнюю часть плата обычно вшиваются частицы мощей; антиминс расстилается на престоле, и на нем совершается освящение св. Даров; плащаница — большое, в человеческий рост, полотно, на котором изображено снятое с креста и положенное во гроб тело Христа; в Страстную пятницу плащаница торжественно выносится из алтаря и размещается на специальном катафалке в середине храма для поклонения и лобызания верных, после наступления пасхальной полунощницы возвращается в алтарь.
73) …«Благообразный Иосиф…»… — Иосиф из Аримафеи, богатый и знатный член Синедриона, тайный («из страха от Иудеев») последователь Христа, испросивший у Понтия Пилата разрешение снять с креста тело Иисуса и похоронивший его, «как погребают Иудеев»,- обвив пеленами с благовониями (см.: Иоанн, 19, 38-40).
74) Сударь — здесь: плат, пелена.
75) …обкадив их фимиамом… — Фимиам — благовоние, сжигамое во время богослужения.
76) …к слышанью символа веры… — Символ веры — краткое изложение главных христианских догматов, сформулированное и утвержденное вселенским собором в IV в.; впоследствии католическая церковь дополнила Символ веры так называемым филиокве, которое не признается православием.
77) …елей, знаменующий всякое умягчение. — Елей — оливковое масло, употребляемое в богослужении.
78) …взявши в руки веяло, или репиду… — Репида — небольшое опахало с изображением лика шестикрылого серафима, репидой отгоняют насекомых от св. Даров.
79) …свят Господь Саваоф… — Саваоф — одно из библейских имен Бога.
80) …которою они встретили вшествие Его во Иерусалим… — См.: «Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен