Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! (Марк, 11, 8-10); осанна (с древнееврейского — спаси же!) — молитвенный возглас, славословие.
81) …святой потир… — употребляемая в Евхаристии чаша, из которой верные причащаются св. Тайн — тела и крови Христовых.
82) Голгофа — скала неподалеку от древнего Иерусалима (ныне находится в пределах города), на которой был распят Христос; до этого служила обычным местом казни преступников; в настоящее время на этом месте находится Храм гроба Господня.
83) …подобно как Авраам… — Авраам — ветхозаветный патриарх, родоначальник еврейского народа, первым осознавший грех идолопоклонства и постигший единого Бога; по преданию, был готов, согласно Божиему повелению, не колеблясь принести в жертву Богу своего сына Исаака, но остановлен ангелом (см.: Бытие, 22, 2-19).
84) …на которых возложены важнейшие обязанности… — Параллель к мыслям Гоголя о высшем предназначении государственной, в частности монархической, власти, которые он не раз высказывает в «Выбранных местах из переписки с друзьями».
85) …как блудного сына… — См, евангельскую притчу о блудном сыне, которого отец принял с особенной радостью и ликованием, объясняя обиженному старшему сыну: «…Ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лука, 15, 31-32).
86) …как мытаря, меня оправдай… — Имеется в виду евангельская притча о мытаре и фарисее, смысл которой в том, что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий возвысится» (Лука, 18, 14); мытарь — сборщик податей и пошлин, в раннехристианской Палестине считался воплощением всяческих притеснений, неправедного богатства, язычества и вообще греха; впрочем, и среди мытарей встречались сторонники Христа, а один — Матфей — даже стал апостолом.
87) …хлебным знаком облатки… — Облатки, или гостии (с лат. — жертвы),- пресные лепешки с изображением агнца и креста, употребляемые для причастия в католической и лютеранской церквах подобно православной просфоре.
88) …тех клещей, которыми огненный серафим прикоснулся устам пророка Исаии… — См.: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Исаия, 6, 6-7). Ср. стихотворение Пушкина «Пророк»: «…и угль, пылающий огнем…».
89) …ознаменовав… — пропуск в рукописи.
90) …отцу и святителю церковному, которого служилась литургия… — то есть Василию Великому или Иоанну Златоусту.
91) …в каком бы ни было…- Далее пропуск в тексте рукописи.
92) …ни на что потом…- Фраза не окончена.
93) …или к терпенью угнетенного, или…- Фраза не окончена, пропуск в рукописи. Ваш комментарий о книге