Скачать:TXTPDF
Справочник по ересям, сектам и расколам. Сергей Васильевич Булгаков

Ессеизм выходил далеко за пределы Палестины; где были иудеи рассеяны, там между ними были, хотя и в небольшом числе, прозелиты ессеизма.

Ж

Жидовствующие

Жидовствующих ересь занесена была в Россию из Литвы и была смесью иудейства с христианством. Ее принес в Новгород, в XV веке, киевский еврей Схария, образованный по своему времени человек, знакомый с астрологией и кабалистикой. Учение жидовствующих состояло в рационалистическом отрицании догматов о Троице, Божестве Иисуса Христа и искуплении, в предпочтении Ветхого Завета Новому, в отрицании писаний отеческих, почитания св. мощей и икон, церковной обрядности и таинств, в отвержении монашества как образа жизни, будто бы противного природе. Первыми прозелитами Схария были священники — Дионисий и Алексей, софийский протопоп Гавриил и самые образованные люди из новгородских жителей. Ересь нашла себе многих последователей и в Москве, при великокняжеском дворе в лице дьяка Феодора Курицына и невестки Иоанна III Елены; по некоторым данным предполагают, что к ереси принадлежал и Симоновский архимандрит Зосима, впоследствии митрополит. Против еретиков было несколько соборов. В 1504 г. еретики были окончательно осуждены на соборе; главные из них были сожжены, другие разосланы по монастырям. Но ересь не была истреблена совершенно и продолжала существовать в народе из поколения в поколение и существует в настоящее время; последователи ее признают себя преемниками новгородских еретиков. Особенно сильно стала распространяться ересь жидовствующих со времени царствования имп. Екатерины II, когда дозволено было баптистам и меннонитам, а вместе с ними и «жидам», свободно селиться в России по Заволжью и губерниям Екатеринославской, Таврической и Саратовской. Евреи увидели для своей пропаганды удобную почву среди русского населения, особенно у молокан. Последние, охотно принимая воззрения жидовствующих, во множестве становились последователями секты. В настоящее время жидовствующие разбились на разные толки и находятся преимущественно в Закавказье, в Ставропольской и Астраханской губ., а также в Екатеринославской. Полтавской, Киевской, Харьковской, Тамбовской губерниях и в Сибири. См. геры, караимиты и субботники.

И

Иаковиты

Так называется общество монофизитов, живущих в Сирии и Месопотамии. Оно получило свое название от сирийского монаха Иакова Барадея, жившего в VI в. Рукоположенный низложенными Юстинианом монофизитскими епископами во епископа всех монофизитов Сирии и Месопотамии, он в течение с лишком 30 лет (541–587 гг.) с успехом действовал в пользу монофизитства. В одежде нищего ходил он по странам, населенным монофизитами, и посвящал епископов и пресвитеров. От этого Иакова монофизиты Сирии и Месопотамии и получили наименование иаковитов, или яковитов, с каковым остаются и доныне. В свое время известный исследователь Востока, преосвященный Чигиринский Порфирий (Успенский), свидетельствовал, что «иаковиты увлекаются тяготением к нашей Церкви, как планеты тяготеют к солнцу».

Иеговисты

См. Сионская весть.

Иконоборчество

Эта ересь явилась в VIII в. Неразумно смешивая иконопочитание с идолопоклонством, иконоборцы настойчивым и жестоким преследованием иконопочитания хотели уничтожить его в Православной Церкви. «Ересеначальником» иконоборчества считается Константин, епископ Наколийский (во Фригии). Самыми рьяными поборниками иконоборчества были императоры — Лев Исаврянин и Константин Копроним. Иконоборческая ересь в продолжение 6 лет волновала Церковь.

Ирвингиане

Эта секта основана в тридцатых годах XIX в. в Лондоне пресвитерианским проповедником Эдуардом Ирвингом. Пришедши к убеждению в близости кончины мира, Ирвинг начал проповедовать о необходимости восстановления христианской церкви в ее первобытном, чистом виде, как она существовала во времена апостольские, даже с чрезвычайными духовными дарованиями — прорицаниями, вещаниями на неизвестных языках и с высшими чрезвычайными служеииями пророков, апостолов, евангелистов. Все это последователи Ирвинга и завели у себя, восстановив также чин древней литургии, насколько они могли узнать его по археологическим исследованиям. Догматическое учение ирвингиан представляет следующие особенности. Церковь, по их учению, есть только видимое общество верующих, состоящее из пастырей и пасомых, причем пастыри суть посредники между Богом и пасомыми. Из таинств они признают: крещение, миропомазание, священство, или возложение рук, покаяние, причащение и брак. В таинстве причащения они видят духовную бескровную жертву; признают пресуществление хлеба и вина и приносят жертву эту за живых и мертвых. В учение о кончине мира ирвингиане внесли невообразимые бредни и путаницу. Они учат о двух будущих пришествиях Христовых. Первое пришествие Христово, говорят они, будет внезапное, неожиданное, как появление тати в нощи, а другое будет возвещено великими бедствиями, знамениями и чудесами. Первое пришествие будет для верующей церкви, для ирвингиан, а последнее для суда над остальным человечеством. Богослужение ирвингиан состоит из вечерни, утрени и литургии и разных литаний, или литий с ектениями и молитвами. Внешняя обстановка богослужения отличается протестантским характером: у них есть престол, но нет икон. Во время богослужения они сидят, подобно лютеранам и католикам; священнослужители ирвингиан при богослужении надевают белые льняные одежды, очень похожие на облачение православных священников и дьяконов. По средам, вечером, говорится проповедь, в субботу служится всенощная, в воскресенье утромутреня и литургия. За литургией бывает общая исповедь: читается перечисление грехов, и совершающий литургию просит прощения за всех присутствующих. Богослужение совершается обыкновенно «соборне»: бывает до 5 священников и до 4 дьяконов. Стройное пение в соединении с музыкой органа производит довольно сильное впечатление на присутствующих. Иерархия церковная у них имеет вместо трех четыре степени: апостолы, пророки, ангелы, или пастыри (епископы и пресвитеры), и евангелисты. Апостолы, по учению ирвингиан, должны быть под главенством Христа, высшими правителями и учителями вселенской церкви; они обязаны чрез возложение своих рук низводить Духа Святого как для запечатления всех верующих, так и для поставления служителей дома Божия. Они, и только одни они, должны, согласно Св. Писанию, быть центром авторитета, учения и единства для всей видимой Христовой церкви на земле. Пророк ирвингианский есть канал, чрез который открываются в церковь сокровенные намерения Божьи, но путем откровений, а не в форме учения или молитвы. Откровения пророков суть свет Божий, чрез который апостолы могут узнать, как они должны управлять и руководить церковью. Пророки открывают тайны, заключающиеся в законе Моисеевом и в книгах ветхозаветных пророков, чтобы апостолы могли преподавать оные как священное учение. Наконец, пророки должны указать апостолам детей Божьих, кои избраны Богом на служение Его церкви. Евангелист есть проповедник Евангелия и получает свое полномочие от апостолов. Он есть странствующий учитель и не связан ни с какой определенной церковной общиной. Ангелы церквей, или епископы и пресвитеры, руководят определенными церковными общинами, совершают богослужение и требы и проповедуют. Дьяконы не составляют иерархической степени: они не более как попечители бедных. Епископское рукоположение сообщает благодать только в ограниченной степени; полная благодать дается только возложением апостольских рук. Число епископов, пресвитеров, дьяконов и евангелистов неограничено, число же апостолов может быть только 12. Ревностно заботясь о восстановлении нравственной чистоты и человеколюбия, ирвингиане называют себя «святыми последних дней» и рассылают своих проповедников по разным странам, привлекая к себе приверженцев, между прочим, тем, что они не требуют от них отречения от тех исповеданий, к каким доселе кто принадлежал, и принимают в свой союз людей с разнообразными догматическими убеждениями. Свое учение ирвингиане пропагандируют и у нас. В Петербурге, Риге и в Ревеле есть у них правильно организованные церковные общины.

Иудаиты

См. Каиниты.

Иудействующие

Еретики, стремившиеся применять к христианскому учению иудейские воззрения. Начало их относится к I веку. Они разделялись на три партии; назореев, евионитов (от слова — евион, что значит бедный) и евионитов-гностиков. Первые, признавая Иисуса Христа Мессиею и Богом и Его сверхъестественное рождение, почитали необходимым для спасения соблюдение Моисеева закона во всей его полноте. Вторые отрицали Божество Иисуса Христа и признавали Его только великим пророком, Которому при крещении была сообщена Божественная сила и достоинство Мессии. Деятельность Его состояла не в научении новой религии, но только в разъяснении закона Моисеева и дополнении его новыми заповедями. Поэтому Моисеев закон с пришествием Христа остается во всей своей силе и соблюдение его решительно необходимо для всех христиан. Евиониты верили во вторичное пришествие Христа на землю, чтобы основать земное царство, которое будет существовать тысячу лет (хилиазм). О третьих — евионитах-гностиках — см. евиониты.

К

Каиниты

Еретики II века, получившие свое название от имени Каина, к которому питали большое уважение. В распутстве и познании всех пороков они полагали нравственное совершенство человека; один рассказ об их распутстве заставляет содрогаться сердце человеческое. Женщина по имени Квинтилия, славная бесстыдством своих дел и слов, присоединилась к этой ереси и имела большое число последователей в Африке. Говорят, что по случаю предсказаний этой распутной женщины Тертуллиан написал свой славный трактат de Baptismo. Каиниты назывались еще иудаитами, потому что с уважением и почтением относились к Иуде-предателю.

Калиновцы

Калиновцев секта возникла около 1826 г. Основателем и первым распространителем ее был крестьянин Новгородской губ. Демянского у. Кунского прихода Калина Афанасьев, по имени которого и сектанты получили название «калиновцев». Одним из основных положений этой секты служит учение о безбрачии; все поступающие в число последователей калиновщины должны дать обещание навсегда оставаться вне брака; требовалось также невкушение мяса и вина. Из религиозных заблуждений калиновцев известны еще следующие: они безусловно верили в святость наставлений Калины, непогрешимость его в действиях и даже, когда он был жив, приписывали ему божеское достоинство, именно называли его братом Иисуса Христа и даже самим Иисусом Христом и были уверены, что именно Калина введет их в царство небесное, что участь всех людей находится в его руках, что поминовение усопших, совершенное Калиной, действительнее молитв церковных, что бедствия, имеющие последовать пред кончиной мира, не коснутся последователей Калины. Пользуясь безграничным влиянием на своих последователей. Калина страшно эксплуатировал их и наслаждался всеми доступными благами жизни, за исключением мяса и вина, и особенно предавался распутству, вступая в незаконную связь с разными женщинами. После смерти этого сектанта (в 1870 г.) последователи продолжали верить в него, отняв у него только божеское достоинство и причислив его к лику святых. В восьмидесятых годах прошлого столетия секта калиновцев еще продолжала существовать в некоторых приходах Демянского у. Новгородской губ.

Караимиты

Секта эта представляет собой разновидность современных жидовствующих. Особенность ее состоит в том, что караимиты, подобно караимам, не признают совсем талмуда, а лишь одно Пятикнижие Моисея, причем обрезание над собой и своими детьми не совершают. Во всем остальном они следуют вероучению жидовствующих субботников.

Кафары, или Альбигойцы

Последователи ереси богомильской, распространившейся на Западе в XI и XII вв., где и усвоено за ними название альбигенсов, от горы Альба, считавшейся центром их; сами себя они называли кафарами, т. е. чистыми.

Квакеры, или Друзья

Эта секта основана в Англии около половины XVII в. башмачником Георгом Фоксом и перенесена в Северную Америку, в Филадельфию, Вильгельмом Пенном. Среди борьбы католиков и реформатов, предававших друг друга проклятию, Георгий Фоке пришел к мысли, что нет истины ни в

Скачать:TXTPDF

Справочник по ересям, сектам и расколам. Сергей Васильевич Булгаков Православие читать, Справочник по ересям, сектам и расколам. Сергей Васильевич Булгаков Православие читать бесплатно, Справочник по ересям, сектам и расколам. Сергей Васильевич Булгаков Православие читать онлайн