Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Справочник по ересям, сектам и расколам. Сергей Васильевич Булгаков

исполнению нравственного долга у скопцов развиваются такие пороки, как эгоизм, хитрость, лукавство, коварство, алчность к деньгам и т. д. Несмотря на оскопление, скопцы не освобождаются от плотских похотливых желаний. Поэтому у них иногда развиваются самые дикие страсти и самые гнусные пороки.

Скопцы после «малой печати» теряют только, способность оплодотворения, не лишаясь в то же время способности иметь физиологические отношения с женщинами. Скопчихи же даже после «царской печати» не лишаются способности рожать детей. Внутренние порядки и религиозный культ у скопцов — те же, что и у хлыстов, за весьма немногими разностями. Жестокость и бесчеловечность самой операции оскопления, сопровождавшейся, при ее примитивных способах, страшными болями, а иногда оканчивавшейся и смертью оскопляемых, вследствие кровотечения или антонова огня, удерживали многих от скопческой секты и служили препятствием к ее распространению. Поэтому в Румынии, под влиянием Лисина и др., с 1872 г. началось движение в целях смягчения строгости и бесчеловечности скопческого лжеучения. Признав важное значение за оскоплением в борьбе с плотью вообще, румынские вожаки скопчества стали учить о так называемом духовном оскоплении. В прямом противоречии с первоначальным учением основателя скопчества, они утверждают, что нет нужды непременно принимать оскопление при самом вступлении в секту, что можно принять его, по усмотрению, и после, даже пред смертью, что можно, следовательно, быть членом скопческой секты без физического оскопления и только оскопив себя духовно, т. е. не допуская себя до осуществления плотских пожеланий. В таких скопческих обществах нашего времени есть лица и не оскопленные физически. Кроме того, многие из скопцов перестали верить в Селиванова, как единственного «Христа», имеющего произвести последний суд миру. Вследствие этого они отделились от староскопчества и основали особую секту, известную под названием новоскопчества, с хлыстовским учением о многократных воплощениях Христа.

Социниане, или унитарии

Еще при жизни Лютера и Кальвина образовалось скопище так называемых унитариев, которые отвергнули коренные догматы христианства: троичность Лиц Божества и Божество Господа Иисуса Христа. Во второй половине XVI в. два Социна (дядя и племянник) выработали определенную систему унитарного учения и соединили унитариев в одно общество. Главные пункты учения унитариев, или социниан, следующие: 1) единственный источник религиозного знания есть Св. Писание, но в нем не должно принимать ничего, превышающего разум; 2) тайна Троицы, как превышающая разум, отвергается: Бог един, Иисус Христоспростой человек, только облеченный Божественной силой для совершения нашего спасения и возвышенный на степень Божеского величия в награду за совершенное послушание воле Божией, Святой Дух есть только сила Божия; 3) первородного греха нет, а есть только наследственная наклонность ко злу, которая не вменяется во грех; 4) искупление состоит только в том, что Иисус Христос учением и жизнью указал нам путь к добродетели; 5) смерть Христа не есть умилостивительная жертва за наши грехи, а имеет то значение, что Иисус Христос запечатлел ею истину своего учения и совершил великий подвиг, за который награжден возвышением в Божеское достоинство; 6) таинства суть простые обряды, почтенные по своей древности. На практике глумление над священными предметами у социниан дошло до того, что их общество за это уже в половине XVII в. было изгнано из Польши, где оно первоначально поселилось. Удержавшись в области Семиградской, учение унитариев распространилось потом в других странах, в особенно значительной степени в Англии и Америке.

Спасово согласие

См. Нетовщина.

Средники

Это особого рода толк, появившийся в начале восьмидесятых годов прошлого столетия в Спасском уезде Тамбовской губ., выделился из самокрещенства. По понятию средников, с переменою нового года, вместо 1 сентября 1 января, летосчисление от Рождества Христова будто бы изменилось, и передвинуты дни, так что нынешняя среда была прежде воскресеньем, посему они почитают среду за воскресенье и празднуют, как день воскресный, а в воскресенье, как в будни, работают; даже первый великий день Пасхи они празднуют в среду; оттого и называются средниками.

Старообрядчество

Старообрядчество возникло в нашей Церкви при следующих обстоятельствах. В начале второй половины XVII в., в царствование Алексея Михайловича, патриарх Никон решил соборне исправить наши богослужебные книги и обряды. Дело это было не новое на Руси. Исправление книжное началось у нас еще с Максима Грека и продолжалось почти без перерыва вплоть до самого Никона, но, к сожалению, несмотря на столетний опыт, не имело особенного успеха. Книги, вышедшие пред самым вступлением Никона на патриарший престол, по-прежнему заявляли о себе — «о многом неисправлении и разгласии». Зависело это от того, что исправа производилась исключительно только по нашим старославянским спискам и печатным экземплярам, которые во многом друг другу разногласили и сами требовали исправы. Чтобы положить этому конец и желая вместе с тем во всем согласить нас с матерью нашей Церкви — Церковью Греческой, Никон порешил вести исправление по-новому: он в основание наших чинов и обрядов положил уже выработанные на Востоке чины и обряды Церкви Греческой, тщательно при этом сверяя последние и с нашими старославянскими списками. Но эта-то новость возбудила в среде некоторых русских людей того времени сильное и открытое неудовольствие. В русском обществе еще раньше сложилась слепая преданность обрядам в связи с безусловным уважением и доверием к церковным книгам, как священным. Самый характер тогдашнего просвещения воспитывал в обществе такой именно склад, а общее невежество благоприятствовало ему укорениться. Отсюда-то и произошло подозрительное отношение ко всякому проявлению критицизма, отсюда-то и явился протест против книжных обрядовых исправлений Никона, которые были введены со всей решительностью, и новопечатными книгами настойчиво заменялись старые. Скоро дело дошло до того, что расколоучители с невежественной толпой своих последователей открыто заявили, что Никон совершенно истребил всю веру, что теперь церкви стали не церкви, архиереи не архиереи, тайны не тайны, и что долг христианина — отказаться от никонианских еретических служб и храмов и оставаться верными древнему благочестию, т.с. старым книгам и обрядам, по которым-де угодили Богу все русские святители и чудотворцы. Так, вследствие неразумной приверженности к некоторым из прежних обрядов, образовалось «старообрядчество». Главные вожди этого раскола, отторгшие от Церкви многих простецов, были осуждены на соборах 1666 г. и 1667 г. Все наши старообрядцы одинаково согласны между собой в следующих пунктах своего учения: должно служить Богу по старым книгам, а не по новым, креститься двумя перстами, а не тремя, употреблять сугубую аллилуйю, а не трегубую, осьмиконечный крест, а не четвероконечный, совершать литургию на семи просфорах, а не на пяти, творить ход посолон, а не против солнца, читая в Символе о Святом Духе и «истинного», произносить и писать имя Спасителя Исус, а не Иисус и проч. Но они разногласят во многих других отношениях, а потому и делятся на много толков и согласий.

Стефановщина

Это согласие беспоповского толка основано дьяконом Стефаном, который учил гнушаться браком, жить в наружном девстве и блуд считать любовью, — если же родятся дети, бросать их в лесу на съедение зверям и птицам. Известно под тем же именем другое согласие — поповского толка. Оно основано беглым священником Стефаном, который учил, что хлеб пасхальный и богоявленская вода — то же, что евхаристия, и потому нет нужды домогаться евхаристии.

Странники, или бегуны, иначе подпольники

Основателем этой секты, выделившейся из поморского толка в конце XVIII столетия, признается некто старец Евфимий, родом из Переяславля, Владимирской губ. «Странниками» эти сектанты называются потому, что требуют от своих членов прервать всякую связь с гражданским обществом, т. е. не писаться в ревизии, не платить государственных податей, не иметь паспортов и находиться в странствовании, на том основании, что в мире ныне спасение невозможно. Отсюда же они получили и название «бегунов». Странники, принимая все начала беспоповщины, смотрят на Русскую Церковь, как на еретическую, и веруют, будто антихрист уже пришел и царствует видимо на земле, в правительственной российской власти, а потому отвергают исполнение всех исходящих от повеления сей власти гражданских обязанностей. Они сделали исключение только относительно денег, хотя и видят на них печать антихриста. Держать деньги они признавали возможным потому, что деньги переходят из рук в руки и не составляют отличительной принадлежности того или другого лица. Сан свой странники считают саном иноческим, и потому все, женщины и мужчины, обязуются вести безбрачную и целомудренную жизнь, питаться только постной пищей и, вообще, поступать по древнему уставу Соловецкого монастыря. Брак странники совершенно отвергают и признают его большим грехом, чем блуд, говоря, что общения с законной женой не осудят, потому что с ней легче грешить, а блуд осуждают и тем отчасти искупляется грех. Приходящих от всех согласий, даже и перекрещенских, снова крестят, как находящихся под властью антихриста. Секта странников состоит из двоякого рода членов: из действительных странников и странников оседлых, так называемых жилых христиан, или странноприимцев. Последними у странников называются такие лица, которым не воспрещается «мирщиться», т. е. ходить в церковь, бывать у исповеди, повиноваться властям, жениться, вообще грешить сколько угодно, потому что поступление в действительные странники омоет все грехи протекшей жизни; странноприимцы обязаны принимать и укрывать у себя странников в нарочно устраиваемых потаенных помещениях, а в случае смерти зарывать их, где случится: в сарае, погребе или в лесу, но отнюдь не на кладбище и не в гробу, а просто в саване или рогоже. Странники, особенно молодые, помещаясь в одних тайниках, мужской пол и женский, при обязательном у них безбрачии, ведут жизнь безнравственную. Равным образом, не было ни одного страннического наставника, который не имел бы нескольких наложниц. Вообще, бегунская летопись переполнена самыми возмутительными и грязными фактами разврата, соединенного с кровосмешением, грубыми изнасилованиями и зверскими истязаниями, хотя все странники, по идее, суть иноки, и их строгие уставы особенно тяжело карают за грехи против седьмой заповеди, но, очевидно, только на бумаге. Лжеучением странников, или бегунов, наиболее заражены губернии: Ярославская, Костромская, Олонецкая и Владимирская. Есть также последователи этой секты в Сибири и др. местах. В народе держится молва о существовании у бегунов так называемой «красной смерти», состоящей в том, что бегуна, заболевшего к смерти, убивают посредством удушения красной подушкой, с которой убийца, в красной рубахе, выходит из подполья. В основе этого изуверства лежит убеждение сектантов в том, что умирающий при своей жизни во многом отступал от правил секты и потому, по их мнению, он и должен искупить свой грех мученической смертью. Изуверство в виде душительства, именуемого «красной смертью», было подтверждено приговором присяжных заседателей по делу крестьян Шуйского у., Владимирской губ., Прокопия и Федора Мауриных, привлеченных в 1897 г. по обвинению в удушении крестьянина Андрея Зорина по религиозному фанатизму. Но, по мнению других,

Скачать:TXTPDF

Справочник по ересям, сектам и расколам. Сергей Васильевич Булгаков Православие читать, Справочник по ересям, сектам и расколам. Сергей Васильевич Булгаков Православие читать бесплатно, Справочник по ересям, сектам и расколам. Сергей Васильевич Булгаков Православие читать онлайн