учебного округа было поручено вразумить драматурга. Островский ответил объяснительным письмом от 26 апреля 1850 года, в котором писал: «Согласно понятиям моим об изящном, считая комедию лучшею формою к достижению нравственных целей и признавая в себе способность воспроизводить жизнь преимущественно в этой форме, я должен был написать комедию или ничего не написать. Твердо убежденный, что всякий талант дается богом для известного служения, что всякий талант налагает обязанности, которые честно и прилежно должен исполнять человек, я не смел оставаться в бездействии. Будет час, когда спросится у каждого: где талант твой?» Ответ этот, по-видимому, хотели поддержать влиятельные литераторы, о чем можно судить по статье П. О. Морозова «Литературные дебюты А. Н. Островского» (журнал «Образование», 1896, № 4), где написано, что сохранилась записка Гоголя, наскоро написанная по этому поводу карандашом графине Ростопчиной. В этой в настоящее время утраченной записке Гоголь писал: «Я тоже нахожу ответ Островского очень благоразумным. Дай ему бог успехов во всех будущих трудах и полного уменья выражать ясней их благонамеренность, чтобы ни в ком не оставалось какое-нибудь на этот счет сомненье. При внутреннем усовершенствовании это приходит само собою. Самое главное, что есть талант, а он везде слышен» (цит. по тексту статьи В. Я. Лакшина «Новое об Островском». — «Литературная газета» от 16 октября 1972 г.). Однако реабилитации Островского не произошло, и для включения запрещенной пьесы в свое первое собрание сочинений (1859) Островский вынужден был внести в текст множество автоцензурных изменений, умноженных затем цензурой. Финал комедии был изменен; введена была сцена с квартальным надзирателем, который арестовывает Подхалюзина для представления «к следственному приставу, по делу о сокрытии имущества несостоятельного купца Большова». Островский по этому поводу говорил друзьям: «Чувство, которое я испытывал, перекраивая «Своих людей» по указанной мерке… можно сравнить разве только с тем, если бы мне велели самому себе отрубить руку или ногу» (А. Н. Островский. Полн. собр. соч., т. X. Изд. «Просвещение», с. XXXIV). Вынужденное у автора искажение пьесы нарушило главную идею ее, которую Добролюбов определил со всей четкостью («В «Своих людях» мы видим… несколько степеней угнетения, указывается некоторая система в распределении самодурства, дается очерк его истории». — Н. А. Добролюбов. Собр. соч., т. 5, М. —Л., Гослитиздат, 1962, с. 40).
В 1861 году пьеса появилась на сцене Александринского театра в Петербурге (16 января); главные роли играли: Большова — Ф. А. Бурдин, Подхалюзина — П. В. Васильев. Одновременно (с 31 января) в том же цензурованном виде пьеса пошла в Малом театре в Москве, где роль Большова играл М. С. Щепкин, а Подхалюзина — П. С. Садовский.
В 1881 году комедия была впервые сыграна в первоначальной, нецензурованной редакции в Московском частном (Пушкинском) театре в исполнении В. Н. Андреева-Бурлака (Подхалюзин), М. И. Писарева (Большов) и др.
117
Стр. 378. С городовыми лучше не связывайся… — Имеются в виду купцы из провинциальных городов.
118
…другая красная — лавка с красным товаром, то есть продающая ткани.
119
Вязка — отступное, уплачиваемое с тем, чтобы лица, могущие быть конкурентами на торгах, не портили цены.
120
Стр. 388. …голицами торговал на Балчуге. — Речь идет о Балчугском рынке (Замоскворечье), где в качестве товара для простонародья продавались и голицы, или голяки: прутяные, жесткие метелки для подметания дворов или для протирки (скоблежки) некрашеных полов.
121
Стр. 413. Конкурс (Конкурсное управление) — учреждение, представлявшее собой собрание заимодавцев для рассмотрения дел несостоятельного должника.
122
Напечатана впервые в «Библиотеке для чтения», 1860, № 1.
Замысел связан с экспедиционной поездкой Островского в верховья Волги (от истоков до Нижнего Новгорода), где он по заданию Морского ведомства собирал материалы по изучению быта, нравов и промыслов. Собранные материалы и непосредственные впечатления вдохновили Островского на создание «целого ряда пьес под общим заглавием «Ночи на Волге», о чем он писал Некрасову 25 сентября 1857 года, предполагая печатать свой цикл в журнале «Современник». Однако материальные затруднения не дали возможности Островскому сосредоточиться на задуманном и посвятить все время на исторические разыскания, необходимые в связи с тем, что в «Ночи на Волге» должны были войти и исторические волжские хроники (в числе их, по-видимому, написанные лишь в 1860-х годах «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», 1861, и «Воевода. Сон на Волге», 1865). Принадлежность к волжскому циклу придает драме «Гроза» особый акцент общего замысла, связанного с идеей вольнолюбивого Поволжья.
И. С. Тургенев назвал «Грозу» «удивительнейшим, великолепнейшим произведением русского могучего, вполне овладевшего собою таланта» (письмо к А. А. Фету от 28 ноября 1859 г.).
«Гроза» имела огромное влияние на развитие русского сценического искусства, явившись (более чем все другие пьесы Островского) основанием для самого понятия: «Театр Островского». Роль Катерины содействовала всемирной славе таких актрис, как М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова.
Впервые «Гроза» была представлена в Москве, на сцене Малого театра 16 ноября 1859 года. Главные роли играли тогдашние знаменитости: Л. П. Никулина-Косицкая (Катерина), Н. В. Рыкалова (Кабанова), П. М. Садовский (Дикой), С. В. Васильев (Тихон), В. И. Дмитревский (Кулигин), В. Ленский (Кудряш).
123
Стр. 437. Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье… — То есть нищим странникам, которые, странствуя по монастырям по всей России, подолгу жили у богомольных богачей, в купеческих домах и в дворянских поместьях.
124
Стр. 451. Открылась бездна звезд полна, || Звездам числа нет, бездне — дна, — Цитата из оды М. В. Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве по случаю великого северного сияния» (1743).
125
Стр. 454. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят. — Путешествуя по городам и селам верховья Волги, Островский отметил любопытный обычай девичьей свободы и строгого затворничества замужних женщин. По этому поводу один из членов волжской экспедиции 1856 г., в которой участвовал и Островский, — этнограф С. Максимов писал: «На городском бульваре и на улицах (Торжка. — И. М.) по вечерам наш автор видал еще стройных новоторок в бархатных шубейках рядком и обок с своими «предметами» — добрыми молодцами, с которыми обычай разрешал открыто целоваться и миловаться» («Русская мысль», 1890, № 2).
126
Стр. 462. Я телом в прахе истлеваю… — Стихи из оды Г. Р. Державина «Бог» (1784).
127
Стр. 464. С полночных стран встает заря… — Стих из оды М. В. Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве по случаю великого северного сияния».
128
Стр. 466. Ночною темнотою покрылись небеса и далее. — Кулигин поет народный романс на текст стихотворения М. В. Ломоносова (1747).
129
ЛЕС
Напечатано в «Отечественных записках», 1871, № 1, январь.
Островский считал «Лес» лучшей своей комедией. Напечатавший ее в своем и Салтыкова-Щедрина журнале, Некрасов назвал комедию «вещью великолепной». Однако в игровом отношении комедия оказалась трудной. Первое исполнение в Александринском театре в Петербурге (1 ноября 1871 г.) было неудачным. Вскоре затем исполненная в Москве (в Малом театре), даже и при руководстве самого Островского, при таких актерах, как Н. М. Медведева (Гурмыжская), С. В. Шумский (Счастливцев), тоже не имела должной цельности. Вполне «прочитана» была пьеса со всеми тонкостями ее в идейно-стилевом плане лишь в наше время, причем разными театрами в своей манере — Театром драмы им. Пушкина (1936) в Ленинграде, Малым театром (1937), МХАТом (1948) и театром Мейерхольда (1924) в Москве.
130
Стр. 500. Играл я Велизария… — Велизарий — герой одноименной драмы немецкого драматурга Эдуарда Шенка (1788–1841).
131
Рыбаков Николай Хрисанфович (1811–1876) — знаменитый русский актер-трагик, выступавший в провинции.
132
Стр. 501. Ляпунов… Фидлер… — персонажи драмы Н. Кукольника (1809–1868) «Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский».
133
Стр. 502. Землей войска Донского? Там, не то что даром, а и за деньги не накормят табачника. — Среди казаков некоторых округов Области войска Донского было много старообрядцев, строго осуждавших куренье табака.
134
Стр. 508. Не тебе чета, сам Мартынов играл лакеев, а ты стыдишься. — Мартынов А. Е. (1816–1860) — знаменитый артист Александринского театра; исполнял роль Осипа в «Ревизоре».
135
Стр. 509. Сганарель — роль слуги в комедиях Мольера «Дон-Жуан», «Лекарь поневоле», «Брак поневоле».
136
Стр. 540. Ты выменяй образ моего ангела… — то есть добудь икону того святого, именем которого человек назван (икону нельзя купить, ее можно только выменять, хотя бы на деньги).
137
Стр. 557. Люди, люди! Порождение крокодилов! и далее — монолог Карла Моора из 2 сцены I действия трагедии Ф. Шиллера «Разбойники» (1781).
138
Напечатана в «Вестнике Европы», 1873, № 9, сентябрь.
Пьеса создавалась на основе сказочного, песенного и песеннообрядового материала русской народной поэзии. Основными источниками для Островского были «Народные русские сказки» Афанасьева, «Песни, собранные Рыбниковым», «Сборник русских народных песен» И. Прача (игровые песни в сценах в заповедном лесу и в Ярилиной долине). Среди бумаг Островского имеются записи «Песни о хмеле» в нескольких вариантах и др.
Музыка к пьесе писалась П. И. Чайковским по мере присылки ему отдельных сцен, над которыми работал Островский. Отсылая Чайковскому второе действие, начинающееся с хора слепых гусляров во дворце у Берендея, Островский писал композитору: «Посылаю Вам песнь слепых гусляров… ритм, кажется, подходит к словам, я его извлек из поэмы XII века «Слово о полку Игореве» (А. Н. Островский. Полн. собр. соч., т. XV. М., Гослитиздат, 1953, с. 10). В отношении ритма в «Слове о полку Игореве» Островский проявил солидарность с поэтом А. Майковым, чей перевод «Слова», вышедший в 1870 г., драматург и взял за основу для текста хора гусляров. По поводу интерпретации образов древнерусского памятника, связанных с поэзией «Снегурочки», современный исследователь «Слова» пишет: «В небольшом по объему тексте (хора гусляров. — И. М.)
A. Н. Островский сумел передать наиболее яркие поэтические образы почти всего «Слова» — здесь и вещие рокочущие струны гуслей, и картины битвы, и образ плачущих по убитым жен, и удачное переосмысление яркого противопоставления в «Слове» битвы — мирному труду ратаев» (Л. А. Дмитриев. «Слово о полку Игореве» и русская литература, — В кн.: «Слово о полку Игореве». Л., «Советский писатель» («Библиотека поэта». Большая серия), 1967, с. 84).
Впервые «Снегурочка» была исполнена на сцене Большого театра в Москве 11 мая 1873 года. Роль девушки Снегурочки исполняла Г. Н. Федотова. Спектакль потребовал от Островского огромной работы с актерами, но по необычности своей не вполне удался.
Наибольшим успехом драматическая сказка Островского пользовалась в исполнении Московского художественного театра в постановке К. С. Станиславского, который писал: «Снегурочка» — сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики» (К. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. М.—Л., 1948, с. 287). Пьеса была поставлена в