не позволю. (Молчание.) Я дивлюсь, как это ваша маменька не перестанет принимать Мерича. С такими людьми нечего церемониться. Я б на ее месте его близко к дому не пустил,
Марья Андреевна. Продолжайте, продолжайте!
Милашин. Вы думаете, я это говорю из ревности…
Стр. 193, строка 36. Что я, подлец, что ли, по-вашему? Вот чего я дождался от вас за мою привязанность! // Что я, подлец, что ли, по-вашему? Вы меня не только не любите, но еще считаете каким-то низким человеком. Вот чего я дождался от вас за мою привязанность.
Стр. 198, строка 22. …(стоит, сложа руки на груди). Ты на меня не сердишься?
Марья Андреевна. Не сержусь. // …(стоит, сложа руки на груди). Прости меня, Мери, что я нарушил мир невинной души твоей.
Марья Андреевна. Я прощаю. Бог с тобой.
Мерич. И не сердишься?
Марья Андреевна. И не сержусь.
Стр. 200, строка 15. Марья Андреевна. Ах, Иван Иваныч, не хотелось бы мне вас обидеть… // Марья Андреевна. Только этого недоставало! (После молчания.) Ах, Иван Иваныч, не хотелось бы мне вас обидеть…
Стр. 206, строка 7. Перестаньте, Иван Иваныч! // Перестаньте, Иван Иваныч! Что вы говорите!
Стр. 207, строка 19. Барышня прислала спросить. // Барышни прислали спросить.
Стр. 210, строка 13. Без этой мысли, Платон Маркыч, мне было бы очень тяжело. Только этим я теперь и живу. Поддерживайте меня, Платон Маркыч. // Без этой мысли, Платон Маркыч, я не перенесла бы своего положения. Только этим я теперь и живу. Что, если мечты мои не осуществятся. Это ужасно!
Стр. 211, строка 4. А прежде?
Мерич входит.
ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ
// А прежде? Да, прежде сердце билось у меня, очень билось.
ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ
Марья Андреевна и Мерич (входит.)
Стр. 212, строка 23. …во мне есть силы. Я заставлю его любить меня… // …во мне есть силы. Страстность души, которая чуть не погубила меня, теперь мне нужна, для нее будет благородное употребление. Я заставлю его любить меня…
Стр. 218, строка 3. Да, говорят, такой сокол, что беда!
Две старухи // Вторая. Да, говорят, такой сокол, что беда!
Семь барышень.
Первая. Что ж это сказали, что танцы будут, а танцев совсем и нет.
Вторая. Как тебе невеста понравилась?
Первая. Ничего нет особенного.
Вторая. А мне так вовсе не понравилась.
Третья. Сентиментальна очень.
Четвертая. Должно быть, собой очень занята.
Пятая. Такой невинностью прикидывается, а сама, думаю, радехонька… Да ведь уж и года.
Шестая. Ты бы уж лучше не говорила о годах-то. Небось мы с тобой моложе.
Седьмая. Пойдемте домой.
Уходят.
Музыканты проходят по сцене, барышни возвращаются и стоят около двери.
Две старухи.
Стр. 220, строка 2. …это так, от волнения… и до слов: из другой комнаты слышна музыка. // …это так, от волнения. (Прислушивается.) Погодите; послушаемте, что говорят.
Две свахи в стороне.
Панкратьевна. Ты говоришь, Карповна, что богатый человек.
Карповна. Богатый-то богатый, так с богатым-то надо жить умеючи. Другой нравный, любит, чтобы ему угождали. Иногда и пьяный приедет; другой любит, чтоб жена за ним ухаживала, никого из людей не подпускает. А где ей это знать.
Панкратьевна. Где знать! Ты вот возьми, ведь он чиновник. Ну, а чиновник уже все не так пышно живет. А жены-то все, то платье из магазина, то шляпка из магазина; а нет, чтобы хозяйничать да мужу помогать. Все норовят на мужа взвалить. Ну одному-то и тяжело. Где ж ей-то знать, какая она хозяйка!
Карповна. Где знать!
Марья Андреевна. Нет, они ошибаются, я это знала и знаю, я только не надолго позабыла, что я бедная невеста. Право, мне кажется, что я буду счастлива, а если нет… если нет, так уж это я буду виновата, а не вы. Никто не посмеет упрекнуть вас. Чем же вы виноваты. Вы все для меня сделали, что могли. Теперь уж я сама попробую что-нибудь для себя сделать. (Целует мать.) Я не знаю, как он меня, а я его уж теперь люблю.
Из другой комнаты слышна музыка.
КОММЕНТАРИИ
Составитель тома Г. И. Владыкин. Подготовка текста пьес и комментарии к ним: С. Ф. Елеонского («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи как хочется»); А. И. Ревякина («Семейная картина», «Свои люди – сочтемся», «Утро молодого
человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста»).
«БЕДНАЯ НЕВЕСТА»
Печатается по первому прижизненному собранию сочинений Островского (Сочинения А. Островского, том первый, С. Петербург, 1859, изд. Г. А. Кушелева-Безбородко).
Летом 1850 года Островский сообщал Погодину о своих литературных занятиях: «Много начато». Среди начатого была и «Бедная невеста».
31 октября 1850 года Островский читал у Погодина из этой пьесы отрывок. В конце марта 1851 года драматург, рассчитывая на скорое завершение пьесы, обращался к Погодину с просьбой: «Да хорошо бы опубликовать о „Бедной невесте“ в „Ведомостях“.
Весь апрель прошел в напряженной работе над „Бедной невестой“. „Я не отвечал на Ваше письмо потому, – писал Островский Погодину в мае того же года, – что надеялся сделать вам сюрприз, т. е. прислать 2 акта своей комедии, но теперь обстоятельства изменились и я кончу их только к субботе“.
Закончив пьесу летом 1851 года, Островский продолжал вносить в нее дополнения и поправки.
„Бедная невеста“, – сообщал Островский не позднее начала сентября Погодину, – была готова еще летом… Я вам доставлю ее скоро» (Письма А. Н. Островского к Погодину, Сб. Библиотеки им. В. И. Ленина, 1939, IV, стр. 11).
3 ноября драматург извещал Погодина, что «комедия позамешкалась несколькими днями, потому что я слышал комедию Писемского („Ипохондрик“. – А. Р.) и нашел нужным свою подкрасить настолько, чтобы не краснеть за нее» (там же, стр. 12).
В декабре Островский сдал пьесу в цензуру и 1 января 1852 года получил разрешение на ее отдельное издание. Но и после ятого работа над пьесой не прекращалась. Драматург вносил в нее новые поправки. «Завтра, т. е. в четверг, – уведомлял он 30 января 1852 г. Погодина, – я вам отдам невесту».
19 февраля 1852 года было получено цензурное разрешение на печатание пьесы в журнале «Москвитянин», в четвертом номере которого она и появилась.
Готовя первое собрание своих сочинений в издании Кушелева-Безбородко, Островский вносит в «Бедную невесту» ряд дополнительных изменений.
Приняв во внимание критические замечания, высказанные в журналах «Современник» и «Отечественные записки», драматург сокращает отдельные сцены, устраняет неудачные выражения, уточняет характеристики образов, усиливает колоритность языка действующих лиц.
В новой редакции «Бедная невеста» была напечатана в собрании сочинений Островского, изданного Кушелевым-Безбородко в 1859 году.
20 марта 1852 года, то есть вскоре после появления «Бедной невесты» в «Москвитянине», А. Ф. Писемский писал драматургу: «Комедию Вашу я прочитал с неистовым удовольствием и нахожу, ч;то она не только не уступает „Свои люди – сочтемся“, но даже выше, потому что комизм ее тоньше, задушевнее – выведенные липа до того живы, что мне снятся во сне» (Неизданные письма к А. Н. Островскому, 1932 г., стр. 346).
Тургенев, указывая на недостатки комедии, однако, находил, что «общий колорит ее верен», а второй акт «прекрасен с начала до конца». «Островский начал необыкновенно, – писал Тургенев, – и читатель ждет от него необыкновенного. Со всем тем, мы от всей души приветствуем комедию г-на Островского» (И. С. Тургенев, Несколько слов о новой комедии г-на Островского «Бедная невеста», «Современник», 1852, IV). В 1879 году, перепечатывая статью, Тургенев, имея в виду свои критические замечания, заявил, что его оценка «одного из лучших произведений драматурга» оказалась неверной.
Н. Г. Чернышевский считал, что в сравнении с пьесой «Свои люди – сочтемся» идея «Бедной невесты», не имея достоинства новизны, принадлежит «слишком тесному кругу частной жизни», но комедия в целом, по его мнению, «очень хороша» (Н. Г. Чернышевский, «Бедность не порок», «Современник», 1854, V).
Наиболее полную характеристику пьесы дал в 1859 году Добролюбов.
Охарактеризовав безысходное положение «бедной невесты», Марьи Андреевны, Добролюбов спрашивал: «А из-за чего же терпит несчастная все эти оскорбления? Что ее держит в этом омуте?» И отвечал: «Ясно что: она бедная невеста, ей некуда деваться, нечего делать, кроме как ждать или искать выгодного жениха. Замужество – это ее должность, работа, карьера, назначение жизни. Как поденщик ищет работы, чиновник – места, нищий – подаяния, так девушка должна искать жениха… Над этим смеются современные либералы; но интересно бы знать, что же, в самом деле, станет у нас делать девушка, не вышедшая замуж?»
В «Бедной невесте» Добролюбов находил «категорический ответ» на злободневный вопрос современной Островскому действительности – «почему у нас женщина в семье находится в таком рабском положении и почему самодурство тяготеет над ней с особенной силой».
Разрешение на театральную постановку «Бедной невесты» было получено лишь 15 сентября 1852 года. Этому разрешению много способствовало то, что цензор Гедерштерн, не поняв социального смысла пьесы, представил ее в своей рецензии обычной любовно-бытовой драмой. Однако драматическая цензура полностью вычеркнула из пьесы роли Дуни и Паши. Запрещение играть эти роли было снято драматической цензурой лишь 3 октября 1861 года. ;
«Бедная невеста» была в первый раз поставлена в Московском Малом театре 20 августа 1853 года. Роли исполняли: Незабудкиной – Сабурова, Марьи Андреевны – Е. Н. Васильева, Мерича – Черкасов, Милашина – С. В. Васильев, Добротворского – Шуйский, Беневоленского – П. М. Садовский, Хорькова – Полтавцев, Хорьковой – Акимова.
Первое представление «Бедной невесты» на сцене Александрийского театра состоялось 12 октября 1853 года, в бенефис артистки Читау. Роли исполняли: Незабудкиной – Громова, Марьи Андреевны – Читау, Мерича – Смирнов 1-й, Милашина – Бурдин, Добротворского – Прусаков, Беневоленского – Мартынов, Хорьковой – Айнская, Хорькова – Степанов.
Для представления на народных театрах «Бедная невеста» была разрешена только 3 мая 1893 года, но с изъятием ролей Дуни и Паши.
Наиболее замечательными исполнителями основных ролей пьесы были: П. М. Садовский – Беневоленский, С. Васильев – Милашин, Шуйский и Варламов – Добротворский, Далматов – Мерич.
Яркие сценические образы создали артистки Е. Н. Васильева, Читау и Стрепетова в роли Марьи Андреевны, Садовская – в роли Незабудкиной, Стрельская и Линская – в роли Хорьковой.