большое полотно, внушительную картину „темного царства“, от которой положительно становилось страшно, жутко, так ярко они вкупе рисовали грубую силу самодурства, произвола и самоуправства. Нравы, обычаи и весь уклад жизни, как черная мрачная грозовая туча, надвигались на горячее сердце и душили всякую попытку пробиться через нее светлому лучу каждого живого существа, рвущегося из пут жестокой действительности. Спектакль имел выдающийся успех. И поныне театральные старожилы вспоминают о нем, как об образцовом, как об одном из лучших спектаклей Александрийского театра.
На премьере присутствовали и Чайковские.
В антракте, когда я стоял в проходе партера, Петр Ильич, проходя мимо меня, сказал мне: „Не правда ли, восхитительно? Как играют! А у Островского, что ни слово, то на вес золота!“ (Ю. Юрьев, Записки, 1948, стр. 278).
Комедия „Горячее сердце“, как и многие другие пьесы Островного, зазвучала со всей силой лишь на сцене советского театра, где ее идейное содержание и обличительная направленность впервые были убедительно и ярко раскрыты.
После Великой Октябрьской социалистической революции эту пьесу ставили многие столичные и периферийные театры. Но самой яркой и значительной явилась постановка Московского Художественного театра, осуществленная в 1926 году и с неослабевающим успехом идущая и сейчас.
Глубоко задуманная и любовно отделанная Островским пьеса нашла в Художественном театре великолепных исполнителей. В первоначальном составе роли исполняли: И. М. Москвин – Хлынова, Л, М. Тарханов – Градобоева, В. Ф. Грибунин – Курослепова, Б. Г. Добронравов – Наркиса, Н. П. Хмелев – Силана, Ф. В. Шевченко – Матрену, К. Н. Еланская – Парашу, Е. Я. Станицын – Васю Шустрого, Н. А, Подгорный – Аристарха, Е. А. Орлов – Гаврилу.