Природы, дабы не злоупотребили ими и не причинили вреда ближним, осудив тем самым тело и душу свои. А посему не все те волхвы, кого таковыми именует Библия, ибо тогда выходит, что сии три мудреца с Востока должны величаться архи-волхвами, поскольку во всех искусствах, особенно же в сверхъестественных, превзошли они остальных, предвосхитив время свое. Потому-то Библия и называет их не волхвами, но мудрецами; и что же иное можно узнать о них, кроме того, что они ни коим образом не злоупотребляли своими искусствами и оккультной мудростью? Ибо магия есть такое искусство и наука, что являет и возглашает свою мощь и силу верой. И тем не менее, колдовство может проистекать из нее, когда его злоупотребляют, а прежде того нельзя называть ее таковым.
Но чтобы мог я подробнее рассказать о сновидениях, следует знать, что некоторые люди во сне столь духовно возносились до Господа, что лицезрели славу Его и радость избранных, и кару обреченных, каковые впоследствии не могли они забыть, но носили в сердцах и умах до конца дней своих. Я утверждаю, что возможно видеть эти вещи духовно. Когда мы ищем Божьей милости и умоляем о ней с истинной верой и молитвой, то мы можем узреть все Тайны Господа, подобно Илии и Иоанну. Видения эти несомненны и истинны, и следует верить им больше, нежели всем предписаниям в нигромантии, таким, как использование зеркал, кристаллов, берилла, ногтей, камней, растворов и прочего, ибо все они ложны и обманчивы. И хотя духи порой и говорят в таком окружении, и отвечают, и утверждают одно и то же, принося сотни клятв с воздетыми перстами, но все же мы не должны им доверять, если не будет на то особого повеления Господа. В противном случае не могут они говорить правду о всех видениях, упоминавшихся нами. Пророчества сии восходят к истинному источнику и не противоречат ни единому Пророку. Откуда почерпнули Пророки свою мудрость и знание, где источник открывшихся им Тайн Божиих, посредством которых имели они духовные и сверхъестественные сновидения? Значит, сперва надо найти их истинное основание и возложить их на верный камень, который есть слово Господне и Его обетования, и каждодневно молиться Богу. Тогда, может быть, дарует Он нам все, что обещал в слове своем.
Есть и иные сновидения, принимаемые нами за послания от усопших, духовно предстающих нам во сне, хотя и почили пятьдесят или сто лет тому назад. Это надо принять во внимание, ибо многие пытались те сны толковать, о чем, в силу многословия их (коего мы постараемся избежать), мы здесь умолчим, отведя им должное место. Но одно я все же скажу. Когда один из подобных призраков предстает нам, следует старательно подмечать, что он являет, о чем говорит или что духовно возвещает; и не стоит всегда принимать все это за вымысел. Ибо если бы человек мог сохранять во сне тот же разум, что и наяву, дабы вопросить такого духа, то узнал бы от него истину по любому своему желанию. Но не стоит здесь долее распространяться об этом.
Глава 5. О СУЩНОСТЯХ И ДУХАХ, БРОДЯЩИХ ПОД ЗЕМЛЕЙ
Под землею и вправду бродят полулюди, владеющие всеми бренными вещами, вожделенными и услаждающими для них. В просторечии их называют гномами или обитателями гор, но настоящее их имя — сильфы или пигмеи. Они не есть духи, как иные, но могут сравниться с ними по схожести своих искусств и ремесел, разделяемых ими с духами. Как и у людей, у них есть плоть и кровь, которых нет ни у единого настоящего духа. Ведь рек Христос ученикам своим, представ им, когда двери были заперты, а сами они напуганы: «Прикоснитесь ко мне, дотроньтесь до меня, ибо дух не имеет ни плоти, ни крови, ни костей, как я». Сим он сам научил нас, что дух не имеет ни настоящего тела, к которому можно прикоснуться, ни костей, ни плоти, ни крови, но существует в своей родной субстанции ветра или воздуха. Но о том мы уже вкратце поминали, и этого достаточно. Что же до земных пигмеев или полу-людей, то следует знать, что их надо считать не духами, но подобными им; а если и называть их духами, то — земными духами, ибо имеют они свой собственный Хаос и обиталище под землей, а не в ветре или воздухе, как иные духи.
Многих земных духов можно обнаружить, увидеть и услышать в тех местах, где скрыты несметные сокровища и огромные богатства, а также в недрах гор, где много золота и серебра, которые их услаждают, и они пекутся о них, охраняют и расстаются с ними весьма неохотно.
Рудокопы лучше других осведомлены об этих духах, ибо те досаждают им больше всех, раздражая и преследуя своими стуками. Но иногда нисходят они и до благодеяний, предостерегая о смертельной опасности. Так, когда они стучат один, два, три и более раз подряд, это означает [близкую] смерть копающего или работающего здесь; и либо его погребет обрушившаяся гора, либо грозит ему гибель по иной подобной причине. Шахтерам наверняка приходилось сталкиваться с этим.
Эти духи больше всего озлоблены против тех, кто не оказывается бесами и, главным образом, против тех, кого они ненавидят. Но между духами этими и Дьяволом большая разница, ибо он не умирает, а они умирают, прожив долгую жизнь; в противном случае их можно было бы назвать настоящими духами — но имеющий плоть и кровь подвержен смерти и однажды обязательно умрет. Есть и еще одно обстоятельство, о котором мы упомянем подробнее в связи с известной байкой, гласящей, что Дьявол необычайно богат и владеет несметными сокровищами, деньгами, золотом и серебром, имеет власть над скрытыми в земле сокровищами и отдает все, что захочет, заключившему с ним договор. А отсюда берет начало и столь распространенное мнение, что по этой самой причине Дьявол дает великое множество богатств и все, что ни пожелает, золото или серебро, тому, кто предается его власти и вверяется ему настолько, что отрекается от своего Создателя и забывает Его. Но я утверждаю, что это все ложь и небылицы, ни на чем не основанные, которые всякий благоразумный и мудрый человек должен отринуть. Ибо Дьявол — самое нищее из всех созданий, и нет существа несчастнее и беднее его, ни под землей, ни над ней, ни в иных каких стихиях. Нет у него ни денег, ни богатств, ни власти над ними. Как же может он тогда отдавать кому-либо то, чем не владеет сам? Но в чародействах он бесконечно изобретателен и хитер и имеет власть передавать их и учить им тех, к кому благоволит, и может морочить и вводить в обман. Но нет у него денег, не может он дать никому ни золота, ни серебра, и никогда не берет он и не требует от человека никаких скрепленных кровью расписок и обязательств, так же как и иных соглашений и договоров.
Однако есть другие духи, делающие это, такие, как сильфы или пигмеи, которые, хотя от природы и малого роста, все же могут представать людям какими пожелают — большими или маленькими, прекрасными или безобразными, богатыми или бедными. Нет у них недостатка в познаниях всевозможных чародейств, которые можно почерпнуть из света Природы, и заключают они те познания в себе. Довольно у них золота и серебра, и шахты, где добываются металлы, во власти их и под их опекой. В стародавние времена многих из них можно было встретить среди людей, ныне же перевелись они, но ни один человек не мог доселе объяснить причину их обособления, поскольку их всегда почитали бессмертными созданиями. Ведь никто никогда не мог узнать или услышать об их смерти или предположить о какой-нибудь причине их отсутствия. Также давно уже никто не знает, каковы они теперь, откуда происходят, куда идут, каковы их таланты и занятия. Многие полагают, что если они приносят человеку благо, значит, они суть ангелы, добрые духи или подручные духи, ниспосылаемые людям Богом и впоследствии отнимаемые за тяжкие грехи их; ибо часто оказывают они людям добрые услуги и приносят благополучие и воистину взваливают на себя и выполняют за них многие тяжелейшие работы.
Иные полагают, что мы не можем наблюдать за ними, ибо когда человек видит их, то вскрикивает, и они тут же исчезают и больше уже не показываются.
Многие, видящие или слышащие тех духов, принимают их за души людей, умерших худой смертью: либо в отчаянии утопившихся, либо повесившихся, либо умертвивших себя иным способом, и отступив тем от Господа своего Спасителя, предавшихся Дьяволу и потому бродящих неприкаянными и приберегаемых Дьяволом до Судного дня.
Некоторые считают, что они — лишь пустые наваждения, а некоторые — что духи эти указывают на огромные богатства в тех местях, где их видели или слышали, что неоднократно и сбывалось. Но, в большинстве случаев, это творила вера, ибо сами по себе не приносят они никакого богатства, доколе их не понудит к тому Господь или вера наша. И, напротив, не могут они наслать никакого несчастья, если не будет на то воли Господней.
А многие думают, что они — волшба магов.
Другие же, видевшие и слышавшие их возле сокровищ, приняли их за души людей, схоронивших в том месте клад, и которые должны оставаться там до Судного дня или пока не проведают люди об оберегаемых ими сокровищах. Мнение это они почерпнули из слов Христа, сказавшего: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Но не вижу я причины, почему должны они сердце подменять духом, ибо между ними большая разница. Потому я утверждаю, что все суждения, о которых говорилось прежде, ни что иное, как ложные мнения, ибо именно те, кто властвует и бродит в четырех стихиях, должны считаться полу-людьми, а в первобытные времена поклонялись им вместо Бога. Это против них предостерегает нас Господь Всемогущий в заповеди первой Скрижали, гласящей, что не должны мы иметь других богов, кроме него, ни в воде ниже земли (имея в виду нимф), ни на земле внизу (подразумевая сильфов, или пигмеев). Ибо Господь Бог наш — Бог-ревнитель, наказующий детей за подобную вину отцов до третьего и четвертого колена.
Гора Венеры в Италии была весьма населена этими духами, ибо Венера сама была нимфой, а гора та как бы царством ее и раем. Но ныне мертва она, и потому не существует царства ее. Но где и в каком месте можно о них услышать, как в былые времена, когда