Dzbanferus и многие другие ходили туда? Также сами не изобретали они тех небылиц, ибо были они той природы, что любили всех людей, любивших их, и ненавидели тех, кто ненавидел их, а потому преподавали чародейства и даровали богатства в изобилии тем, кто вверялся им и отдавался их власти. Они ведают всеми нашими помыслами и потому легко откликаются на зов наш и приходят к нам.
Я не говорю, что хочу дать такой совет кому-нибудь, но считаю, что истинная причина сего должна быть известна, так же как истинная разница между Дьяволом и этими полу-людьми. Дьявол не имеет тела, если только не облачится в одну из субстанций четырех стихий, ибо нет у него ни плоти, ни крови. Он пребывает вечно и не подвластен немощи и конечной смерти, а посему не умирает он, тогда как пигмеи умирают.
И все же и тот, и другие подвержены естественной смерти в вечности, и лишены они жизни вечной. Следовательно, предающийся их власти, разделяет их участь. А потому да позаботится каждый о себе и хорошенько поразмыслит над тем, что он делает, прежде чем вверяться им, чтобы неожиданно не совершить то, что навечно обратит его в их покорного слугу, исполняющего все повеления их. А если он проявит непослушание и разгневает их, то они напустят на него порчу или вовсе лишат жизни.
Много тому есть примеров, словом, иногда людей находили мертвыми, с вывернутой шеей или иными увечьями. И где такое случается, там идет молва, что то сделал Дьявол — либо потому, что человек не сдержал обещания и нарушил с ним договор, либо потому, что срок, на который он подписал тот договор и отдался его власти, истек, и вот теперь получил он свою последнюю награду. Но эти воззрения не проистекают из источника истины, ибо ни на что подобное Дьявол не имеет власти, но скорее, нашептывает людям злые помыслы, чем отвращает их от воли и заповедей Божиих и обращает в великих грешников, отступающих от Господа своего Создателя, а потом ввергает их в отчаяние, так что не могут они более молиться Господу. Тем элементарные духи весьма уподобляются Дьяволу и нередко выступают исполнителями гнева и мести Божией. Однако они и впрямь часто предупреждают нас и оберегают от многих опасностей, а порой и освобождают из тюрьмы и оказывают иную помощь.
А потому те, кто охвачен грустью и печальными мыслями, не должны пребывать в одиночестве, но надо их развлекать всевозможными приятными разговорами, которые могут радовать дух и изгонять скорбь-печаль. Но в сих случаях бесы тоже не дремлют, ведь они столь же деятельны, как и земные духи и легко искушают подобного рода людей.
И потому случается, что некоторые, особенно роженицы, чувствуют себя настолько стесненными ночью во сне, что полагают, будто их душат, и не могут ни вскрикнуть, ни позвать на помощь, но утром говорят, что оседлала их ведьма. Многие и по ею пору считают, что это творят ведьмы или колдуны, тогда как тела их не могут проникнуть в спальни, где заперты двери и ставни, но зато сильфы и нимфы легко могут сделать это.
О ты, маловерный! такой же сомневающийся, как Петр, колеблемый ветром, ты легко тонешь, хотя причина тому кроется в тебе самом, в твоей малой, шаткой и слабой вере; и злые помыслы твои также навлекают это несчастье на тебя. В тебе самом скрыт таинственный Магнит, притягивающий к себе все подобное. Это — Магнит Небесный, что превыше всех иных, притягивающий железо и сталь. Превыше он квинтэссенции и звездного магнита, делающего явным сокрытое железо, ибо Магнит Небесный обладает такой силой и мощью, что с расстояния в сто тысяч миль, из любого места, из четырех стихий притягивает он к себе железо, когда вступает в точку своей экзальтации. Мы поясним сие полнее на двух нижеследующих замечательных примерах.
Глава 6. О ВООБРАЖЕНИИ И КАК ОНО ДОСТИГАЕТ СВОЕЙ ЭКЗАЛЬТАЦИИ
Сколь мощным действием обладает воображение и как оно достигает точки своего собственного возвышения и экзальтации, можно увидеть на примере эпидемии чумы, когда воображение отравляет более нежели любой зараженный воздух. Против него не поможет никакое противоядие, ни Митридата, ни от ядовитых укусов, ни иное спасительное средство. Пока такое воображение не исчезнет и не изгладится из памяти, не поможет ничто. Воображение — столь скорый бегун и разносчик, что не только перелетает из дома в дом, с улицы на улицу, но также весьма стремительно проносится из города в город и из страны в страну. Посредством воображения лишь одного человека чума может перенестись в какой-нибудь цветущий город или страну и умертвить там тысячи и тысячи людей, что явствует из следующего примера.
Предположим, что есть два брата, нежно любящих друг друга. Один из них живет во Франции, другой отправляется в Италию и на полпути умирает от чумы. До живущего во Франции брата доходит весть, что брат его умер в Италии от чумы. Он страшно испуган, весть эта проникает в его плоть и кровь, пронзает воображение, так что он никак не может от нее избавиться. Она разгорается, в нем и огонь тот долго отблескивает и горит. Подобный процесс можно наблюдать при испытании огнем золота и серебра, которые отбрасывают свой цвет, доколе опять не заблестят, что не может случиться прежде, чем они очистятся от примесей других металлов. Подобным же образом разгорается и воображение, накаляясь до блеска, а затем проникает в сосуд человека, подобно тому, как семя проникает в матку, тотчас оплодотворяя ее.
Так и чума переходит от одного к другому, доколе не распространится по всему городу или стране. А посему полезно держаться подальше, и не столько из-за испорченного и заразного воздуха — ибо заражает она не воздух (как утверждают некоторые невежды), — сколько из-за того, чтобы не видеть проявлений чумы, способных заразить сознание. Те, кому приносят подобные вести, не должны оставаться в одиночестве, также не должны они молчаливо предаваться раздумьям, отчего воображение может разыграться в их уме. Но надо их утешить, изгнать воображение из их сознания, а вселить в них веселье и радость. И пусть никто не думает, что это лишь выдумки и будто все очень просто, ибо не так легко найти лекарство от гнетущего воображения. Ибо воображение как смола, которая легко липнет и воспламеняется, а пламя то, если оно разгорится, не так-то легко погасить. Следовательно, чтобы избавить подобных людей от чумы, надо потушить и изгнать силу воображения. Это один пример, в коем явлена сила и воздействие воображения и его эманаций.
Прежде чем перейти к другому примеру, знайте, что воображение воздействует на людей не только во время чумы и многих лишает жизни, но также и во время войны. Сколько людей погибло на войне из страха перед выстрелом? Но в смерти их повинно лишь собственное воображение, не оставлявшее их до последнего часа. То есть, столь велик был их страх и столь ужасал каждый выстрел, что думали они лишь о том, как будут ранены стрелой. Таких убивают гораздо чаще, нежели отважных, кто смело и без страха идет на врага. Не страшатся они ни выстрелов, ни ран, но имеют твердую веру в победу и уповают на нее более нежели остальные солдаты. Это — отважные и истинные воины. Сколько крепостей, замков, городов и стран завоевали они, и побеждали, и покоряли их народы? Но люди, объятые страхом, будь они большими или маленькими, благородными или низкого происхождения, рыцарями, графами или кем-то еще едва ли заслуживают и полпенса, чтобы идти на врага, а жалованья и того меньше. А потому пусть тот, кто хочет стать добрым солдатом и удостоиться рыцарского звания или же иных отличий на войне, сосредоточит свой ум и воображение на каком-нибудь выдающемся и отважном военачальнике или полководце, таком как Юлий Цезарь или коими были и многие другие римляне.
И поступая таким образом, если он только знает, как лучше следует использовать свое воображение, укрепиться в духе и совершить все подвиги и благородные поступки такого человека, — он не только станет прекрасным солдатом, но и исполнит свои желания, снискав почести.
То было со многими, следовавшими за своим воображением, так что добились они великих почестей и богатства.
Но некоторые могут возразить, сказав, что везение, сила и усердие способствовали их продвижению, а также, что кто-то носил травы, коренья и камни, чье воздействие уберегло их от поражения, и ран.
Я же утверждаю, что эти вещи — друзья и пособники воображения, которое является главным и общим властелином надо всем прочим. Хотя я согласен, что существуют такие вещи, которые и в самом деле оберегают в моменты опасности от всех врагов и их воинств, так что носящий их не может быть уязвлен. Я не буду распространяться о них здесь, но оставлю до другого места. Тем не менее вера есть экзальтация и подтверждение всего этого, ибо без веры эти и все подобные им вещи тщетны и бессильны.
Глава 7. О СОКРОВИЩАХ И БОГАТСТВАХ, СОКРЫТЫХ ПОД ЗЕМЛЕЙ
Мы скажем несколько слов о сокровищах, скрытых под землей, и укажем на некоторые способы, как можно их обнаружить и добыть. А также поведаем о том, какие вещи — иногда недобрые, иногда чудесные — творятся вокруг них.
Сперва мы расскажем о приметах, по которым можно распознать и найти клад, а не по преданию только.
Заметьте, что там, где есть такие места, и впрямь является много призраков, а порой и слышится непомерный странный шум, вселяющий ужас и страх в ночных прохожих. Так что иногда их бросает в холодный пот, а волосы встают дыбом, что в основном случается в ночь шабаша. Также где появляются и исчезают [блуждающие] огоньки, там фонари потухают и гаснут. Иногда в доме тех, кто владеет сокровищами и где они сокрыты, свищет резкий ветер, и являются там видения и странные призраки, и слышен странный грохот и шум. Где творится подобное, там это происходит, как правило, в полночь. А причина шума и видений кроется в том, что там или неподалеку зарыты сокровища, и иной причины не существует. Тем не менее многие, ничего в этом не смыслящие, придерживаются иного мнения.
Некоторые верят, что эти призраки напущены Дьяволом, либо неким колдовством, или же теми из жильцов дома, кто знаком с Дьяволом, предался ему или связал себя с ним обещанием. Будто тогда этот коварный и злобный обвинитель сам напускает те наваждения, делая их явными, и будто люди эти могут ожидать конца дней своих, чего он так