Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Парацельс. Владимир Проскуряков

немецкие государи будут существовать лишь с моего позволения».

В XVIII и начале XIX века в эпоху Великой французской революции и решающих боев буржуазии с феодалами за завоевание власти, целый ряд выдающихся писателей разрабатывает тему о Фаусте. Лессинг в своем таинственно исчезнувшем «Фаусте» на фоне средневековой обстановки выткал образ борца за просвещение XVII столетия, идеального искателя высшей мудрости, беспредельно охваченного одной страстью — страстью к истине.

Клингер в книге «Жизнь, действия и путешествие в ад Фауста» нарисовал трагическую гибель Фауста, который не находит в мире истины и справедливости. Эта книга отражает безысходный конфликт лучшей части немецкой буржуазной интеллигенции с окружающей ее социальной действительностью, изменить которую она была не в силах.

Но все произведения не решали проблемы Фауста.

Нужен был писатель, который мог бы гениально отобразить «величайший прогрессивный переворот», начавшийся со второй половины XV столетия, охватить дальнейшее великое революционное движение общества и дать могучую фигуру Фауста, стоящую на уровне этих исторических событий, и, больше того, Фауста, уже прозревающего в грядущем контуры всемирного освобождения человечества.

Бессмертная поэма Гете создала именно такого Фауста.

Гетевский «Фауст» — гимн творческому, активному началу в человеке, гимн в честь воли к строительству новой жизни.

Гетевский «Фауст» — не только сокрушительный удар по отходящему в прошлое феодализму, по консервативному жизненному укладу, по христианскому спиритуализму с его отказом от жизни, ее благ и красоты; не только провозглашение права на безбоязненную кри тику сущего, на сомнения, поиски, на свободную мысль, не только возвеличение вечного движения вперед человека и общества, радостного творческого бытия, но в то же время и гениальное провидение грядущих социальных перемен.

В «Фаусте» Гете развернул идею общественного перерождения через всеобщий труд, идею бесконечного совершенствования жизни.

Свободный народ, переставший искать бога в небе, крепко стоящий на земле, отвоевывающий трудом каждый все лучший и лучший день своего существования, т. е. свободный трудовой коллектив в борьбе за власть над природой, — вот что признает Фауст прекраснейшим, конечным звеном в цепи исканий своего беспокойного ума.

Гете, работая над «Фаустом», знакомился с биографией и произведениями Парацельса, и отдельные детали гениальной поэмы свидетельствуют о том, что великий поэт частично использовал этот материал. Однако важны другие, более глубокие общие черты, которые роднят Парацельса с Фаустом.

В естествоиспытателе и философе Парацельсе фаустовской чертой было обостренное внимание ученого к социальным вопросам и стремление к коренному переустройству мира, построенного на эксплоатации и угнетении.

Фаустовскими чертами его были: величайшая творческая активность, безбоязненная критика сущего и непреклонная борьба за новые правильные пути.

Капитализм, утвердивший свою власть и перестроивший мир по образу своему и подобию, пытался убить в людях науки это фаустовское начало. Он обратил ученых в своих наемников, заставил их работать на приумножение барышей буржуазии и требовал слепого преклонения перед капиталистическим строем, который «вечен, справедлив и незыблем».

Лучшие фаустовские черты в человеке получают полный простор для своего развития только в стране победившего пролетариата.

ПРИМЕЧАНИЯ

Авиценна (испорченное от Ибн-Сина, 980—1037) — арабский философ и врач. Написал ряд трудов по вопросам метафизики, логики и психологии, находился под влиянием неоплатонизма и особенно Аристотеля. Из медицинских сочинений Авиценны наибольшей популярностью пользовалась его книга «Канон», являвшаяся в эпоху средневековья основным источником медицинских знаний. У Авиценны были также труды по естественным наукам, алхимии и астрономии.

Агриппа фон Неттесгейм, Генрих Корнелий (1486–1535) — разносторонний ученый, близкий к гуманистам, обладал пытливостью и независимостью мысли и боролся против фанатизма и схоластических предрассудков. Мировоззрение его во многом носит характерную для того времени мистическую окраску, вместе с тем он обнаруживал критическое отношение к современной ему науке; в этом направлении построено его сочинение «О тщете наук», исследующее общие основы научного познания, В своем другом произведении «Сокровенная философия» Агриппа подробно изложил систему магии. Из некоторых мест сохранившейся после его смерти переписки с друзьями можно предполагать, что сам он отрицал значение магии. Агриппа прожил жизнь, полную приключений, много скитался по Европе, за смелые выступления неоднократно подвергался преследованиям со стороны церковных и светских властей.

Анабаптисты (греч. перекрещенцы) — приверженцы религиозных сект, получивших широкое распространение, главным образом, в Германии в эпоху Реформации. Сущность учения анабаптистов сводится к следующему: христианское учение извращено духовенством в угоду сильным мира сего; государственная власть — злое, языческое начало; следует стремиться к полному равенству людей, что достижимо только при общности имущества; источником познания истины может быть только внутреннее откровение; духовенство и священные книги не могут служить авторитетом; крещение младенцев, ввиду их несознательности, недействительно. Анабаптисты были связаны с революционным движением крестьян во время крестьянской войны. (О восстании анабаптистов в Мюнстере и организации ими коммунистических общин в Моравии рассказано в тексте книги.)

Ансельм Кентерберийский (1033–1109) — средневековый богослов и философ. Дал так называемое онтологическое доказательство бытия божия, согласно которому раз бог мыслится совершенным существом, то он должен существовать, ибо несуществование было бы отрицанием совершенства. Несостоятельность такого доказательства доказана материалистами XVII и XVIII веков и Кантом.

Apec, Илиад, Эссатум, Яфнеус, Архей — термины натурфилософии и медицины Парацельса. В частности археем он называл некое верховное начало, которое управляет химическими процессами в организме человека.

Аретей Каппадокийский, Руф Эфесский, Орибаз — авторы медицинских сочинений II–IV веков.

Ариосто Лодовико (1474–1533) — итальянский поэт эпохи Возрождения. Отразил в поэме «Неистовый Роланд» настроение придворной знати периода расцвета торгового капитала, ее жажду жизни и страсть к приключениям.

Бордэ Теофиль (1722–1776) — известный французский врач, придерживавшийся взглядов, аналогичных со взглядами Шталя (см. ниже).

Бэкон Фрэнсис лорд Веруламский (1561–1626) — английский канцлер и философ. Автор грандиозной попытки обновления науки при помощи новой индуктивной логики, порывающей с учением Аристотеля и схоластикой. Маркс говорил о Бэконе, что он «является родоначальником английского материализма и всей опытной науки новейшего времени».

Гален Клавдий (ок. 131–200) — крупнейший врач, анатом, физиолог и философ. Родился в Малой Азии (Пергаме). Замечателен своими раоотами в области физиологии и анатомии. Создал свою медицинскую школу (галеновская медицина), которая до XVII века занимала первенствующее место во врачебном мире.

Гваяковое дерево (бакаут) — вечнозеленое дерево из семейства цигофиловых; растет в тропической Америке. Порошок из древесины и гваяковая смола употреблялись в качестве лечебного средства от сифилиса.

Гутер Яков (шапочник по ремеслу) — вождь радикального крыла моравских братьев (анабаптисты). Сожжен в Тироле в 1536 году за свои революционно-демократические взгляды.

De natura rerum — о природе вещей.

Иоанн Лейденский, собств. Боккельзон (1510–1536) — вождь анабаптистов. Родился в городе Лейдене (Голландия). Долго странствовал портняжным подмастерьем по Голландии и Англии. В начале 1534 года Иоанн Лейденский, вместе со своим учителем Яном Матюсом, отправился в город Мюнстер (в Вестфалии), где в то время шла ожесточенная борьба между городской демократией и правящей верхушкой, об’единившейся вокруг местного епископа (краткая история мюнстерского восстания изложена в тексте книги). Иоанн Лейденский после смерти Матюса был признан анабаптистами пророком и в его руках была сосредоточена вся власть в городе.

Коллоквинта Мессуаева — лекарство, названное по имени Мессюэ (Июханна Ибн Мазавахи, 777–857) арабского ученого и врача.

«Корабль дураков» — сатира в стихах, написанная немецким гуманистом и поэтом Себастьяном Брантом (1457–1521). В этой сатире в тяжеловесной по форме аллегории изображены глупцами: алхимики, ростовщики, паразиты-монахи, князья, взяточники-судьи. В ней отразились господствовавшие накануне реформации настроения и, несмотря на религиозный консерватизм самого Бранта, эта сатира была как бы литературным предвестником реформации.

Латифундия — крупные частные земельные владения.

Люцифер — одно из наименований дьявола в христианской литературе.

Макр Флоридус — произведение по вопросам ботаники (IX–X вв.), о котором говорил Парацельс в своих лекциях. Это произведение считалось никчемным и ненаучным, что также совпадало с оценкой Парацельса.

Махаон — по греческому мифу опытный во врачевании сын Асклепия (греческий бог врачебного искусства). По преданию Махаон и брат его Подалирий — князья Трикки в Фессалии — с тридцатью кораблями принимали участие в походе на Трою, где они были врачами греков и храбрыми бойцами. В городе Герекии в Мессении Махаону было воздвигнуто святилище, куда стекались больные для исцеления со всей Греции.

Мом (Момус) — в древнегреческой мифологии олицетворение злословия, сын Ночи. По преданию Мом лопнул от злости, не сумев найти недостатков у богини красоты Афродиты.

Муциан Руф (прозвище Rufus, т. е. рыжий) (1471–1526) — немецкий туманист, был одним из разностороннейших ученых своего времени и пользовался большим влиянием как глава группы гуманистов, которая во время рейхлинского спора выпустила известное сатирическое произведение «Письма темных людей».

Озиандер (1498–1552) — реформационный деятель, рано примкнул к Лютеру и в 1522 году был первым евангелическим проповедником в Нюренберге, принимал участие в редактировании книги Коперника и написал к ней предисловие.

Орден иоаннитов — один из самых ранних духовно-рыцарских орденов. Основан около половины XI века итальянскими рыцарями, примкнувшими к общине итальянских купцов, построивших в Иерусалиме госпиталь при храме св. Марии; отсюда название «госпитальеров». Вскоре после взятия Иерусалима госпитальная братия отделилась от церкви св. Марии и сделала своим патроном Иоанна Крестителя; отсюда название «иоанниты». В конце ХШ века под напором мусульманского мира иоанниты вынуждены были отступить сначала на о. Кипр, а потом на о. Родос. Родос был завоеван ими в 1309 году и находился в их руках около 200 лет. В 1530 году иоанниты переселились на о. Мальту и с тех пор орден получил название «Мальтийского».

«Письма темных людей» — сатирическое произведение немецкого гуманиста Ульриха Гуттена (1488–1523), направленное против схоластики и обскурантизма (мракобесия).

Плиний Кай Секунд Старший (23–79) — римский писатель и ученый; писал по различным вопросам (естественно-историческим, историческим, военным и др.). До нас дошло только 37 томов написанной им «Естественной истории» — первое замечательное энциклопедическое сочинение, охватывающее все области знаний того времени. Наблюдая историческое извержение Везувия (79 г.), Плиний погиб, задохнувшись в дыму.

Правом избрания императоров священной римской империи пользовались семь курфюрстов — сильнейших светских, а также духовных владетельных князей.

Симон из Генуи умер в 1303 году. Автор книги «Ключ здоровья».

Матеус Сильватикус умер в 1342 году. Автор книги «Пандект медицины».

Франк Себастьян (1500–1542) получил богословское образование, написал ряд сочинений на социально-религиозные и исторические темы, придерживался взглядов христианского коммунизма.

Шталь Георг Эрнст (1660–1754) — известный врач, был профессором в Галле и потом в Иене; придерживался виталистических взглядов и был противником материалистических механистов, объяснявших жизнь, здоровье и болезнь человеческого организма исключительно законами физики, механики, гидростатики и химии. Одновременно был выдающимся химиком и является автором теории флогистона.

Эразистрат (жил в первой половине 111 века до нашей эры). Великий александрийский врач, сторонник Книдосской школы и противник медицины Гиппократа.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Сочинения Парацельса изданы Iohann’ом Huzer’ом в 10 томах в Базеле в 1589— 90 гг. Большое, критически обработанное новое издание собр. сочинений Парацельса начало издаваться с 1922 г. Karl’ом Sudhoff’ом в Мюнхене

Скачать:TXTPDF

. Владимир Проскуряков Парацельс читать, . Владимир Проскуряков Парацельс читать бесплатно, . Владимир Проскуряков Парацельс читать онлайн