Социалистические системы
Rom. II. P. 67. 46 Ibid. P. 69. 47 Ibid. P. 83. 48Val. Max., VIII, 6, 3. Нибур здесь неподражаем.
Он начинает с выражения негодования (III. Р.
1-2) в адрес клеветников Гая Лициния Столона,
но потом (Р. 47), словно забыв, что он утверждал,
после приведения цитаты из приговора по делу
Лициния Столона, заявляет: «Это печальный
пример силы алчности, которой бывают охвачены
порой и те, кому выпала честь ограждать от ее
влияния сограждан; если хотите, данный пример
доказывает, что благие дела не всегда
совершаются чистыми руками».
22061 Примечания 22 49Mommsen. Op. cit. P. 83. И далее (Р. 85): «Уже в
лоне только что завоеванного гражданского
равенства проявились первые элементы новой
аристократической и новой демократической
партии». Таким образом, Моммзен, не осознавая
того, описывает феномен элит, которые сменяют
друг друга.
Вольноотпущенники, безусловно,
представляли собой элиту рабов. Достаточно
малая часть вольноотпущенников была обязана
своей свободой порочным действиям;
большинство обрело ее благодаря своему
характеру, уму, активности, своим способностям к
разным работам. С моральной точки зрения это
была, однако, элита низкого уровня. 50 Квирин – полноправный римский гражданин. 51Эрарии – римский гражданин из низшего
сословия, свободный от воинской повинности и
иных государственных обязанностей и взамен
этого облагавшийся определенной денежной
податью. 52 Duruy. Hist, des Rom. I. P. 287. 53 Имел место умный отбор. Люди, получившие в
22062 Примечания 23 муниципиях публичные должности, становились
римскими гражданами. Caio, I, 96: «Ei qui
honorem aliquam aut magistratum gerunt, civitatem
romanam consecuntur.» Cic., Philipp. Tertia, VI, 15:
«Videte, quam despiciamur omnes, qui sumus e
municipiis, id est, omnes plane: quotus enim quistic
non est?» (Те, кто занимает почетную или
руководящую должность, обретают тем самым
римское гражданство. 54Duruy. Hist, des Ron! V. P. 529: «Таким образом,
под действием фатального закона, связанного с
распространением римской цивилизации вокруг
Италии, и в результате ее общего расцвета в
каждой провинции наступал момент, когда ее
люди, сформированные в процессе деятельности
в муниципальном управлении, а также ее жители,
разбогатевшие благодаря коммерческой
деятельности, оказывались, естественно,
востребованными со стороны государства для его
различных служб. Во II в. эта новая знать
заполняла римский Сенат, проникала в армию,
занимала преторские должности, пробивалась
повсюду в высшее управление». 55Эти факты верны, но в их интерпретации
много риторики и метафизики, что, к сожалению,
22063 Примечания 24 до сих пор нравится историкам. «Фатальный
закон, связанный с распространением римской
цивилизации» слишком напоминает ту самую
«природу, которая не терпит пустоты»,
упоминаемой древними физиками. Чем
отличаются «фатальные законы» от нефатальных?
Это ничего не объясняет. Это всё одни слова.
Занятия в муниципальном управлении не только
«формировали» членов новой элиты, также как
торговля позволяла не только им разбогатеть. Это
были средства осуществления отбора, механизмы
выбора лучших и отвержения худших. Термины
«лучшие» и «худшие» используются, разумеется,
только по отношению к тем функциям, которые
должны были выполнять такие люди. Тит Ливий
(IX, 46), рассуждая о цензуре Аппия, отмечает:
«Qui senaturn primus libertinorum filiis lectis
inquinaverat; et postquam cam lectionem nemo ratam
habuit <…> humilibus per omnes tribus divisis,
Forum et Campum corrupit». 56Гней Флавий был писцом в одном из
магистратов и сыном вольноотпущенника. Став
эдилом, он в 304 г. до н. э. обнародовал формы
судопроизводства и образцы исковых жалоб. Это
был сильный удар по привилегиям римской
знати, так как до этого времени знание тонкостей
22064 Примечания 25 гражданского процесса оставалось прерогативой
патрицианской коллегии понтификов. 57Имеется в виду тот режим, которому придается
видимость демократии посредством лживых
обещаний, лести, лицемерного угождения вкусам
и настроениям масс со стороны правящих групп. 58 С собственными лошадьми (лат.). 59 Cic. Pro Q. Rose. Сотое., XIV, 42: «Quern tu si ex
censu spectras: eques romanus est; si ex vita: homo
clarissimus est». (Если принять во внимание его
ценз, это – римский всадник, а если его жизнь –
славнейший муж. 60 Без избирательных прав (лат.). 61 Так назывались италийские союзники римлян. 62 Предводители союзников (лат.). 63 Arrius Menander. Dig. XLIX, 16,4, 19. «Sed
mutato statu militae recessum a capitis poena est,
quia plerumque voluntario milite numeri supplendur».
(…Но теперь, с изменением состава армии,
отказались от применения смертной казни,
22065 Примечания 26 потому что ряды армии большею частью
пополняются добровольцами. (Дигесты
Юстиниана. М.: Наука, 1984. С. 430–431. Пер. И.
И. Яковкина.) 64Mommsen. Hist. Rom. V. P. 120: «На мой взгляд,
Марий, введя регулярную вербовку в армию
внутри страны, с военной точки зрения спас
государство, также как несколько веков спустя
Стилихон и Арбагаст, прибегая к вербовке за
границей, продлили его существование на
некоторое время». 65 Duruy. Hist, des Rom. VI. P. 361–362. 66 Аристотель. Политика. IV, 10, 10. 67 Mommsen. Hist. Rom., trad. fr. II. P. 3–4. 68 Курии – объединения патрицианских общин. 69Collegiati – члены профессиональных
корпораций. 70Те, кого сегодня во Франции именуют
интеллектуалами, даже приблизительно не могут
представить себе, кем в Средние века были
22066 Примечания 27 служители церкви. Однако если мы сравним
любого представителя той элиты с остальной
частью населения, то они, возможно, окажутся
выше многих «интеллектуалов» наших дней. 71 Fustel de Coulanges. L’invasion germanique. P. 67. 72Из низших классов как раз и рождаются новые
элиты. 73Конкуренция – это единственное известное
средство, обеспечивающее эффективный отбор. 74Guizot. Hist, de la civil, en Europe. P. 139–140.
Данному автору оставалось только обобщить эти
представления, и он пришел бы тогда к теории
элит. В сходных случаях перейти к раскрытию
истины не позволяет именно то, что
исследователь вместо рассмотрения только
фактов и исключительно во взаимосвязи с
другими фактами принимается рассматривать их
с моральной стороны или с практической точки
зрения. Здесь Гизо размышляет главным образом
о достоинствах и недостатках, которые,
по-видимому, имела в прошлом церковь и о
возможной применимости к нашему времени этих
оценок. Поскольку его внимание поглощено
22067 Примечания 28 указанными идеями, от него ускользают чисто
объективные отношения между фактами. Этим он
напоминает земледельца, различающего
«хорошие» и «плохие» травы, которому
совершенно неинтересна их классификация в
ботанике. 75″Щадить тех, кто покорился, и усмирять
надменных» (лат.). Цитата из «Энеиды»
Вергилия, VI, 853. 76Правоведы, врачи, алхимики, а позднее и
литераторы находили у королей и князей защиту
от церкви. От власти Римской католической
церкви можно было освободиться только
благодаря поддержке со стороны военной элиты,
которая разделилась и не оказалась полностью
верной , Риму. Только мечам герцогов и князей
Реформация была обязана своим успехом в
Германии; если бы у нее не нашлось такой
поддержки, то с ней было бы покончено так же,
как и с ересью альбигойцев. 77Иоганн Янсен в качестве эпиграфа к пятому
тому своего труда «Германия и Реформация»
привел цитату из La Huguerye: «Религия теперь
служит только маской в делах нашего времени».
22068 Примечания 29 Guizot. Hist, de la civil en Europe. P. 171:
«Рассмотрите период истории с V по XVI в.:
именно теология тогда правит человеческим
духом и властвует над ним». Следовало бы
сказать, что проявления этого духа были
облечены в теологическую форму. «Любые
мнения несут на себе печать теологии:
философские, политические, исторические
вопросы всегда рассматриваются тогда под
теологическим углом зрения». Даже любовные
темы трактовались в форме слегка теологической.
Замечательная сатира на эту тенденцию дана в
новеллах Боккаччо, и особенно в речах
священника Фра Тимотео в «Мандрагоре»
Макиавелли. 78 Guizot. Hist, de la civil, en France. I. P. 118. 79 Ад. Песнь XVI:
Ты предалась беспутству и гордыне
Пришельцев и наживу обласкав,
Флоренция, тоскующая ныне.
В Рае, песнь XVI, Данте пишет о приходе Hoвой
элиты:
Из флорентийцев, что живут богато,
Иной бы в Симифонти поспешил,
Где дед его ходил с сумой когда-то…
И об упадке старой:
Ты, слыша, как иной пресекся род,
Мудреной в этом не найдешь загадки,
22069 Примечания 30
Раз города, и те кончина ждет. Перевод М. Лозинского.
Другие примеры приводит Сальвемини
(Salvemini. Magnati e populanti in Firenze. P. 24).
Виллари рассказывает о дворянах, которых нужда
заставила заняться сельским трудом. Графы
Тинтиннано продали свой родовой замок в
Салимбене и с конца XIII в. жили подаянием.
Сальвемини достаточно хорошо описал борьбу
между различными элитами, но не распознал
общие тенденции. В его работе можно встретить
немало интересных сведений, но он глубоко
заблуждается, полагая, что итальянские коммуны
не обладали экономической свободой и не могли
быть обязаны ей своим процветанием. Самые
процветающие итальянские республики –
Венецианская и Флорентийская – не только
выпускали наиболее ценившуюся в то время
монету и практически не чинили препятствий для
получения любых денежных ссуд, но и, чего
никто не станет отрицать, вели очень широкую
торговлю со многими странами. Это доказывает
то, что там не вводилось действенных
ограничительных мер в отношении внешней
торговли. Мерой реальной свободы внешней
торговли выступает ее общий уровень. Целью
22070 Примечания 31 протекционистской, или запретительной,
системы, как раз и оказывается сокращение такой
торговли. Эта система тем действеннее, чем
лучше при ней удается добиться названной цели.
В гл. XV будут показаны другие ошибки
подобного же рода, возникающие из-за
стремления к упрощенному рассмотрению вещей
и из-за подмены качественных связей
количественными». 80Эти многочисленные и хорошо известные
факты отмечаются во всех странах. Luchaire. A.
Hist, des inst. monarch, de la France. II. P. 161:
«Следует остерегаться того, чтобы разделять
непомерное восхищение некоторых историков по
поводу мнимой либеральности и
демократичности движения, породившего
коммуны. Эти общества торговцев, поначалу
самые заурядные мелкие баронства, вскоре почти
повсеместно стали превращаться в
наследственные касты, овладевавшие всеми
муниципальными функциями и подвергавшие
тирании подвластное им население (состоявшее
обычно из гильдий ремесленников). На них
перебрасывали все налоги, что влекло за собой
сильную ненависть к коммунам и порождало
восстания, которые в XIV в. привели к более или
22071 Примечания 32 менее сильной трансформации коммун в
демократическом направлении. Независимые
муниципалитеты XII в., как правило, уже
управлялись малочисленными и ревнивыми
аристократиями, готовыми отобрать у народа ту
свободу, которую он отстоял в борьбе с
феодальными сеньорами». То, что Люшер
называет «трансформацией в демократическом
направлении», было просто приходом новой
элиты. 81Не следует делать при этом слишком широкие
обобщения. Однако вполне возможно, что
подобный конец ожидает якобинскую
охлократию, которая теперь начинает
вырождаться. 82Этот автор (II, р. 608, trad. Fr.) цитирует одну
песню, появившуюся после крестьянского
восстания:
Нам говорили: вы станете богатыми,
Вы будете счастливы, поверьте!
Нам сулили сотни радостей;
И так нас обманули!
Стали ли мы богатыми?
О нет, помилуй Боже нас!
То немногое, что мы нажили,
Мы потеряли,
И теперь мы бедные!
22072 Примечания 33 Быть может, люди споют что-нибудь в том же
роде после социальной революции, которая
готовится в настоящее время.
De Goncourt. Hist de la soc. frans. pendant le
Directoire. P. 394: «Так по иронии судьбы,
превзойдя самые смелые фантазии провидца,
сбылись пророчества Дюмурье (Dumoriez),
считавшего, что «новая аристократия постепенно
заменит прежнюю, монархическую»… что
однажды какой-нибудь мелкий адвокат, овладев
искусством обходить закон, сможет накопить
пятнадцать, а то и восемнадцать миллионов; что
республиканец и отец четырех детей преподнесет
к свадьбе дочери подарки на восемьсот тысяч
ливров и что еще какой-нибудь республиканец,
выходя из состава правящего кабинета, прихватит
для своих обедов фарфоровый сервиз стоимостью
в двенадцать тысяч ливров…» Эти
чувствительные гуманисты научились
пользоваться всеми благами жизни.
Буонарроти (Buonarroti. F. Conspiration pour
1’egalite dite de Babeuf) сильно переживает в связи
с игом, которое ввела новая якобинская элита по
отношению к народу. Р. 48: «Когда
революционное правительство перешло в руки
эгоистов, оно стало настоящим социальным
бедствием. Их действия… деморализовали всех;
22073 Примечания 34 они снова привели к появлению роскоши, к
падению нравов и к грабежам; стало
разбазариваться общественное достояние… В тот
период усилия господствующей партии явно
стали смещаться в сторону сохранения
неравенства и утверждения аристократии». Р. 66:
«После схватки, произошедшей 13 вандемьера, те,
кого вела к победе любовь к равенству, требовали
от лидеров этого дня выполнить данное обещание
– восстановить права народа. Все было тщетно».
Если бы друзья Буонарроти пришли к власти,
то другие сказали бы в их адрес то, что
Буонарроти говорит о тех, кто в то время правил,
примерно то же, что Жюль Гед говорит сегодня о
социалистах, вошедших в 1900 г. в
правительство. 83Для