Скачать:PDFTXT
Социалистические системы
самого, а потом
совершенно искренне стал убеждать и других
людей.
Мы ежедневно наблюдаем аналогичные
факты. От человека, живущего в определенных
условиях, зачастую можно ожидать готовность
выражать определенные мнения, хотя сам он
обычно не осознает этой связи и пытается
объяснять свои мнения совершенно иными
21961 Социалистические системы

соображениями.
Многие люди являются социалистами не
потому, что определенные доводы оказали на них
убеждающее действие, но, и это совершенно не
одно и то же, они придерживаются таких
взглядов потому, что они социалисты.

Источники иллюзий, возникающих у людей

относительно мотивов, определяющих их
поступки, многообразны. Один из главных таких
источников заключается в том, что громадное
число человеческих действий не есть результат
доводов разума11. Эти действия чисто
инстинктивные, однако человек, который их
совершает, испытывает чувство удовлетворения,
21962 Социалистические системы

когда находит, обычно произвольно, их
логические причины. Как правило, он не очень-то
строго относится к логике таких объяснений, его
вполне удовлетворяет видимость рассуждений, но
он не чувствовал бы себя спокойно, если бы вовсе
не приводил их.
Возможно, график поможет это лучше понять.
Пусть А представляет собой действительную
причину, следствием которой оказывается также
реальный феномен В. Люди либо не замечают,
либо не желают замечать реальную связь,
существующую между Aw. В, однако испытывают
стремление связать в с какой-нибудь причиной и
потом утверждать, что В – это следствие С. Мы
можем иметь несколько случаев:
1. С действительно существует, однако В не
является его следствием, Это довольно частый
случай поспешных обобщений, плохо
проведенных наблюдений, ошибочных
рассуждений. Связь С и В существует только в
воображении тех, кто ее описывает. На самом
деле следствием С является D, о чем они не
ведают. В других случаях люди прекрасно знают
о таком следствии, но стремятся о нем
умалчивать, и для этого вводится связь С с В. Это
один из источников казуистики.
2. С представляет собой воображаемое
21963 Социалистические системы

явление, однако связь, соединяющая С с В,
построена в строгом соответствии с логикой, т.е.
если бы С существовало, то его следствием было
бы В. Почему вода поднимается по трубе,
подсоединенной к насосу? Потому, что природа
боится пустоты. Факт В, состоящий в том, что
вода устремляется к выкачивающему ее насосу,
является реальным. Следствие, состоящее в
боязни пустоты, логично. Однако госпожа
Природа и испытываемый ею ужас перед
пустотой – воображаемые сущности. Факты,
которые объясняли жизненной силой, зачастую
были реальны, рассуждение могло быть
построено неплохо, однако жизненная сила –
вещь неведомая. Порой к воображаемой причине
С обращаются умышленно, например, при
юридических фикциях12.
3. Не только само явление С воображаемое, но
еще и связь, соединяющая его с В, оказывается
нелогичной. Эта ошибка часто встречается у
метафизиков. Так, у Гегеля в «Философии
природы» происходит появление неких
непостигаемых сущностей. От них он путем
непонятных рассуждений идет к объяснению
реальных феноменов. Доведенный до крайности,
этот род абстрактных рассуждений уводит в мир
мечтаний и грез. Причины того, что мифология
21964 Социалистические системы

древних греков привлекает людей с ясным умом,
отторгающих восточные мифологии, возможно,
связаны отчасти с тем, что древнегреческая
мифология более близка ко второму случаю,
тогда как восточные мифологии ближе к
третьему. Боги Гомера, Эсхила и Софокла –
воображаемые существа, однако если допустить
реальность их бытия, то окажется, что они
поступают не столь уж алогично. Когда же мы
обращаемся к восточным богам, то от нас,
напротив, требуется не только приложить усилия
к тому, чтобы признать их существование, но и
необходимо все время возобновлять эти усилия,
поскольку поведение таких богов совершенно
невозможно постичь.
4. Наконец, нам остается рассмотреть тот
случай, когда само событие, которое люди
стараются объяснить, т.е. событие В, является
воображаемым. Его можно еще связать с
реальной или воображаемой причиной с
помощью либо строгих рассуждений, либо таких,
которым не свойственны ни строгость, ни
ясность13.
Изучение объективного явления представляет
собой выяснение взаимосвязи, существующей
между реальными фактами А и В. Изучение
субъективного явления имеет целью раскрытие
21965 Социалистические системы

отношений С-В, которыми люди подменяют
реальные отношения, а также выявление
отношений C-Е, устанавливаемых людьми между
двумя в равной мере воображаемыми фактами С
и Е.
Поставленные в этой работе вопросы в
дальнейшем будут рассматриваться по
возможности в двух перспективах, т.е. в ракурсе,
обозначаемом как объективный, и в другом, –
том, который мы назовем субъективным. С одной
стороны, мы будем исследовать то, какие
реальные факты способствовали формированию
тех или иных социальных систем и приводили к
рождению проектов социальных систем, – иначе
говоря, мы рассмотрим вещи и факты,
обнаруживаемые за такими формами. С другой
стороны, мы проанализируем рассуждения,
используемые для обоснования этих систем и
проектов этих систем, и увидим, в какой мере
исходные основания таких рассуждений взяты из
опыта и насколько логичны полученные при этом
выводы.
Соответствующее развертывание этих двух
разных направлений исследования, к сожалению,
не может ставиться в зависимость от их
практической значимости. Если бы мы
руководствовались ею, то нам пришлось бы
21966 Социалистические системы

почти полностью ограничиться объективным
исследованием, а при рассмотрении субъективной
стороны самое большее, что мы смогли бы
сделать, так это выяснить, какие объяснения и
аргументы могут быть использованы
сторонниками различных систем. Что же касается
изучения логической правильности таких
объяснений и аргументов, чему посвящена
значительная часть книги, то оно любопытно и
интересно в плане философских спекуляций, но
не имеет большой практической значимости.
Распространенность учения почти не зависит от
его логической строгости. Кроме того, тот, кто
стал бы полагать, что социальное воздействие
учения можно оценивать исходя из его
логической правильности, допустил бы большую
ошибку14.
Совсем не так происходит отражение
феномена в сознании людей. Когда люди
увлечены некоторым религиозным, моральным
или гуманистическим движением, то они верят, и
почти всегда вполне искренне, что их убеждения
сформировались благодаря ряду строгих выводов
на основе реальных и неопровержимых фактов.
Будем предельно осторожны, чтобы
ненароком не впасть в ту же иллюзию, и
приложим все силы к раскрытию ее истоков.
21967 Социалистические системы

Такое исследование часто будет
свидетельствовать о том, что экономические
факты приводят к изменению социальных
институтов и социальных доктрин, и таким путем
эти факты отражаются в сознании людей, как
того требует «материалистическая теория
истории»15; однако достаточно часто мы будем
обнаруживать, что существуют и другие факты,
которые, по крайней мере при нынешнем
состоянии наших знаний, несводимы к чисто
экономическим.
В «Материалистической теории» истории
было выдвинуто в принципе верное исходное
положение. Ошибка состоит в стремлении
абсолютизировать его и таким образом
непосредственно перейти к выводам, которые
могут быть получены только на законных
основаниях, т.е. из опыта. Эта операция
представляется, впрочем, вполне естественной
для человеческого духа, поскольку подобная
ошибка присутствует и в теории Мальтуса, и в
анализе ренты Рикардо, и во многих других
теориях. Только проводя последующие проверки
выдвинутых частных положений с устранением
тех, которые окажутся ошибочными, можно
приближаются к истине! Люди склонны ставить
все свои действия в зависимость от малого числа
21968 Социалистические системы

правил поведения, смыкающихся с их
религиозной верой. Это неизбежно, поскольку в
массе своей люди не обладают ни характером, ни
умом, необходимыми для того, чтобы связывать
такие действия с их реальными причинами.
Впрочем, и самые умные люди вынуждены
обобщать стереотипы своего поведения в виде
немногих аксиом, поскольку, когда им надо
действовать, у них не остается времени на то,
чтобы заниматься долгими и тонкими
теоретическими рассуждениями.
Однако причины социальных явлений во
много раз превосходят по числу и по
разнообразию эти немногочисленные аксиомы
как религиозного, так и иного характера.
Стремления, а порой и обстоятельства,
вынуждающие людей связывать свои поступки с
такого рода аксиомами, неизбежно ведут их к
указаниям на фиктивные причины поступков.
Отсюда наряду с прочим ясна необходимость
казуистики. В социальной жизни невозможно
следовать всему, что логически вытекает из тех
принципов, которые требуется соблюдать;
следовательно, нужно так подбирать
соответствующую интерпретацию этих
принципов, чтобы то, что из них логически
следует, не вступало в явное противоречие с
21969 Социалистические системы

условиями реальной жизни. Иначе говоря, тот
принцип X, к которому люди относятся с
религиозной верой, имеет логическим следствием
действия М, N и т. д., полезные для общества, а
также иные действия Р, Q и т. д., вступающие в
явное противоречие с реальными условиями
нашей социальной жизни. Отвергнуть X ради
того, чтобы избежать Р, Q и т. д., – такое
средство, как правило, не подходит, поскольку
при этом неизбежно пришлось бы заменять
принцип X на принцип Z, а он, возможно, привел
бы к еще менее приемлемым, чем Р, Q и т. д.,
логическим следствиям16. В подобных случаях
обычно прибегают к малозаметным нарушениям
логики, позволяющим исключить Р, Q … из
совокупности следствий X. Это работа для
казуистов и толкователей. Если оценивать такой
способ с практической стороны, то его
применение выглядит как дело необходимое и
неизбежное; и действительно, мы постоянно
видим его в действии. На определенной ступени
эволюции греко-латинского политеизма
интерпретаторы прилагали немало усилий, чтобы
примирить кристально чистую мораль с
легендарными преступлениями, совершенными
богами. Христианству, столкнувшемуся с
небывалым ростом числа своих прозелитов в
21970 Социалистические системы

римском мире, потребовалось немало сил, чтобы
примирить свои предписания, рассчитанные,
несомненно, на бедный люд и на простонародье, с
условиями жизни в обществе, где есть и богатые
и могущественные люди17. В гл. XVI будет
показано, что социализм, в свою очередь, сейчас
вступает в эту фазу.
С чисто логической точки зрения Паскаль в
своих «Письмах к провинциалу» оказался прав; с
практической или комплексной точки зрения, как
мы увидим, не ошиблись и его противники, по
крайней мере, в ряде случаев. Они стремились
примирить некоторые религиозные принципы с
условиями жизни в гражданском обществе,
охваченном воинственными настроениями и
алчностью. В таком обществе порой становится
допустимым впадать в предосудительные
излишества и поэтому не менее верно то, что в
нем необходим сам принцип примирения18.
Это всего лишь один пример того, к каким по
видимости противоречивым выводам можно
прийти при рассмотрении социального феномена
в различных аспектах. Наиболее
распространенная причина ошибок заключается в
узости одностороннего социального видения. Об
этом мы поговорим более обстоятельно в
настоящем исследовании.
21971 Социалистические системы

                     III

Крупные социально-исторические движения,

вовлекающие людские массы и проявляющиеся в
концепциях и мнениях, господствующих в
данную эпоху, в душевных состояниях и
поступках людей, не бывают однотипными. Их
интенсивность сильно варьирует, меняясь при
переходе от одной эпохи к другой. Из-за причин
отчасти известных, отчасти неизвестных, среди
которых есть, пожалуй, и причины,
обусловленные психологической природой
человека, моральное и религиозное движение
является ритмичным, также как и экономическое.
Ритмичность экономического движения
содействует появлению экономических кризисов,
которые в наше время подробно исследованы и
довольно хорошо известны19. Ритм морального и
религиозного движения – напротив, часто
оставался вне поля зрения, однако достаточно
бегло просмотреть историю, чтобы убедиться в
его присутствии20. Например, видно, как в одной
и той же стране сменяют друг друга
многочисленные периоды веры и неверия.
Движение порой приобретает широкий размах, и
тогда его замечают все историки, но они часто не
21972 Социалистические системы

видят дальше отдельных фактов, между тем как
они представляют собой проявление действия
общего закона ритма.
Поскольку социальное движение имеет
волнообразный характер, трудно предвидеть
будущее состояние этого движения по факсамиз
прошлого21. Найдите какую-нибудь
отличительную черту, которая все более
отчетливо проявляется и в литературе, и в
морали, и в праве; вы ошибетесь, если сочтете,
что это движение будет продолжаться до
бесконечности и что общество будет стремиться к
некоторой цели. Ответная реакция может быть
близка, и движение противоположного характера
не замедлит явиться. Кроме того, когда движение
приближается к тому, чтобы изменился его
характер, его интенсивность, как правило, не
спадает, что упрощало бы прогнозирование.
Напротив, очень часто оказывается, что движение
достигает максимальной интенсивности именно в
момент, предшествующий смене его направления.
Все авторы, изучившие древнеримскую
историю, отмечают сильные колебания в
умонастроениях – от неверия и скепсиса конца
республики к легковерию поздней империи.
Фридлендер заметил, что неверие особенно
сильно охватило только высшее общество. Это
21973 Социалистические системы

наблюдение является слишком общим и должно
быть развернуто. Такие движения особенно
заметны в высших социальных классах и
значительно меньше затрагивают низшие классы,
которые, однако, более или менее сильно
испытывают на себе их последствия. Как
утверждает Гиббон (гл. XV), «когда народ видит,
что его божества отвергаются и осмеиваются
теми, кого он привык уважать в силу высокого
положения и таланта, он и сам начинает
сомневаться в истинности учения, которое прежде
принимал со слепой верой». Ренан очень

Скачать:PDFTXT

самого, а потомсовершенно искренне стал убеждать и другихлюдей.Мы ежедневно наблюдаем аналогичныефакты. От человека, живущего в определенныхусловиях, зачастую можно ожидать готовностьвыражать определенные мнения, хотя сам онобычно не осознает этой связи и