Социалистические системы
предпочитает судить о социальной
значимости религии исходя из силы логики ее
догм. Однако социальная наука учит нас тому,
что это две грубые ошибки.
Есть и иные причины, способствующие
распространению социализма и различные для
разных классов. Отмечая возвышенные чувства,
часто выступающие одной из причин
социалистической веры, мы вовсе не намерены
утверждать, что золото остается чистым в любых
сплавах и что социализм представляет собой
воистину уникальное исключение и способен
избежать того влияния, которое оказывают в
большей или в меньшей степени наши чувства на
любую нашу веру.
Под этим углом зрения можно видеть, что
22024 Социалистические системы социалистические Чувства составляют как бы два
больших потока. Один поток идет от низших
слоев общества. Питающие его источники – это
страдания людей из низов, это их желание
покончить со своими бедами, овладев теми
благами, которыми пользуются люди из высших
слоев, порой это также и зависть, жажда иметь то,
что есть у других.
Когда-то не только богатство, но и женщины
становились объектом зависти в низших классах
по отношению к высшим. В прошлом общность
имущества почти всегда дополнялась общностью
жен. Сегодня эта вторая часть народных
требований отошла в тень84. Было бы
небезынтересно исследовать причины данного
феномена. Другой поток идет от высших слоев.
Его источники многочисленны. Инстинкт
социальности, существующий во всех социальных
классах, вызывает у большинства людей
появление чувств благожелательности к себе
подобным. Эти чувства, как показано выше, в
целом благоприятны для социалистических
систем; но подобные чувства в высших классах, в
основном принимают иную форму, чем в низших.
Отличие оказывается тем более значительным,
чем сильнее упадок высших классов.
Счастливые люди желают счастья и для
22025 Социалистические системы других; эта благожелательность распространяется
также и на домашних животных. Нет ничего
достойнее и полезнее; только впадение в
крайности, как, впрочем, и при всяком ином деле,
оказывается вредным. Хорошо, когда родители
любят своих детей, но плохо, когда они их
балуют. Теперь такие чувства
благожелательности часто стали перерастать в
сентиментальные мечтания, отсюда рождаются
утопии, по которым, если верить их авторам, на
нашей земле должно воцариться счастье.
Средства, предлагаемые для достижения такой
цели, в общем, очень просты. По существу, они
сводятся к изданию декрета об упразднении
определенных институтов, существующих наряду
с теми бедами, которые требуется устранить. В
силу рассуждения post hoc, propter hoc85 таким
институтам вменяют в вину то, что они – причина
этих бед. В обществе человек несчастен –
возвратимся к естественному состоянию, и он
будет счастлив. Жадные люди обожают золото:
ликвидировав золото, мы ликвидируем и
жадность. Брак имеет свои недостатки, так же как
и любой другой человеческий институт: давайте
перейдем от супружества к «свободной любви».
Пока элита полна сил и энергии, эти
разглагольствования встречают понимание
22026 Социалистические системы только в узком кругу литераторов, поэтов,
дилетантов, но когда элита приходит в упадок,
они оказываются свойственными значительной
части составляющих ее лицо.
Не следует путать великодушие сильного с
низостью слабого. Способность защищать свои
интересы и собственные права наряду с
достаточно развитым умением владеть собой,
проявляя снисхождение и великодушие к другим
людям, останавливая себя именно в тот момент,
когда могут быть нарушены права и интересы
других людей, – это то, что свойственно сильному
человеку. Напротив, отсутствие мужества,
необходимого для самозащиты, отказ от
сопротивления, готовность сдаться на милость
победителя, более того – предел низости –
готовность помогать врагу добиваться победы –
это качества, отличающие слабого и
деградировавшего человека. Такой индивид
заслуживает только презрения, и общему благу
послужит его скорейшее исчезновение. Как мы
видели, главный симптом упадка – ослабление
мужества и душевной твердости – качеств,
необходимых для ведения борьбы за жизнь.
Наряду с этим он развивает в людях извращенные
вкусы, побуждает их искать для себя новые,
странные утехи. ‘Среди них есть одна, особенно
22027 Социалистические системы часто отмечаемая во времена упадка, по крайней
мере, среди наших народов. Люди с упоением
унижают себя, испытывают радость оттого, что
они деградируют, высмеивают тот класс, к
которому принадлежат сами, глумятся надо всем
тем, что раньше пользовалось уважением. В эпоху
упадка римляне опускались до уровня
комедиантов и шутов. Уже при Тиберии
сенаторам было запрещено посещать дома
комедиантов, а всадникам – появляться в
общественном месте в окружении шутов86.
Домициан изгнал из Сената знатного квестора за
то, что тот имел пристрастие к пантомиме87.
Были римские матроны, добивавшиеся внесения
себя в списки проституток88. Нет необходимости
вспоминать про нравы французской знати конца
XVIII в. Тем, у кого после знакомства с ними по
книгам появится желание увидеть их воочию,
достаточно понаблюдать за жизнью
незначительной части высшей буржуазии в наше
время. Высшие классы конца XVIII в. –
приходили в полный восторг, слушая, как на
сцене их высмеивали герои комедии Бомарше;
теперь можно видеть, как в некоторых странах
буржуазия осыпает золотом тех авторов, которые
в театрах ежедневно оскорбляют ее, обливают
грязью судейские мантии, очерняют то, что
22028 Социалистические системы является опорой общества. Она зачитывается
гнусными книгами, по сравнению с которыми
«Сатирикон»89 покажется невинным сочинением,
и в которых она подвергается грубым нападкам.
Не только неприкрытая пошлость привлекла их к
литературе подобного сорта, но и извращенное
желание видеть, как втаптывается в грязь то, что
ранее почиталось, как расшатываются основы
социального порядка. Фривольности на
театральной сцене вновь притянули основное
внимание деградирующего общества, которое
утратило остатки чувства собственного
достоинства.
Один судья, выступая на процессе, отважился
упрекнуть тех, кто не приходит в восторг от
свободной любви матерей-одиночек, и был
встречен аплодисментами дилетантов, которые
пришли бы, однако, в отчаянье, если бы их
дочери и сестры последовали этому
«замечательному» совету. Поскольку закон
допускает развод, некоторые люди, прибегая к
уникальному, неподражаемому софизму, уверяют,
что тот, чьи симпатии остаются на стороне
женщины, не желающей использовать данное
право, является лицом, оскорбляющим закон и
«республиканский дух». Однако и в античном
Риме встречались женщины, которые в течение
22029 Социалистические системы всей своей жизни не слушали подобных советов,
хранили верность мужьям и гордились тем, что
были замужем только раз, причем
деградировавшее общество отнюдь не было
склонно видеть в этом оскорбление
законов90. Высшие классы полагают, что они без
опасности для себя могyт продолжать свои игры в
духе социализма; впрочем, если они порой и
признают наличие какой-то опасности, то
считают ее очень I незначительной. Она только
придает этому спорту большую остроту
ощущений и особое удовольствие.
Все это сопровождается елейной
сентиментальностью. Тому, кто купается в
роскоши, порой приятно порассуждать о нищете.
Автор «Сатирикона», наверное, пародировал
некоторые аффектации подобного рода, когда в
уста Трималхиона91 вкладывал следующую речь:
«Друзья мои! Рабы – тоже люди. Когда-то они
были вскормлены тем же молоком, что и мы. Но
такова их судьба: они попали под гнет»92.
Однако перед этим тот же Трималхион не
моргнул и глазом, услышав, что его раб
Митридат распят, потому что он хулил
гения-хранителя93 своего, хозяина. Богатые люди,
материально поддерживающие в наши дни те
институты, в которых обучают тому, что
22030 Социалистические системы богатства буржуазии нажиты неправедными
путями, что их следует у нее отнять, по меньшей
мере, непоследовательны. Если они
действительно считают, что эти узурпированные
богатства должны принадлежать обществу, то им
следовало бы их полностью возвратить ему, не
оставив себе и малой доли. Не странно ли звучат
декламации против «капитала» со стороны людей,
живущих исключительно на прибыль,
получаемую с него? Те, кто заявляет о правах
рабочих на получение всего продукта их труда, в
подавляющем большинстве не только не
принадлежат к числу рабочих, но, более того,
никогда не изготовили ни одной полезной вещи
своими руками. Quis tulerit gracchos de seditione
querentes?94
Недостаток душевной твердости еще яснее
виден в абсурдных проявлениях милосердия по
отношению к преступникам. Впрочем,
преступниками нередко являются
деградировавшие индивиды, чем, возможно, в
определенной мере объясняется проявленная к
ним сейчас благосклонность, поскольку
деградировали также и многие представители
элит, пребывающих в состоянии упадка.
Если один индивид убил или попытался убить
другого индивида, то жалость наших
22031 Социалистические системы филантропов направлена только в сторону
убийцы. Никто не скорбит о жертве, но
беспокоятся об убийце. Не слишком ли сурово
обошелся с беднягой суд? Как он, несчастный,
вынесет «моральные муки»? Скоро ли вернут его
в общество, где он сможет открыто возобновить
свои «подвиги»?95 Бедные воры также получили
свою долю от этой безграничной жалости, на
которую обворованные, очевидно, уже не имеют
никакого права, дошли до того, что готовы
заявить о праве – в отдельных случаях – на
совершение кражи. Разумеется, человек, которого
крайняя нужда толкнула на кражу хлеба, достоин
некоторого снисхождения, по крайней мере, если
он попал в эту прискорбную ситуацию не по
своей воле или неумышленно; но разве не
заслуживает внимания булочник, у которого была
отобрана его собственность? Если все
нуждающиеся станут уносить его хлеб, то он
разорится и впадет в нищету вместе со своей
семьей. Представим на миг, что общество возьмет
на себя обеспечение хлебом всех нуждающихся. В
таком случае, почему только булочникам следует
оплачивать долги всего общества? Но бесполезно
пытаться вразумить людей, охваченных манией
сентиментальности.
Другой источник пристрастия элит к
22032 Социалистические системы социализму коренится в интересе части их
представителей. Ни один социальный класс не
бывает однородным, внутри него всегда есть
соперничество, и одна из партий, которая при
этом формируется, может искать опору в низших
классах. Это достаточно общее явление. Почти
все революции имели своими руководителями
перешедших из старой элиты диссидентов.
Учения и религии в определенный момент
своего развития становятся средством
обеспечения господствующих позиций в
обществе, и тогда многие преобразования
оказываются не более чем делом, совершаемым
исходя из корыстных побуждений. Социализм не
сумел избежать действия этого общего правила, и
в некоторых странах он стал карьерой, к которой
готовятся посредством учебы и практических
занятий96. Среди индивидов, избравших этот
путь, одни стремятся добиться милостей от
правительства, другие желают занять места среди
законодателей или хотя бы в местном
управлении. Забастовки являются одним из
самых лучших условий для выдвижения
политиканов, подобно тому, как войны создают
условия для военной карьеры.
Пока христианство подвергалось
преследованиям, среди обращенных в эту веру, в
22033 Социалистические системы общем, не было других людей, кроме тех, кто был
готов жертвовать собственными интересами ради
своих убеждений. Так происходит и в наши дни в
отношении социализма в тех странах, где он
преследуется. Но как только христианство стало
господствующей религией, оно привлекло также
и тех людей, для которых религия была, прежде
всего, делом личной выгоды97. Это же
происходит сейчас в некоторых странах с
социализмом.
Кроме того, часто бывает так, что когда
учение находит много последователей, когда
соответствующие чувства распространяются
достаточно широко, кое-кто полагает, что было
бы неплохо использовать данное учение или эти
чувства в собственных целях, и, сохраняя его
внешнюю форму, по сути, совершенно изменить
его. Один из наиболее ярких примеров – то, как в
античном Риме Август ввел принципат, создав
видимость соблюдения республиканской формы.
Эволюция религий дает немало такого рода
примеров. В начале и в первую половину XIX в.
высшие классы пытались подавить
социалистическую идею; теперь они пытаются
использовать ее. В скором времени трудно будет
найти кого-нибудь, кто бы ни называл себя
социалистом. Есть христианский и
22034 Социалистические системы протестантский, а также католический социализм,
социализм по Толстому, немало видов этического
социализма, государственный социализм
республиканского, а также демагогического и еще
один – монархического толка,
империалистический социализм, особенно в
Англии, и разного рода анархические и
литературные социализмы.
Теперь в романах и комедиях дают решения
самых трудных экономических проблем,
разумеется, в социалистическом духе. Когда этот
энтузиазм пройдет, многие произведения нашей
литературы, вероятно, покажутся столь же
бессмысленными, пустыми и нелепыми, какими
представляются нам теперь некоторые
сентиментальные рассуждения конца XVIII в.
Не только интерес и расчет побуждают людей
к тому, чтобы становиться сторонниками учения,
но также дух подражания и многие иные
причины, среди которых не стоит забывать, в
рассматриваемом нами случае, о существовании
тех, кого именуют интеллектуальным
пролетариатом. Все эти обстоятельства вместе
создают то необычайно мощное течение, которое
увлекает за собой все, что оказывается на его
пути.
Научный социализм рождается из
22035 Социалистические системы потребности придать научную форму
гуманистическим стремлениям. Следует
учитывать, что в нашу эпоху научная форма стала
модной, так же, как в свое время была в моде
религиозная форма. Являясь очень значимым в
теоретическом плане, научный социализм имеет
намного меньшую практическую значимость.
Наука никогда не волновала массы и не вызывала
у них энтузиазма.
Похоже, что социализм до сей поры оказывал
более