Скачать:PDFTXT
Социалистические системы
влияние на высшие классы
общества, чем на его низшие классы. Не случайно
лидеры социалистов повсюду в Европе
рекрутируются в основном из буржуазии.
Теоретики социализма пришли не из рабочего
класса.
Ослабление в высших классах духа
сопротивления; более того, их постоянные
совершаемые неосознанно действия,
приближающие их конец, – одно из наиболее
интересных явлений нашего времени. Однако
такая ситуация вовсе не является исключением:
история демонстрировала немало подобных
примеров и, пожалуй, будет демонстрировать их
вновь и вновь до тех пор, пока будет
продолжаться процесс циркуляции элит, т.е. в тех
пределах, до которых можно распространять
22036 Социалистические системы наши предвидения будущего. Селинъи (Женева), 30 ноября 1901 г. Автор делает заключение, что среди шведской
знати такие симптомы вырождения, как
алкоголизм, неврозы, психические заболевания,
не отмечались «в более высокой степени, чем
среди населения в целом. Основатели дворянских
семей, собственно говоря, осуществляли
социальный отбор; хотя их потомство не
наследовало, с одной стороны, от них
естественных выдающихся качеств, оно, с другой
стороны, не демонстрировало упомянутых выше
признаков вырождения. Вырождение можно
проследить только в отношении способности к
деторождению: она уменьшается, а вместе с ней
падает и жизнестойкость детей… Причины этого
можно объяснять лишь чисто гипотетически… Их
можно видеть в излишней нагрузке на голову и
нервы вообще или в более изысканных
привычках… и разве те же виды вырождения не
проявляются всегда и повсюду в высших
классах?».: Отто Амман, Loc. cit. P. 210:
«Возвышение низших классов и в результате –
сельского класса, а также исчезновение высших
классов представляют собой тесно
22037 Социалистические системы взаимосвязанные явления в социальном, теле». И
далее (Р. 215): «Четкое функционирование
социальной машины осуществляется при том
условии, что низшие социальные слои
продолжают ее обильно снабжать материалом,
необходимым для обновления высших классов.
Если такого материала оказывается недостаточно,
ничем не поможет даже самая совершенная
организация». Лучше не скажешь.
Другие примеры приводит
С а л ь в е м и н и (Salvemini. Magnati e populanti in
Firenze. P. 24). Виллари рассказывает о дворянах,
которых нужда заставила заняться сельским
трудом. Графы Тинтиннано продали свой
родовой замок в Салимбене и с конца XIII в.
жили подаянием.
Сальвемини достаточно хорошо описал
борьбу между различными элитами, но не
распознал общие тенденции. В его работе можно
встретить немало интересных сведений, но он
глубоко заблуждается, полагая, что итальянские
коммуны не обладали экономической свободой и
не могли быть обязаны ей своим процветанием.
Самые процветающие итальянские республики –
Венецианская и Флорентийская – не только
выпускали наиболее ценившуюся в то время
монету и практически не чинили препятствий для
22038 Социалистические системы получения любых денежных ссуд, но и, чего
никто не станет отрицать, вели очень широкую
торговлю со многими странами. Это доказывает
то, что там не вводилось действенных
ограничительных мер в отношении внешней
торговли. Мерой реальной свободы внешней
торговли выступает ее общий уровень. Целью
протекционистской, или запретительной,
системы, как раз и оказывается сокращение такой
торговли. Эта система тем действеннее, чем
лучше при ней удается добиться названной цели.
В гл. XV будут показаны другие ошибки
подобного же рода, возникающие из-за
стремления к упрощенному рассмотрению вещей
и из-за подмены качественных связей
количественными».
То, что Люшер называет «трансформацией в
демократическом направлении», было просто
приходом новой элиты.
Быть может, люди споют что-нибудь в том же
роде после социальной революции, которая
готовится в настоящее время. Что публику так привлекает, Ее восторги вызывает? – Выступает артист Моле Иль обезьяна Николе. Генералы, шлюхи, дипломаты, 22039 Социалистические системы Видные писатели и прелаты, Знатные дамы и адвокаты – Все оказались в кураже И берут с собой драже. Выступает артист Моле, Иль обезьяна Николе. Кто в наши дни отважится сочинить столь же
дерзкие стихи о комедиантах?
Этот хорошо разрекламированный
законопроект был представлен в Палате
парламента, и его в соответствии с
сентиментальной фразеологией нашей эпохи
назвали «законом о прощении». Он был нацелен
на то, чтобы избавить судей от печальной
необходимости применять к «дорогим» злодеям
меры, предусматриваемые уголовным
законодательством. Это было чистой воды
лицемерие; никто не отважился пока открыто
выступить за отмену таких мер; это позволяло
судам стремиться к дешевой популярности. Это
уже хорошо; мы, однако, будем иметь еще
большую толпу людей, упражняющихся в
сообразительности, соревнующихся друг с другом
в поиске мер, еще более благоприятных для
преступников.
22040 Примечания 1 Примечания
  • Текст приводится по изданию:
    Теоретическая социология: Антология. – М.:
    Университет, 2002.
    Перевод с итальянского А. А. Зотова. 1Перевод сделан по: Pareto V. I sistemi socialisti.
    Torino: UTET, 1951. 2 Л. де Соссюр в работе «Le point de vue
    scientifique en sociologie» (Revue scientifique,
    12.01.1901) очень хорошо заметил, что «в наши
    дни социологические науки пока пребывают в
    начальной фазе: возникнув совсем недавно, они
    еще не освободились ни от сентиментального, ни
    от утилитарного взгляда на вещи». Но ему
    следовало бы добавить, что в отдельных работах
    по социологии, которые, к сожалению, пока
    встречаются крайне редко, уже началось ее
    избавление от этих наваждений. Правда, есть и
    противоположная тенденция, которая появилась
    благодаря позитивизму и поддерживается
    религиозными чувствами и социалистическими
    настроениями. С другой стороны, заметен
    прогресс (в чисто научном смысле в области
    22041 Примечания 2 политической экономии. Такие работы, как
    «Phisica Mathematica» Ф. Л. Эджуорта, «Principi di
    economia pura» Маффео Панталеоне,
    «Mathematical Investigation on the theory of value
    and prices» Ирвинга Фишера и т. д. написаны
    исключительно с научных позиций. Аналогичную
    попытку представляет собой и мой курс (Cours
    d’economie politique // Pareto V. Oeuvres completes.
    V. I. Geneve: Librairie Droz, 1965. В первом томе,
    опубликованном в 1896 г., я утверждаю: «Все
    трактаты по политической экономии в основном
    построены как исследования офелимите и
    исследования полезности». 3 Tito Livio. VI. P. 34. 4Duruy. Hist, des Remains. I. P. 262.
    «Приближавшаяся революция совершилась не от
    ревности женщины, так же, как похищение Елены
    не явилось причиной Троянской войны; она была
    последним актом борьбы, продолжавшейся сто
    двадцать лет и не прекращавшейся ни на один
    день». 5R. van Ihering. «L ‘esprit du droit remain»
    прекрасно оценивает данное правило
    применительно к праву: «Если бы мы даже знали
    22042 Примечания 3 в совершенстве все эти нормы права, то мы все
    равно не имели бы еще точного образа их права,
    свойственного данной эпохе. Это только
    позволило бы нам установить, что данная эпоха
    отличалась ее правом, но не давало бы знания
    самого права… Предстает парадоксальным
    стремление раскрыть правовую систему спустя
    огромное время после того, как она перестала
    существовать. Но неужели это дело и вправду
    настолько рискованное? Ведь немало
    исторических событий было впервые понято
    лишь спустя длительное время после того, как
    они произошли». (Introd., Tit. II, cap. I, §3.) 6 Эту концепцию я развил и дал некоторые
    приложения в «Un’applica-zione di teorie
    sociologiche» (Rivista italiana di sociologia. Roma,
    luglio – agosto, 1900). 7R. von Ihering. «L’esprit du droit remain. Introd».
    Tit. II, cap. I, § 3. «Как ни велики были
    способности и мастерство практикующих
    юристов классического периода, однако и в их
    времена существовали те юридические правила, о
    которых они не ведали и которые впервые были
    выявлены благодаря современному
    правоведению. Я называю их скрытыми (latent)
    22043 Примечания 4 нормами права «Разве это возможно?» – спросят
    нас, оппонируя тем, что для применения таких
    норм необходимо их знать. Вместо ответа мы
    можем ограничиться ссылкой на законы языка.
    Тысячи людей каждодневно применяют эти
    законы, о которых они никогда и не думают и
    которые даже специалист не всегда вполне
    отчетливо представляет себе; но то, что остается
    непонятым, восполняется чувством,
    грамматическим инстинктом». J. Bentham.
    «Tactique des assemb. polit. suivie d’un traite des
    soph, polit.» II. P. 228: «Но может быть,
    побудительные мотивы, которые непрестанно
    воздействуют на человеческий ум, остаются
    тайной для него самого? Да, несомненно, может
    быть, нет ничего более простого; нет ничего
    более обычного – и привычного: так нередко мы
    говорим, употребляя слово «более»
    применительно к тем вещам, которые не
    являются неизвестными, о которых хорошо
    знают». 8Grote. «Hist, de la Grece». t. VI, cap. VI.
    Рассуждая о Пифагоре, этот автор заявляет, что
    его не следует рассматривать «как лицемера и
    обманщика, поскольку опыт вроде бы
    подтверждает, что если в определенные эпохи
    22044 Примечания 5 человеку нетрудно было убедить других людей в
    правильности того, что его воодушевило, то еще
    проще ему было убедить в этом самого себя». Два
    человека при изложении одного и того же факта
    могут представить две очень разные его версии,
    совершенно не желая ввести нас в заблуждение.
    Просто они его видят через призму своих
    страстей и предубеждений. 9Erod. VII, 143. Геродот. История. Перевод
    шестой и седьмой. Киев. Южнорусское
    издательство Ф. А. Иогансона. 1896. 10Кое в чем верны упреки, высказанные Ницше в
    адрес философов: «Все они дружно претворяются
    людьми, якобы дошедшими до своих мнений и
    открывшими их путем саморазвития холодной,
    чистой, божественно беззаботной диалектики (в
    отличие от мистиков всех степеней, которые
    честнее и тупее их, – эти говорят о
    «вдохновении»), – между тем как в сущности они
    с помощью подтасованных оснований защищают
    какое-нибудь предвзятое положение, внезапную
    мысль, «внушение», большей частью
    абстрагированное и профильтрованное сердечное
    желание». (Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //
    Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль. 1990. С.
    22045 Примечания 6
  1. – Прим. перев.). Сорель (Sorel G. Les aspects
    juridique du socialisme // Revue socialiste. November
    1900), комментируя одно из рассуждений
    Пеккера, отмечает: «Это рассуждение производит
    сильное впечатление, поскольку рассчитано в
    гораздо большей мере на наше поэтическое
    восприятие, чем на наш критический и научный
    взгляд». 11 Этот способ видения очень хорошо
    резюмирован Гербертом Спенсером: «Идеи не
    правят миром и не преобразуют его: мир движим
    и преобразуем чувствами, по отношению к
    которым идеи выступают лишь в роли
    проводников. Социальный механизм, в конечном
    счете, опирается не на мнения, но почти
    полностью на его характер». «Социальная
    статика», глава XXX; воспроизведено в
    «Классификации наук». G. Le Ban. Lois psych, de
    1’evol. des peuples. P. 30: «Характер народа, но не
    свойства его ума, определяет его развитие в
    истории и устанавливает его судьбу… Влияние
    характера господствует в жизни народов, в то
    время как влияние интеллекта на самом деле
    очень слабое». Эти суждения не лишены
    оснований, однако есть в них и преувеличение.
    Стремясь избежать часто встречающейся ошибки,
    22046 Примечания 7 Лебон явно впадает в противоположную
    крайность. Чтобы обосновать свои ут-;
    верждения, он добавляет: «Римляне во времена
    упадка обладали более утонченным интеллектом,
    чем их грубые предки, но они утратили прежние
    свойства характера…». Это утверждение
    полностью расходится с фактами. Как можно
    говорить, что современники императора
    Граци-ана и Сидония Аполлинария отличались
    «умом столь же тонким», как и современники
    Цезаря и Цицерона, или Августа и Горация?
    Римляне эпохи упадка были не в состоянии даже
    грамотно писать на латинском языке. Какой
    «характер» он в этом усмотрел? Разумно ли будет
    полагать, что Авсоний отличался «столь же
    тонким умом», что и Вергилий? Мы обратились к
    эпохе Августа потому, что она была тем
    временем, когда могущество Рима достигло
    своего апогея. 12 См. в гл. IV. 13 См. нас. 14. 14 L. de Morrens (L. de Saussure). Les milieux et les
    races, fevrier 1901. P. 41: «Одна из газет, стремясь
    просветить читателей насчет событий в Китае,
    22047 Примечания 8 изложила им учение Фэн-Шуй. Сможет ли
    публика лучше понять поведение китайцев после
    этого чтения? Оно, несомненно, даст им новое
    видение различий между китайской культурной
    средой и нашей, но почти не дает информации о
    причинно-следственных отношениях между
    верованиями и поведением китайцев, поскольку
    читатель, ознакомленный с этим учением, будет
    судить о Фэн-Шуй как о доктрине, т. е. в
    логическом аспекте… и попытается объяснять
    поведение китайцев исходя из логики этого
    учения. Но это учение крайне алогично;
    следовательно, читатель на основе такой
    информации получит комичное впечатление о
    китайской цивилизации, вместо того чтобы лучше
    понять ее неколебимую устойчивость. Суждения,
    обусловленные логической слабостью учения
    Фэн-Шуй, разумеется, не будут неточными как
    таковые, поскольку логика, бесспорно, входит в
    концепцию, представляя собой ту ее часть,
    которая определяет ориентацию чувств. Однако,
    когда люди пытаются дать объяснение поведения
    исходя только из логики концепции, забывая о
    том, что такое объяснение следовало бы давать
    прежде всего
Скачать:PDFTXT

влияние на высшие классыобщества, чем на его низшие классы. Не случайнолидеры социалистов повсюду в Европерекрутируются в основном из буржуазии.Теоретики социализма пришли не из рабочегокласса.Ослабление в высших классах духасопротивления; более того,