Скачать:PDFTXT
Социалистические системы
исходя из чувств китайцев,
упускается главное. Об этих чувствах не узнать ни
за счет интуиции, ни из рассмотрения содержания
22048 Примечания 9 только самой концепции». 15Таков общий смысл широко распространенной
интерпретации, имеющей, впрочем, реальную
опору во фрагментах из работ Маркса и Энгельса.
Но существуют и прямо противоположные их
толкования. См. гл. XVI. 16Спартанцы верили в то, что их долг – не
отступать перед врагом. Это и есть принцип X.
Он имел немало следствий, которые были для
Спарты благоприятны, он вдохновил героев
Фермопил, о которых Симонид сказал, что они
пали, чтобы исполнить законы Спарты. См.:
Anth., Epigramm. sepul., 249. Ω ξετυ αγγειλου
Λακεδαιµούιοις οτι τηδε κείµεθα τοτς κειυωυ
ρµηασι πειθόµευοι Однако следование этому
принципу чуть было не привело к печальному
исходу в битве при Платеях. Амонфарет не желал
совершать стратегический маневр, который ему
приказывал выполнить полководец Павсаний,
поскольку это движение требовало отступления
перед врагом! Чтобы убедить его, Павсаний,
вероятно, исчерпал все средства казуистики, и
наконец прямо назвал безумием и безрассудством
следование этой упрямой и жесткой логике: «О Ο
σε µαιυόµευου και ού φρευήυρεα καλέωυ εκετυου»
22049 Примечания 10 Erod., IX, 55, 3. 17Renan. Marc Aurele. P. 601: «Именно богач
оказывался в положении жертвы. В церковь
вступало мало богатых людей, и их положение в
ней было одним из самых трудных. Бедные,
принимая евангельские пророчества на свой счет,
гордились этим и вели себя так, что это могло
показаться надменным. Богатый должен был
каяться в своем богатстве как нарушитель духа
христианства».
Случай, связанный с первым таким
персонажем, утешает. Оставаться христианином
было для него столь же нелегко, как, наверное,
теперь непросто быть социалистом для
Мильерана, ставшего членом «буржуазного»
министерства Александр Мильеран (1859–1943) –
французский социалист-реформист, первый в
истории социалист, ставший министром. В
правительстве, сформированном 22 июля 1899 г.
и возглавленном Вальдек-Руссо, Мильеран
получил портфель министра торговли и
промышленности, за что в 1904 г. он был
исключен из Французской социалистической
партии.
Не один богатый христианин начального
периода развития христианства, должно быть,
22050 Примечания 11 испытывал терзания, аналогичные тем, которые в
наше время мучают Жореса, позволившего
дочери подойти к первому причастию. Что дало
повод утвердиться социалистической казуистике. 18Г. Буасье (Bolster. La religion romaine. II. P. 98)
отмечает, что стоики «сочиняли книги, в которых
они трактовали случаи сознания, и они могут
быть причислены к первым подлинным
создателям казуистики». Он ошибается,
казуистика появилась значительно раньше. В
«Ипполите» Еврипида есть строки: «Клялись мои
уста; мой дух не клялся». Эта мысленная оговорка
отнюдь не обескуражила бы автора «Писем к
провинциалу». Аристофан говорит о ней так
(Tesmof., 275–276), как Паскаль сказал бы о
словесной увертке иезуита. Впрочем, и греки, и
римляне были мастера таких вывертов и
превосходно умели увиливать от выполнения
стесняющих их обязательств. Некоторые
сектанты, наши современники, наивно полагают,
что принцип «цель оправдывает средства»
изобретен иезуитами. Он так же древен, как и
мир. Даже «божественный» Платон не
пренебрегает им (Государство, 459, с, d). Он
говорит о том, что «правителям часто требуется
прибегать ко лжи и обману», и тотчас
22051 Примечания 12 напоминает, что как он уже показывал,
«подобные вещи полезны, когда они
используются как средство лечения». 19 См. Cours 20В отношении художественной литературы
ритмичность движения замечена и хорошо
описана Ренаром. Renard. G. La metode scientifique
de 1’histoire litteraire. Paris, 1900. 21 См. ГЛ. VI. Эти строки звучат так, словно они написаны о
22
Франции наших дней. 23Civilisation et moeurs romaines, trad. Di C.Voget,
IV. P. 167. 24Lausanne, 1896 et 1897, Rouge editeur. При
ссылке на это издание я буду его обозначать
сокращенно – Cours. (Cours d’economic politique I I
Pareto V. Oeuvres completes. V. 1. Geneve: Librairie
Droz, 1965. 25Доказательство может быть дано только с
привлечением математики. Оно приводится в
22052 Примечания 13 Cours. Гл. П. § Интересна статья Р. Бенини:
Benini. R. Gerarchie social! (Rivista italiana di
sociologia. Roma, gennaio, 1899). Интересные
наблюдения, относящиеся к элитам, встречаются
в работе Новикова (Novikow. I. Conscience et
volonte sociale). См. гл. XXX 1-й части
великолепной работы Отто Аммона L’ordre social.
Вся она заслуживает внимательного чтения и
осмысления. Аристотель, AGrjU. ПоАлт., 26,
отмечает, что в Афинах во времена реформ
Эфиальта партия власти сильно поредела от войн.
Каждая кампания сопровождалась гибелью от
двух до трех тысяч членов этой элиты. Война
Алой и Белой розы сильно выкосила
аристократию в Англии. Уже во времена
Феогония Мегарского можно видеть, как
нарождается новая элита и приходит в упадок
другая. Как и в средневековой Флоренции, и во
Франции XVIII в. и т. д. уже была элита
нуворишей. Феогоний пишет: «Человек из
знатной семьи не отказывался от женитьбы на
дочери человека более низкого происхождения,
если тот имел много денег» (185-186); «Богатство
перемешивает один род с другим» – «πλουτος
έµιξε γέυος» (190). Боккаччо представил нам
образ Жоржа Дандена, флорентийца,
разбогатевшего торговца, который женится на
22053 Примечания 14 женщине из старой элиты (Boccaccio, VII, 22). Об
этом было известно во все времена как
литераторам, так и ученым. Якоби (цит. по:
Lapouge. Les selections sociales. P. 474)
«доказывал, что любая аристократия в конце
концов вырождается, кончая свой путь неврозами
и расстройствами психики». Здесь есть
преувеличение, хотя, по сути, сказано верно. В
XII томе Бюллетеня Международного
статистического института (Bulletin de 1’Institut
international de statistique) содержатся ценные
исследования П. Е. Фальбека, посвященные
шведскому дворянству. В них приводится
таблица с данными о сохранении семей. Таблица Сохранившиеся семьи 26 Горе побежденным (лат.).. 27 См. Гл. X 28Отто Амман, Loc. cit. P. 209: «Таким образом,
понятно, что сельский класс имеет большое
значение для государства и общества. Сельский
класс должен, в итоге, поставлять материал,
требующийся для рекрутирования во все другие
22054 Примечания 15 классы, которые не в состоянии поддерживать
себя самостоятельно». Однако надо добавить, что
в Англии и в Америке современная
промышленность также создала рабочие классы,
способные формировать элиты, такие как рабочая
элита трейд-юнионов. 29Renan. L’eglise chret. P. 96: «Все исправлялись…
Облегчение участи страдающих стало предметом
всеобщей заботы. Жестокую римскую
аристократию сменяла аристократия провинций с
ее честными людьми, радеющими об общем
благе. Сила и высокомерие уходили из античного
мира: люди становились лучше, мягче, терпимее,
гуманнее. Как это всегда бывает,
социалистические идеи опирались и на такие
широкие гуманистические течения и настроения,
которые подготавливали почву для прихода
социалистических идей…»
Taine L’ancien regime. P. 242: «В конце XVIII
века среди высшего и даже йреднего класса
присутствовал страх перед кровопролитием:
мягкость нравов и идиллическая мечтательность
притупляли готовность к борьбе. Магистраты
повсеместно забыли о том, что поддержание
порядка в обществе есть несравнимо большее
благо, чем жизнь горстки злоумышленников и
22055 Примечания 16 безумцев, и что первоочередная задача
правительства и жандармерии состоит в охране
порядка с использованием силы».
Le Bon. Psych, du social. P. 384: «Противники
новых варваров только и думают о том, как бы
им договориться с врагами и продлить свое
существование рядом уступок, которые вызывают
только презрение у противоположной стороны и
провоцируют ее на атаку». Не случайно эти три
цитаты говорят примерно об одном. 30 Sir Henry Summer Maine. Etudes sur 1’hist. Des
inst. Prim., trad. Fr. P. 337. Мэйн утверждает, что,
начиная с первых исследователей прогрессивного
развития юриспруденции «считалось, что может
иметься право, хорошее само по себе,
осуществление которого сталкивается с
многочисленными опасностями, право тех, кто
протестует на народном собрании, громким
голосом требует правосудия от короля, осаждая
городские ворота». Рассуждая о старинном праве
исландцев, от отмечает (Р. 51), что «отсутствие
каких-либо санкций часто оказывается одной из
главных трудностей, с которыми сталкивалось
мудрое бретонское право». Также и R. von Ihering
показывает, что в истории римского права была
«эпоха, когда потерпевшая сторона сама
22056 Примечания 17 реализовала собственное право». Мэйн в работе
«Etudes sur Гапс. Droit et la cout. Prim.», trad. fr. P.
521 отмечает: «Уважение к предписаниям
[судебной палаты. -В. П.] настолько сильно
вошло в жизнь… что суды редко нуждаются в
том, чтобы прибегать к физическому
принуждению, чтобы заставить подчиниться…
Безусловно, сила всегда стоит на службе у права,
но ее держат в резерве, так сказать потенциально,
что позволяет ей быть вне поля зрения». 31 Горе побежденным (лат.). 32Comment se resoudra la question sociale. Paris,
1896. 33Впрочем, довольно смутные представления о
том, что сельские классы создают элиты,
содержатся отчасти в общественном мнении,
выраженном Катоном. Catone. De re rustica: «At ex
agricolis et viri fortissimi et milites strenuissimi
gignuntur, maximeque puis que stuus stabilis
simusque consequitur, minimeque invidiosus:
minimeque male cogitantes sunt, qui in eo studio
occupati sunt». Относительно Афин Франкотт
(Francotte. H. L’industrie darts la Grece ancienne. II.
P. 327) справедливо отмечает: «Город вбирая в
22057 Примечания 18 себя из сельского населения те соки, которые
омолаживали его, и потребовалось немало
времени для того, чтобы эти соки были им
полностью поглощены. 34Согласно Лапужу (De Lapouge. Les selections
sociales. P. 87), это объясняется тем, что уже не
оставалось евгеников, людей из высшей расы.
Нам недостает фактов, чтобы принять или
отвергнуть такое мнение. 35 Diz. Daremb. Saglio. s.v. Gens. P. 1514. 36Niebuhr. Hist. Rom. trad. Fr., II. P. 153: «B 253 г.
до н. э. они [меньшие люди. – В. П.) вновь
захватывают вторую по значимости позицию
(консульские места. – В. 77), однако им теперь
уже доверяли не больше, чем они сами доверяли
общине, когда объединялись с прежними
угнетателями: им уже неоднократно не удавалось
вновь получить места, на которые они
претендовали». И далее (Р. 209): «Мы уверены,
что не ошибаемся, когда утверждаем, что
полному порабощению общин в 269 г.
препятствовало то, что значительная часть
олигархии, видя, что ее люди не прошли в
консулат, вступала в союз с общинами». Итак, это
22058 Примечания 19 как раз и есть В, объединяющиеся с С. Но как
только они добились того, к чему стремились, так
сразу обратились против С; Р. 211: «Все приводит
к мысли о том, что большие люди наконец
осознали последствия раскола, возникшего между
патрициями, и было достигнуто примирение,
которому уже ничто не препятствовало; с этого
момента именно меньшие люди стали проявлять
наибольшую неприязнь по отношению к
общине». То, что Нибур называет «общиной», на
самом деле было не чем иным, как новой элитой,
формировавшейся из B и С. Свидетельства таких
историков, как Нибур, Моммзен, Дюрюи и др.,
говорят в пользу нашей теории и ценны тем, что
эти специалисты, не ‘ зная нашей теории и даже
исходя из совершенно противоположных
концепций, не стали руководствоваться при
объяснении событий предвзятыми идеями и
искать аргументы в их пользу, но вынуждены
были подчиниться железной логике фактов. 37Тит Ливии, III, 65: «Quiescenti plebi ab
junioribus patram injuriae fieri coeptae». He следует
переводить «junioribus patrum» как «юные
патриции». Речь идет о меньших людях. 38 Бело пишет (Belot. E. Hist, des chevaliers rom.
22059 Примечания 20 Paris, 1873. II, 8): «Bo Франции еще не привыкли
смотреть на борьбу, которую вели плебеи сначала
против патрициата, затем – нобилитета, как на
борьбу между двумя аристократиями, почти в
равной степени заносчивыми и
могущественными. Трудно представить, однако,
что она могла оказаться другой». 39Niebhur. Hist. Rom. I. P.550. Он рассуждает об
ирландцах и сравнивает их с римлянами. 40 Niebhur. Ibid. P.551. 41 Mommsen. Hist. Rom. II, P.16. 42Donativum (лат.) – денежные подарки от
Цезаря. 43Mommsen. Op. cit. II. P. 35. Термины:
«угнетаемые» и «угнетатели» здесь излишни. Речь
идет только о новой элите, которая приходит к
власти. Количество сенаторов-плебеев стабильно
постоянно увеличивалось. Старая аристократия
исчезала, и ее место занимала новая
аристократия. Согласно Виллемсу (Willems. Le
senat de la republique romaine, в 179 г. до н. э. из
314 сенаторов 98 были патрициями, а 216-
22060 Примечания 21 плебеями. Как утверждает Нибур (III. Р. 280),
«Сулла не мог вновь ввести в действие
конституцию, существовавшую до принятия
законов Лициния, поскольку семьи патрициев в
значительной части угасли, а плебеи стремились
извлекать выгоду из его системы». 44 Duruy. Hist, des Rom. I. P. 223. 45 Mommsen. Hist. Rom. II. P.
Скачать:PDFTXT

исходя из чувств китайцев,упускается главное. Об этих чувствах не узнать низа счет интуиции, ни из рассмотрения содержания 22048 Примечания 9 только самой концепции". 15Таков общий смысл широко распространеннойинтерпретации, имеющей, впрочем, реальнуюопору