Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Трансформация демократии
плутократия подвергается боль­
шим опасностям, но везде и всегда в ее арсенале есть масса уловок,
позволяющих обратить себе на пользу внешне безнадежные обстоя­
тельства. Она притворно уступает своим противникам, намереваясь
вернуть себе с помощью ухищрений то, что было отнято силой; она
обходит препятствие, которое не может преодолеть в лоб, и как пра­
вило, решает свои проблемы за счет вкладчиков и рантье — кротких
овечек, вполне пригодных для стрижки. У нее есть множество обход­
ных путей: создание огромных государственных долгов, которые за­
ведомо не будут оплачены, мобилизация капиталов, грабительские
налоги, отнимающие доходы у тех, кто не занимаются спекуляциями,
 погашаются не за счет увеличения трудовых усилий и изготавливаемой про­
 дукции, а за счет их уменьшения. Мимоходом заметим, что пока что излише­
 ства не очень сократились; скорее старых богачей сменили новые, накопите­
 лей—спекулянты. На эти крючки клюет немало народа; простофили никогда
 не переведутся.

40
Следует обратить внимание на народные выступления в южных провинци­
ях против буржуазии, дворян, которые были бурными в I86O-M И несколь­
ко последующих лет, более или менее умеренными в правление плутокра­
тии, а теперь переживают новый подъем, хотя и в ином, более мирном виде,
как можно судить по народникам. Они составляют заметную силу, угнетенную
центральной властью и проявляющую себя по мере ее ослабления. Это чрез­
вычайно важное явление, которое превосходит своим значением парламент­
ские дрязги и комбинации.

                                                                       65

ВИЛЬФРЕДО ΠΑΡΕΤΟ

законы против роскоши, бесполезность которых уже многократно
доказана историей, и тому подобные меры, направленные главным
образом на обман масс.
В Италии проект закона депутата Фальчони 41 о латифундиях
и земельных концессиях для крестьян нанесет нашей плутократии
не больше ущерба, чем нанесли его римской плутократии аграрные
законы Гракхов, если не считать быстро пронесшейся бури. Боль­
шую опасность могут представлять планы народников 42 по увели­
чению количества мелких собственников (если они осуществятся),
поскольку именно этот сельскохозяйственный класс является един­
ственным грозным противником плутократии.
До тех пор пока накопление сбережений не претерпит серьезно­
го урона, продажа хлеба по заниженной цене, предоставление деше­
вого жилья и другие благодеяния, оказываемые плутократией своим
союзникам и подданным, не помешают ей отхватывать жирные кус­
ки, как и те хлебные законы, которые принимала Римская республи­
ка, а вслед за ней в еще более широких масштабах империя.
Это сходство обстоятельств и шагов отнюдь не случайно, поэтому
оно будет наблюдаться в дальнейшем, так что упадок римской плуто­
кратии может послужить хотя бы отчасти прообразом будущего на­
шей плутократии.
Очевидно, что мы находимся сейчас в точке, которая позволяет
проводить прямую аналогию с положением римской плутократии
на закате республики. В высшей степени вероятно, исходя в том чис­
ле из подобных же циклов, наблюдавшихся в другие эпохи и в других
странах, что после прохождения вершины начнется спад.
Эта констатация мало что дает, хотелось бы знать больше; но луч­
ше знать мало, чем ничего, и сегодняшнее недостаточное знание
не исключает, а наоборот, подводит к завтрашнему более полному
знанию. И только экспериментальная наука может быть надежным
проводником к нему.

41
Альфредо Фальчони (1868-1936) —депутат парламента левой фракции с 1900
по 1924 г., заместитель министра внутренних дел с 1911 по 1914 г., затем министр
сельского хозяйства и юстиции в правительстве Нитти. С 1929 г · сенатор.—
Прим. итал. ред.
42 Итальянская народная партия (Partito Popolare Italiano)— партия христиан-
ско-демократического толка, основанная в 1919 г · упоминаемым в книге доном
Л.Стурдзо. — Прим. перев.

66
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ

IV. ЧУВСТВА
В предыдущей главе мы рассматривали конкретный пример того, ка­
ким бывает действие чувств. Теперь нам следует обратиться к ним са­
мим, поскольку именно в них кроется суть феномена.
Сами чувства скрыты от нас, мы можем судить о них только по до­
ступным нашему наблюдению внешним проявлениям 43 . Наша задача
требует не задерживаться на качественной стороне этого предмета
и исследовать, насколько это возможно, его количественную сторо­
ну. С точки зрения логико-экспериментальной науки мнение одного
индивида может быть очень существенным, но с точки зрения дости­
жения социального равновесия оно практически равно нулю. В во­
просах небесной механики мнение Ньютона перевешивает мнение
миллиона его тогдашних сограждан, но с точки зрения оценки эко­
номического и социального состояния Англии имеет значение лишь
последнее.
При поверхностном взгляде на сегодняшнее общество мы раз­
личаем отдельные токи мнений, высвечивающих чувства и интере­
сы, т.е. те силы, которые воздействуют на социальное равновесие.
В этом качестве их и следует изучать, не уделяя излишнего внимания
наружности и исключительным случаям, малопонятным с точки зре­
ния разума и опыта. В этих случаях эмоции принимают форму рели­
гии, в промежуточных ситуациях—метафизическую и псевдоэкспе­
риментальную форму, но общим для них является желание прибли­
зиться к абсолюту и не подчиниться стечению обстоятельств.
Тому, кто склонен к такому образу мысли, чужды сомнения и труд
научного изыскания; он может определенно судить обо всех переме­
нах в обществе с помощью некоторых априорных принципов, пред­
лагаемых этикой, метафизикой, теологией. Такова современная за­
щита права и справедливости 44 , привилегией на которую пользу­
ются теперь не без выгоды для себя некоторые люди, уподобляясь

43
См. «Социологию», §1767 и след., §178 и след., §2083.
44
Когда 8 июня Ллойд Джордж пытался оправдать в палате общин перемену свое­
го отношения к Советской России, то, желая говорить без обиняков и несколь­
ко отстраняясь от моральной стороны дела, он заявил: «Если бы Англия
не желала иметь сношений с людьми, повинными в жестокости, разве стоя­
ла бы она на первом месте в мире по торговым связям с каннибалами?» Пре­
красно, но похоже, что компания каннибалов не самая подходящая для защит­
ников права и справедливости. Немало государственных мужей уподобляется
Ллойд Джорджу, на словах, правда, не выражаясь с такой же, как он, прямотой.

                                                                          67

ВИЛЬФРЕДО ΠΑΡΕΤΟ

в этом мусульманам, единственным приверженцам истинной веры,
ради распространения коей Бог позволил им захватывать обширные
территории, впоследствии, увы, утраченные. Таково роковое наступ­
ление демократии, правящей всем миром и приверженной «свято­
сти пролетариата», в которую вдруг уверовало множество народу—
кто искренне, кто из корыстных побуждений, но все они изрыгают
анафемы против творений ума, как поступали и первые христиане
в отношении языческой литературы и науки; таков патриотизм, ко­
торый сперва вооружал друг против друга соседние города—Спарту
против Афин, Флоренцию против Пизы, а затем побуждал к войне
целые нации, вдохновляя империализм. Такова, наконец, неприкос­
новенная гуманность, появляющаяся еще в патриотическом обличье
уже в рассуждениях Исократа 45 , а затем, освобождаясь хотя бы отча­
сти от телесных покровов, как Беатриче перед Данте, возрождаю­
щаяся в многочисленных, но пока безуспешных попытках провозгла­
сить всеобщий мир; из них заслуживают упоминания призывы Кан­
та, а сегодня их венчает многообещающая Лига наций.
Мы будем рассматривать все эти идеи и теории извне, не поддава­
ясь соблазну одобрять или осуждать их, а тем более защищать или оп­
ровергать, пропагандировать их или бороться с ними; мы толкуем
о фактах и стараемся постичь их связь, не более того.
Среди адептов всех религий есть те, кто отличается пылкой и искрен­
ней верой, те, кто верит добросовестно, но не столь рьяно, те, кто со­
мневается и склонен к скептицизму, те, кто не очень верит и вынужден
прибегать к лицемерию, есть чистые притворщики и явные ханжи.
Для тех, кто поддается эмоциям, наличие лицемеров среди ве­
рующих является аргументом для отрицания данной религии, часто
для ее осуждения; но для того, чьи рассуждения основаны на опы­
те, это признак могущества веры, ибо притворяться заставляет ис­
тинная преданность ей большинства. В этом смысле очень правди­
ва новелла Боккаччо, в которой рассказывается об израэлите, пе­
решедшем в католическую веру вследствие того, что ее не смогли
разрушить дурные поступки римских прелатов. Сегодня верным при­
знаком могущества демократической веры является наличие у нее
множества притворных последователей, а об упадке аристократиче­
ской веры свидетельствует их полное отсутствие. Давно замечено,
что ереси возникают, когда религия процветает и полна жизненных
сил, и исчезают в период ее упадка и увядания.

45
Исократ —знаменитый древнегреческий (афинский) оратор и преподаватель
риторики. — Прим. перев.

68
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ

Итак, откажемся от легковесной критики упомянутых религий,

к которой побуждает тот факт, что для многих они являются сред­
ством зарабатывать на жизнь и даже приобретать богатство, поче­
сти и власть. Если, например, шумный патриотизм был выгоден плу­
тократам, если война стала для кого-то прибыльным делом и многих
обогатила, это не значит, что многие другие не совершили военно-
патриотических подвигов из чисто идейных побуждений, пожертво­
вав своим имуществом и жизнью, и что последних было намного мень­
ше, чем первых. Великие течения мысли должны оцениваться неза­
висимо от махинаций и обманов, которые их нередко сопровождают.
В обществе время от времени возникают межклассовые конфлик­
46
ты , чередующиеся согласно общим законам ритма: они то разгора­
ются, то угасают. Сейчас преобладает следующая тенденция. Среди
рабочего класса, или, если угодно, пролетариев, наблюдается расту­
щее чувство ненависти к имущему классу и к тем, кто превосходят
их культурой или еще чем-то; достигая своего предела у большевиков,
оно широко распространено во всем мире. Однако у имущих классов
и вообще в верхах не заметно проявлений враждебности к низшему
классу, во многих случаях они уступили место лести, напоминающей
прошлые восхваления абсолютных монархов. С одной стороны, тру­
бят трубы и призывают к штурму, с другой—склоняют головы и капи­
тулируют, а то и переходят на сторону врага, предавая своих за три­
дцать сребреников. Остается выяснить, как соотносятся эти прояв­
ления с чувствами.

46
Конфликты, которые мы сейчас рассматриваем, соответствуют остаткам,
в «Социологии» причисленным к классу IV (остатки по отношению к социаль­
ности) и классу V (целостность индивида и его связей). К последнему принад­
лежит чувство ненависти, сыгравшее такую роль во время войны. Общество
разнородно, существует много обществ разного уровня, восходящих к более
высоким ступеням и в конце концов к человечеству в целом. Соответственно,
отдельные общества имеют определенное отношение к обществам более высо­
кого уровня, как и индивиды, которые защищают свою целостность и испы­
тывают определенные чувства по отношению к обществу. В «Социологии» мы
говорили об общих законах (о единообразии) остатков. Если бы мы придер­
живались дедуктивного метода, нам следовало бы исходить из этих законов
и изменить порядок изложения, поместив главу о распаде власти после этой;
сначала рассмотреть колебания в целом, затем отдельные их виды, которые
сейчас изучаем. Но в этом есть что-то искусственное. Можно уверенно идти
по этому пути, если прочные основы дедукции были заложены многочислен­
ными исследованиями. Но до тех

Скачать:PDFTXT

плутократия подвергается боль­шим опасностям, но везде и всегда в ее арсенале есть масса уловок,позволяющих обратить себе на пользу внешне безнадежные обстоя­тельства. Она притворно уступает своим противникам, намереваясьвернуть себе с помощью