погашаются не за счет увеличения трудовых усилий и изготавливаемой про
дукции, а за счет их уменьшения. Мимоходом заметим, что пока что излише
ства не очень сократились; скорее старых богачей сменили новые, накопите
лей—спекулянты. На эти крючки клюет немало народа; простофили никогда
не переведутся.
40
Следует обратить внимание на народные выступления в южных провинци
ях против буржуазии, дворян, которые были бурными в I86O-M И несколь
ко последующих лет, более или менее умеренными в правление плутокра
тии, а теперь переживают новый подъем, хотя и в ином, более мирном виде,
как можно судить по народникам. Они составляют заметную силу, угнетенную
центральной властью и проявляющую себя по мере ее ослабления. Это чрез
вычайно важное явление, которое превосходит своим значением парламент
ские дрязги и комбинации.
65
ВИЛЬФРЕДО ΠΑΡΕΤΟ
законы против роскоши, бесполезность которых уже многократно
доказана историей, и тому подобные меры, направленные главным
образом на обман масс.
В Италии проект закона депутата Фальчони 41 о латифундиях
и земельных концессиях для крестьян нанесет нашей плутократии
не больше ущерба, чем нанесли его римской плутократии аграрные
законы Гракхов, если не считать быстро пронесшейся бури. Боль
шую опасность могут представлять планы народников 42 по увели
чению количества мелких собственников (если они осуществятся),
поскольку именно этот сельскохозяйственный класс является един
ственным грозным противником плутократии.
До тех пор пока накопление сбережений не претерпит серьезно
го урона, продажа хлеба по заниженной цене, предоставление деше
вого жилья и другие благодеяния, оказываемые плутократией своим
союзникам и подданным, не помешают ей отхватывать жирные кус
ки, как и те хлебные законы, которые принимала Римская республи
ка, а вслед за ней в еще более широких масштабах империя.
Это сходство обстоятельств и шагов отнюдь не случайно, поэтому
оно будет наблюдаться в дальнейшем, так что упадок римской плуто
кратии может послужить хотя бы отчасти прообразом будущего на
шей плутократии.
Очевидно, что мы находимся сейчас в точке, которая позволяет
проводить прямую аналогию с положением римской плутократии
на закате республики. В высшей степени вероятно, исходя в том чис
ле из подобных же циклов, наблюдавшихся в другие эпохи и в других
странах, что после прохождения вершины начнется спад.
Эта констатация мало что дает, хотелось бы знать больше; но луч
ше знать мало, чем ничего, и сегодняшнее недостаточное знание
не исключает, а наоборот, подводит к завтрашнему более полному
знанию. И только экспериментальная наука может быть надежным
проводником к нему.
41
Альфредо Фальчони (1868-1936) —депутат парламента левой фракции с 1900
по 1924 г., заместитель министра внутренних дел с 1911 по 1914 г., затем министр
сельского хозяйства и юстиции в правительстве Нитти. С 1929 г · сенатор.—
Прим. итал. ред.
42 Итальянская народная партия (Partito Popolare Italiano)— партия христиан-
ско-демократического толка, основанная в 1919 г · упоминаемым в книге доном
Л.Стурдзо. — Прим. перев.
66
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ
IV. ЧУВСТВА
В предыдущей главе мы рассматривали конкретный пример того, ка
ким бывает действие чувств. Теперь нам следует обратиться к ним са
мим, поскольку именно в них кроется суть феномена.
Сами чувства скрыты от нас, мы можем судить о них только по до
ступным нашему наблюдению внешним проявлениям 43 . Наша задача
требует не задерживаться на качественной стороне этого предмета
и исследовать, насколько это возможно, его количественную сторо
ну. С точки зрения логико-экспериментальной науки мнение одного
индивида может быть очень существенным, но с точки зрения дости
жения социального равновесия оно практически равно нулю. В во
просах небесной механики мнение Ньютона перевешивает мнение
миллиона его тогдашних сограждан, но с точки зрения оценки эко
номического и социального состояния Англии имеет значение лишь
последнее.
При поверхностном взгляде на сегодняшнее общество мы раз
личаем отдельные токи мнений, высвечивающих чувства и интере
сы, т.е. те силы, которые воздействуют на социальное равновесие.
В этом качестве их и следует изучать, не уделяя излишнего внимания
наружности и исключительным случаям, малопонятным с точки зре
ния разума и опыта. В этих случаях эмоции принимают форму рели
гии, в промежуточных ситуациях—метафизическую и псевдоэкспе
риментальную форму, но общим для них является желание прибли
зиться к абсолюту и не подчиниться стечению обстоятельств.
Тому, кто склонен к такому образу мысли, чужды сомнения и труд
научного изыскания; он может определенно судить обо всех переме
нах в обществе с помощью некоторых априорных принципов, пред
лагаемых этикой, метафизикой, теологией. Такова современная за
щита права и справедливости 44 , привилегией на которую пользу
ются теперь не без выгоды для себя некоторые люди, уподобляясь
43
См. «Социологию», §1767 и след., §178 и след., §2083.
44
Когда 8 июня Ллойд Джордж пытался оправдать в палате общин перемену свое
го отношения к Советской России, то, желая говорить без обиняков и несколь
ко отстраняясь от моральной стороны дела, он заявил: «Если бы Англия
не желала иметь сношений с людьми, повинными в жестокости, разве стоя
ла бы она на первом месте в мире по торговым связям с каннибалами?» Пре
красно, но похоже, что компания каннибалов не самая подходящая для защит
ников права и справедливости. Немало государственных мужей уподобляется
Ллойд Джорджу, на словах, правда, не выражаясь с такой же, как он, прямотой.
67
ВИЛЬФРЕДО ΠΑΡΕΤΟ
в этом мусульманам, единственным приверженцам истинной веры,
ради распространения коей Бог позволил им захватывать обширные
территории, впоследствии, увы, утраченные. Таково роковое наступ
ление демократии, правящей всем миром и приверженной «свято
сти пролетариата», в которую вдруг уверовало множество народу—
кто искренне, кто из корыстных побуждений, но все они изрыгают
анафемы против творений ума, как поступали и первые христиане
в отношении языческой литературы и науки; таков патриотизм, ко
торый сперва вооружал друг против друга соседние города—Спарту
против Афин, Флоренцию против Пизы, а затем побуждал к войне
целые нации, вдохновляя империализм. Такова, наконец, неприкос
новенная гуманность, появляющаяся еще в патриотическом обличье
уже в рассуждениях Исократа 45 , а затем, освобождаясь хотя бы отча
сти от телесных покровов, как Беатриче перед Данте, возрождаю
щаяся в многочисленных, но пока безуспешных попытках провозгла
сить всеобщий мир; из них заслуживают упоминания призывы Кан
та, а сегодня их венчает многообещающая Лига наций.
Мы будем рассматривать все эти идеи и теории извне, не поддава
ясь соблазну одобрять или осуждать их, а тем более защищать или оп
ровергать, пропагандировать их или бороться с ними; мы толкуем
о фактах и стараемся постичь их связь, не более того.
Среди адептов всех религий есть те, кто отличается пылкой и искрен
ней верой, те, кто верит добросовестно, но не столь рьяно, те, кто со
мневается и склонен к скептицизму, те, кто не очень верит и вынужден
прибегать к лицемерию, есть чистые притворщики и явные ханжи.
Для тех, кто поддается эмоциям, наличие лицемеров среди ве
рующих является аргументом для отрицания данной религии, часто
для ее осуждения; но для того, чьи рассуждения основаны на опы
те, это признак могущества веры, ибо притворяться заставляет ис
тинная преданность ей большинства. В этом смысле очень правди
ва новелла Боккаччо, в которой рассказывается об израэлите, пе
решедшем в католическую веру вследствие того, что ее не смогли
разрушить дурные поступки римских прелатов. Сегодня верным при
знаком могущества демократической веры является наличие у нее
множества притворных последователей, а об упадке аристократиче
ской веры свидетельствует их полное отсутствие. Давно замечено,
что ереси возникают, когда религия процветает и полна жизненных
сил, и исчезают в период ее упадка и увядания.
45
Исократ —знаменитый древнегреческий (афинский) оратор и преподаватель
риторики. — Прим. перев.
68
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ
Итак, откажемся от легковесной критики упомянутых религий,
к которой побуждает тот факт, что для многих они являются сред
ством зарабатывать на жизнь и даже приобретать богатство, поче
сти и власть. Если, например, шумный патриотизм был выгоден плу
тократам, если война стала для кого-то прибыльным делом и многих
обогатила, это не значит, что многие другие не совершили военно-
патриотических подвигов из чисто идейных побуждений, пожертво
вав своим имуществом и жизнью, и что последних было намного мень
ше, чем первых. Великие течения мысли должны оцениваться неза
висимо от махинаций и обманов, которые их нередко сопровождают.
В обществе время от времени возникают межклассовые конфлик
46
ты , чередующиеся согласно общим законам ритма: они то разгора
ются, то угасают. Сейчас преобладает следующая тенденция. Среди
рабочего класса, или, если угодно, пролетариев, наблюдается расту
щее чувство ненависти к имущему классу и к тем, кто превосходят
их культурой или еще чем-то; достигая своего предела у большевиков,
оно широко распространено во всем мире. Однако у имущих классов
и вообще в верхах не заметно проявлений враждебности к низшему
классу, во многих случаях они уступили место лести, напоминающей
прошлые восхваления абсолютных монархов. С одной стороны, тру
бят трубы и призывают к штурму, с другой—склоняют головы и капи
тулируют, а то и переходят на сторону врага, предавая своих за три
дцать сребреников. Остается выяснить, как соотносятся эти прояв
ления с чувствами.
46
Конфликты, которые мы сейчас рассматриваем, соответствуют остаткам,
в «Социологии» причисленным к классу IV (остатки по отношению к социаль
ности) и классу V (целостность индивида и его связей). К последнему принад
лежит чувство ненависти, сыгравшее такую роль во время войны. Общество
разнородно, существует много обществ разного уровня, восходящих к более
высоким ступеням и в конце концов к человечеству в целом. Соответственно,
отдельные общества имеют определенное отношение к обществам более высо
кого уровня, как и индивиды, которые защищают свою целостность и испы
тывают определенные чувства по отношению к обществу. В «Социологии» мы
говорили об общих законах (о единообразии) остатков. Если бы мы придер
живались дедуктивного метода, нам следовало бы исходить из этих законов
и изменить порядок изложения, поместив главу о распаде власти после этой;
сначала рассмотреть колебания в целом, затем отдельные их виды, которые
сейчас изучаем. Но в этом есть что-то искусственное. Можно уверенно идти
по этому пути, если прочные основы дедукции были заложены многочислен
ными исследованиями. Но до тех