Скачать:PDFTXT
Трансформация демократии
и вво­
дит вместо базового понятия «полезность» образованное на грече­
ской основе слово ophelimité, которое можно перевести как «же­
лательность». Свои взгляды на общество Парето изложил в уже
упоминавшемся капитальном труде «Трактат по общей социологии»,
написанном в 1907-194 г г · и изданном в 1916 г. Четыре тома огромно­
го трактата изобилуют ссылками и историческими примерами; исто­
рия всегда занимала важное место в построениях писателя, который
обладал обширными познаниями в этой области. Впрочем, истори­
ческие параллели, проводимые в этом труде, используются Парето
и в других его работах, в том числе в «Трансформации демократии»,
как и основные понятия, вводимые для описания социальных про­
цессов. Они образуют более или менее определенную схему, что по­
зволяет отражать систему Парето даже в виде таблиц 8 , однако ее со­
здатель на деле не стремился дать исчерпывающее (тем более полно­
стью формализованное) описание социальной действительности 9 .
Некоторая причудливость его терминологии как раз и подчеркива­
ет, может быть, принципиальную неосуществимость подобной за­
дачи. Из главных терминов два («чувства» и «интересы») употреб­
ляются в более или менее распространенном значении, но основу
построений Парето составляют два класса, на которые делятся соци­
альные явления и которые выражают соотношение между устойчи-

8
См. упомянутую выше, в прим. 6, статью Ч. Пауэрса.
9
Важное наблюдение Парето заключается в том, что исторически возникшие
и используемые социальной наукой понятия и теории являются производны­
ми от реальных явлений, но не полностью адекватно описывают их, хотя сего­
дня могут представляться некими универсальными истинами. В частности, он
считает ошибочным возводить внешне похожие феномены —феоды или син­
дикаты — к похожим явлениям других эпох (античной клиентеле в первом
случае и средневековым гильдиям во втором). Сам он видит в них частные
порождения общего закона колебаний распределения власти между центром
и периферией.
МАРК Ю С И М

вым и изменчивым, реальностью и представлениями о ней или объ­
яснениями ее. Residui (или в буквальном переводе «остатки») суть
проявления реальных чувств, не всегда или смутно осознаваемых,
но лежащих в основе поступков. Возможно, это слово родилось
как результат математической операции, заключавшейся в вычита­
нии из суммы психических феноменов, переживаний и объяснений
реальности ее чисто субъективной, объясняющей составляющей,
служащей для оправдания поступков. Остаток —это реальность, сущ­
ностный мотив, то, что в действительности движет людьми, отраже­
ние их истинных чувств. Все прочее, придуманное в ходе культурной
и социальной эволюции, выработки идеологий и культов, —это дери­
вации, косвенные производные от действительных чувств. Остатки
и деривации соотносятся между собой, как иррациональное и рацио­
нализующее, как реальность и способ ее использовать, объективный
смысл и более или менее соответствующее ему объяснение. Парето
выделил шесть классов остатков, из которых наиболее важны с точ­
ки зрения его теории социальной динамики два. Первый тип остат­
ков выражает склонность к комбинациям; это желание перемен, по­
иск выгоды, готовность манипулировать людьми и цинизм; второй
тип —групповая или агрегатная устойчивость (persistenza di gruppo,
di aggregati) —инертность, консерватизм, упорство в вере. Эти типы
поведения более или менее соответствуют упоминавшемуся выше де­
лению на «львов» и «лисиц». Они также лежат в основе объяснения
разработанной Парето теории циркуляции элит. Во всех обществах,
согласно Парето, существуют элиты и руководимые ими массы. По­
нятие элиты также не имеет у Парето четкого и однозначного опре­
деления. С одной стороны, элиту составляют люди, достигшие вы­
дающегося результата в своем виде деятельности, которым может
быть и мошенничество. Знаменательно, что здесь, как и во многих
случаях, социолог следует по стопам Макиавелли, который в гл. X
кн. I «Рассуждений» говорит об иерархии разного рода профессий
и об успехах людей в рамках этих занятий. С другой стороны, элита—
это группа, управляющая обществом и концентрирующая в своих ру­
ках максимум доходов. В ней могут преобладать, например, «лиси­
цы», которые склонны к методам достижения согласия путем обмана
и манипуляций; во времена Парето это была прослойка, называемая
им демагогической плутократией. Другой способ управления —сило­
вой — практиковался военно-бюрократическими слоями, оттеснен­
ными демагогической плутократией в ходе Первой мировой войны
от власти почти во всех странах Европы. Двум лагерям плутокра­
тии—военному и демагогическому—Парето противопоставляет клас-

12
ΠΑΡΕΤΟ И ДЕМОКРАТИЯ

сы землевладельцев и трудящихся. Ни одна из элит не может удер­
живаться у власти до бесконечности; рано или поздно происходит
их смена, но ротация может осуществляться и относительно незамет­
но, если правящие верхи открыты для проникновения наиболее спо­
собных и достойных лиц снизу, и насильственным путем —по мере де­
градации правящего класса и усиления оттесненных от власти групп.
Такая смена тоже происходит не одномоментно, о ее приближении
или удалении можно судить по степени ослабления или укрепления
центральной власти. Через деградацию элит и их ротацию, через
централизацию и децентрализацию осуществляются циклы, опреде­
ляющие судьбы общества и отражающие множество волнообразных
процессов, из которых складывается динамическое равновесие 10 .
Важной и существенной чертой системы Парето является подра­
зумеваемая в ней взаимосвязь разных сфер жизни общества, в част­
ности политики и экономики. В последней сфере одним из главных
факторов ему представляются колебания между продуктивными ви­
дами деятельности и, условно говоря, спекулятивными. К первым он
относит производство, выделяя особенно сельское хозяйство, и на­
правленную на него предпринимательскую деятельность. Спекуля­
тивной является игра на бирже и всевозможные виды извлечения
денег «из воздуха». Политические отношения и инициативы прави­
тельств, начиная с налогов и заканчивая военными действиями, не­
посредственно воздействуют на экономическое состояние общества,
на распределение доходов и прямо или косвенно на производство
богатств.
Можно сказать, что построения Парето заполняют некоторые
пробелы в марксизме, констатировавшем определенное соответ­
ствие политических и других «надстроечных» форм формам обще­
ственного производства. Парето пытается на строго научной основе
исследовать механизм осуществления незыблемых социальных и ис­
торических законов через сознательную, а лучше сказать: псевдосо­
знательную деятельность людей в ее бытовых, идеологических, по­
литических и прочих проявлениях.
Макиавелли, как уже было сказано, является в этом отношении
его прямым предшественником. Заявление Макиавелли о том, что он
хочет изучить не воображаемую, а настоящую правду вещей (Госу­
дарь. Гл. XV), перекликается с программным тезисом Парето о его

10
Одна из формул Парето характеризует равновесие как состояние, когда ника­
кое улучшение положения одного индивида невозможно без одновременного
ухудшения положения других.

                                                                       !3

МАРК Ю С И М

верности логико-экспериментальной науке. Собственно, здесь есть
некоторое противоречие. Швейцарский социолог, с одной стороны,
часто оговаривается, что он не желает вступать в область прогно­
зов, связанную с зыбкими человеческими чувствами, с деривациями,
искаженно отражающими реалии, с суждениями, неизбежно остаю­
щимися гадательными из-за отсутствия доступных массовых данных.
В то же время его теории покоятся в значительной степени на пони­
мании определяющей важности этих субъективных материй и на по­
пытке их учесть, в том числе путем установления законов и выведе­
ния математических формул.
Важным шагом на этом пути было исследование человеческой
деятельности как целесообразной и введение понятия «объектив­
ная цель»; несмотря на то, что на самом деле все цели субъективны,
предпринимаемые действия не всегда ведут к желаемому результа­
ту. Осознанные поступки не всегда выражают смысл предпринимае­
мых действий, который может быть заслонен от индивида другими
целями; например, желание утолить голод не обязательно должно
осознаваться как задача пополнить энергетические запасы организ­
ма. Классы действий, в которых объективная и субъективная цели
не совпадают, Парето относил к нелогическим. В своем стремлении
ограничиться сферой строгой науки он сам, на мой взгляд, не во всем
логичен, когда выводит за ее пределы человеческую субъективность
и условия ее формирования. Разделяя опыт и оценку, разграничи­
вая объективное и субъективное, выводя область морали за преде­
лы науки, Парето как бы молчаливо возвращается к раскритикован­
ному им тезису предшествовавших экономистов о том, что все люди
одинаково стремятся к единой цели, ведущей к общему благу; у Паре-
то ее место занимает статистически преобладающий своекорыстный
интерес. Здесь можно видеть отход от социологического релятивиз­
ма, открытие которого он ставил себе в заслугу.
Возможно, здесь нет вопиющего противоречия, но при желании
фигуру ангорского затворника можно представить довольно неодно­
значной. Это был теоретик, стремившийся увидеть результаты своих
изысканий на практике, создатель систем и публицист, радикальный
демократ и противник социалистической власти, ученый наблюда­
тель и обличитель плутократии.
Последние работы Парето являются в некотором смысле ито­
гом его творчества, в них он пытается (как, впрочем, на протяже­
нии всей жизни) приложить к текущим событиям теоретические
постулаты, которые были им выработаны. Очерк «Трансформация
демократии» представляет собой анализ экономических и социаль-

Ч
ΠΑΡΕΤΟ И ДЕМОКРАТИЯ

но-политических процессов, наблюдаемых в послевоенной Евро­
пе. С точки зрения его автора, общество вступило в кризис, харак­
теризующийся ослаблением и развалом центральной власти. Паре-
то предвидит большие перемены, завершение одного исторического
цикла и начало другого. Традиционная демократия с ее парламен­
таризмом, всеобщим избирательным правом, свободой торговли
и протекционизмом, либеральными ценностями клонится к зака­
ту; ее экономическая система утрачивает эффективность и не обес­
печивает прирост общественных богатств; правящая элита погру­
жена в спекуляции и поглощена своекорыстными планами; прави­
тельства стараются удерживать массы в повиновении с помощью все
новых подачек и не думают о завтрашнем дне. Новые силы представ­
лены профсоюзами и другими рабочими организациями, которые
захватывают предприятия, организуют стачки, устанавливают рабо­
чий контроль, диктуют свою волю властям и, не считаясь с писаны­
ми законами, навязывают обществу свои требования, такие как со­
кращение рабочего дня и ничем не обоснованное повышение зара­
ботной платы. Действия рабочих не встречают серьезного отпора
со стороны буржуазии, которая отчасти утратила способность от­
стаивать классовые интересы, отчасти руководствуется ложными де­
мократическими лозунгами относительно прогрессивной роли про­
летариата, равенства, прав человека и т.д. Кто-то верит в них искрен­
не, кто-то на них греет руки.
Парето не верит в прогресс, но не собирается поддаваться эмо­
циям, которые, впрочем, отчетливо заметны в его публикациях. Он
не сочувствует пролетариату, однако не сочувствует и буржуазии,
по крайней мере той ее части, которая пустилась в сомнительные
спекуляции. Его симпатии на стороне собственников, но не плуто­
кратов, а бережливых предпринимателей, сельских хозяев, рантье,
имущих, подвергающихся все более жесткому налоговому давле­
нию. Их вклад в общественное производство, осуществляющийся
через накопление капитала, представляется ему, очевидно, решаю­
щим. Впрочем, Парето предпочитает придерживаться позиции уче­
ного наблюдателя, который не станет выдавать желаемое за действи­
тельное и строит свои прогнозы только на тех положениях, которые
можно верифицировать, —на опытных (исторических и статистиче­
ских) данных, на повторяющихся ситуациях. Он не является привер­
женцем партии или некоей гипотезы, пусть даже научной, которая
позволяет отдавать предпочтение тем или иным социальным силам
на основании их большей правоты или прогрессивности. Любопыт­
но, что Парето не выделяет той или иной формы собственности

                                                              15

МАРК Ю С И М

как предпочтительной; он рассматривает коллективную и даже го­
сударственную

Скачать:PDFTXT

и вво­дит вместо базового понятия «полезность» образованное на грече­ской основе слово ophelimité, которое можно перевести как «же­лательность». Свои взгляды на общество Парето изложил в ужеупоминавшемся капитальном труде «Трактат по общей