Все положения экспериментальной науки гипотетичны, т. е. они вы
сказываются при наличии определенных условий и состоят из прота
зиса—вводной части, иногда подразумеваемой, и аподозиса—заклю
чительной части, собственно высказываемой. В этих положениях
нет абсолюта, известного только богословию, метафизике и чувству.
Суждение о политическом деятеле — это частное приложение об
щей теории: тот, кто исходит из абсолютных норм, может применять
их безусловно, в отличие от тех, кто такие нормы не признает.
Например, те, кто проникся партийным духом, судит и высказы
вается очень просто, по принципу: люди моей партии избранные, ее
противники проклятые. Точно так же искренне верующие внутренне
располагают всеми необходимыми элементами, если они христиане,
чтобы осудить Юлиана Отступника, а если они не христиане—чтобы
превозносить его. Поклонник известной богини, именуемой Свобо
да, которая очень ценилась в Риме на закате республики, нисколько
не усомнится в том, что Юлий Цезарь злодей; но сторонник империи
сочтет его орудием провидения.
Во всех этих суждениях протазис заключается в чувствах и вере
их авторов. Приверженцы экспериментального метода не разде
ляют и не опровергают этих суждений отчасти в силу их неточно
сти, но главным образом — вследствие требования показать на опы
те предпосылки, выводами из которых они являются.
Здесь возникают большие трудности. Не будем говорить о точном
знании фактических обстоятельств, влияющих на поведение людей,
о которых судят, но даже если эти обстоятельства известны, нужно
установить их цели, подлежащие рассмотрению, потому что от это
го зависят и суждения. Пока что можно сказать, что при сегодняш
нем уровне науки эти цели не должны быть слишком удаленными,
ибо об очень удаленных целях мы не знаем абсолютно ничего. Лео-
1
La Ronda. 1921. Luglio. P.437~44^·
142
ДВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЯ
парди судя по всему полагал, что битва при Филиппах 2 была предве
стием варварских нашествий в конце Римской империи; он, возмож
но, прав, но это видение поэта, а не научный вывод.
Это еще не все. Нужно также ответить на вопрос, до какой степе
ни действия одного или нескольких человек могут повлиять на ре
зультат. Здесь есть две крайние точки зрения: с одной стороны, это
теория, так сказать, героической личности, согласно которой эта
степень предельно велика; с другой—теория, которую можно назвать
демократической, считающая это влияние минимальным или вооб
ще ничтожным.
Экспериментальная истина находится посредине; факты показы
вают, во-первых, что незначительные события в большой степени
зависят от личностей, более важные —в минимальной или ничтож
ной. Во-вторых, что в социальных движениях есть мощные течения,
которым действия отдельных людей очень мало или вообще не мо
гут противостоять.
По правде говоря, это всегда было более или менее понятно. По
этому если вернуться к приведенным выше примерам, будет баналь
ным соображение о том, что желание защищать свою партию во
преки главенствующему течению, которое называют в таком случае
требованием времени, — пустое дело. И хотя справедливым будет
сказать, что каждый понимает указанные священные требования
по-своему, это относится к приложению принципа, но не к самому
принципу.
Было правильно замечено, что даже если бы Юлиан процар
ствовал долго, ему не удалось бы сильно навредить христианской
вере, выражавшей непреодолимые в ту пору чувства. Тут добавля
ют (и в этом отношении знаменательно исследование проф. Адриа
на Навилля), что сам Юлиан 3 , открытый враг христианства, отдавал
дань, хотя и неосознанно, чувствам, пропагандируемым последним.
Соображение по поводу частного случая следует перенести на дру
гие. Человеку сложно не разделять чувства, господствующие в том
обществе, где он живет; обычно его разногласия с окружающими
сводятся к форме, а не существу. Поэтому часто бывает, что государ
ственные деятели, даже ненамеренно, придерживаются основных
2
В битве при Филиппах в 42 г. до н.э. наследники Цезаря Антоний и Октавиан
разгромили его убийц Брута и Кассия. Октавиан впоследствии стал императо
ром и принял титул Августа. — Прим. перев.
3
Naville A. Julien TApostat et sa philosophie du polythéisme. Paris, Sandoz et
Fischbacher, 1877. P. VII —204.
43
В И Л Ь Ф Р Е Д О ΠΑΡΕΤΟ
течений, существующих в данной стране, и используют существую
щие чувства и интересы, в чем, собственно, и заключается искусство
власти. Редко когда они стремятся произвести переворот в чувствах
и интересах, который, как правило, обречен на поражение.
Наиболее искусным государственным человеком является тот,
кто не ставит перед собой недостижимые цели и умеет воспользо
ваться конъюнктурой для преследования достижимых. Точно так же
капитан парусного судна тем более искусен, чем лучше он умеет вос
пользоваться ветрами и течениями, чтобы достичь желанной гавани.
Но нельзя быть уверенным в том, что он не ошибается насчет целе
сообразности плыть туда, как и относительно того, к какому резуль
тату приведет в конечном счете достижение цели, поставленной го
сударственным деятелем.
Здесь уместно сделать важное замечание. Для того чтобы следо
вать в русле чувств и интересов, государственный деятель должен
идти на уступки, противоречащие его конечной задаче, —но лишь
в средствах, а не в цели. Он похож на дельца, который в ходе спеку
лятивной операции тратит все новые суммы; чтобы она была успеш
ной, требуется завершить ее до того, как кончатся средства. Об од
ном игроке парижской биржи рассказывают, что он с большим осно
ванием предвидел крах Панамской компании 4 и играл на понижение,
но когда у него кончились деньги, застрелился. Через несколько дней
было объявлено о банкротстве компании. Если бы этот спекулянт
мог продержаться еще хоть немного, он заработал бы целое состоя
ние. Итак, политик всегда должен помнить о словах, сказанных Со-
лоном Крезу: «Пока жизнь человека не завершилась, его нельзя
назвать удачливым»; Ante mortem ne laudes hominem quemquem
(Прежде смерти не называй никого блаженным), написано в Эккле-
зиастике (Книга Иисуса, сына Сирахова, и).
В соответствии с названными предпосылками мы можем утвер
ждать, что из ныне здравствующих государственных деятелей наибо
лее выдающимися и далеко превосходящими других являются Ллойд
Джордж и Джованни Джолитти.
Сегодня господствующей в цивилизованном мире формой вла
сти является демагогическая плутократия (не буду повторять здесь
то, о чем я подробно писал в «Социологии»). Два вышеупомянутых
4
Громкий крах Панамской компании привел к суровому приговору в адрес ста
рого инженера Лессепса, который в ι88ι г. был инициатором рытья канала
на перешейке. См.: Les deux scandales de Panama, présentés par J. Bouvier. Paris,
Juilliard, 1964. — Прим. итал. ред.
144
ДВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЯ
государственных деятеля научились, сумели и продолжают пользо
ваться этой ситуацией с редкостным мастерством, примыкая то к од
ному, то к другому лагерю и без малейших колебаний в случае необ
ходимости меняя курс.
Ллойд Джорджа обвиняли в беспринципности, в том, что он
ни во что не верит. Возможно, отчасти это и так, но это вопрос эти
ки, а не социальной науки. В общем, люди склонны верить в то, что
им выгодно; поэтому очень сложно определить, в том числе им са
мим, насколько ими движет вера и чувство, а насколько искусство
и разум.
Покончив с этими психологическими тонкостями и обращаясь ис
ключительно к внешним фактам, мы можем заметить, что вменяе
мые Ллойд Джорджу в вину беспринципность и непостоянство на са
мом деле являются варьированием наиболее подходящего, по его
мнению, способа использовать чувства и интересы в зависимости
от конъюнктуры. Точно таким же образом то или иное расположе
ние руля и парусов свидетельствует лишь о способе, каким капитан
собирается добраться до пункта назначения.
Своим конкретным распоряжениям, которые по сути дела выра
жают его манеру власти, Ллойд Джордж часто придает сентимен
тальную, иногда даже мистическую форму, откуда и возникает пред
ставление об изменчивости его взглядов в этой области. Джолитти
имеет репутацию большего скептика, поэтому, если он и не избежал
полностью обвинений, предъявляемых Ллойд Джорджу, они не были
столь настойчивыми.
Говорят, что Ллойд Джордж поначалу был демократичен, а за
тем превратился в консерватора. На самом деле он ни то ни другое,
поэтому примыкает то к одному, то к другому лагерю демагогиче
ской плутократии; следуя веяниям времени и приближаясь к одному
из них, особенно к демагогическому, он делает это вполне искренне,
что выглядит и отчасти является выражением его принципов.
Поведение Джолитти не столь противоречиво, поскольку он от
дает предпочтение посредничеству между двумя лагерями и, ис
пользуя их противостояние, старается выглядеть лишь арбитром
в их споре. Он хочет примирить монархический принцип с демо
кратическим или социалистическим, потому что считает, что социа
листическая монархия будет естественным завершением итальян
ского цикла.
Чтобы лучше понять взаимосвязь сегодняшних обстоятельств
и деятельности политиков, обратимся к гипотетическому и обезли
ченному примеру.
45
В И Л Ь Ф Р Е Д О ΠΑΡΕΤΟ
Допустим, что мы находимся в одной из фаз цикла демагогиче
ской плутократии, описанного в «Социологии». Партия, называемая
демократической, переживает подъем, буржуазная партия —упадок.
Как это чаще всего бывает, последняя все более демонстрирует свою
слабость, первая же рвется к власти. Государство разваливается и все
менее способно управлять соперничающими партиями.
Как же следует поступать государственному деятелю в такой
обстановке?
Если бы ему было известно, как будут дальше развиваться собы
тия, было бы несложно избрать правильный путь, который ведет
в нужном направлении, за вычетом уже высказанного соображения
о том, что в конечном счете в дальней перспективе он может вести
к катастрофе. Но если относительно ближайших результатов сущест
вует лишь вероятность, то уверенности нет и приходится следовать
прогнозам. Эти прогнозы могут основываться на совершенно раз
ных предположениях: первое исходит из того, что мы близки к точ
ке смены направления цикла, второе—что далеки. Резкое изменение
его характера, т.е. революция, насильственная или мирная, может
преследовать интересы одной из партий, скорее всего (но не обяза
тельно) более сильной, или интересы третьей стороны, которая вы
ступает в нужный момент. Постепенное и нарастающее изменение
в рамках цикла происходит путем модификаций, устраняющих при
чины нарушения равновесия, с учетом уже высказанного соображе
ния, что такие модификации часто ведут к ближайшим желаемым
результатам и к удаленным нежелательным и что исход предприя
тия зависит от того, возымеют ли эффект первые прежде, чем про
явятся вторые.
Таким образом, перед государственным человеком открываются
две дороги. Двигаясь по первой, он становится во главе партии, ко
торая, по его мнению, одержит верх, и вступает в решительную бит
ву; двигаясь по второй, он осторожно поощряет движение, совер
шающееся в рамках данного цикла. Первому образу действий редко
сопутствует явный успех, потому что он наблюдается только в исклю
чительных случаях, связанных с переменой цикла; второй образ дей
ствий встречается чаще, почти всегда, потому что один и