Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Трансформация демократии
собственность наравне с частной и не предрекает по­
ражения или триумфа ни одной из них. Он лишь отмечает, что в со­
временном производстве непосредственно руководит предприяти­
ем и выполняет организационные функции, как правило, одно лицо
или небольшая группа лиц.
В журнальных и газетных статьях Парето, как мы уже отмечали,
постоянно делает отсылки к своей системе и разъясняет используе­
мые им термины. При всех оговорках о верности логико-эксперимен­
тальной науке эта система (особенно в ее конкретных приложени­
ях) оставляет двойственное впечатление. Парето отвергает социали­
стическую теорию и идею диктатуры пролетариата из-за присущего
им утопизма. Сам он не строит гипотез относительно характера бу­
дущего общества и ограничивается утверждениями, которые мож­
но сделать относительно неизбежных событий (таковых очень мало)
или наступающих с большой долей вероятности.
Беда в том, что наука не очень помогает в предвидении подобно­
го рода событий. Неизбежно наступающие события заранее стано­
вятся очевидными почти для всех, во всяком случае для тех наблюда­
телей, которые располагают некоторым опытом и знаниями и сле­
дят за развитием ситуации. Вероятные события тем и отличаются,
что предсказать их невозможно, они могут наступить или не насту­
пить; куда легче объяснять их в исторической ретроспективе задним
числом, поэтому неизменной популярностью пользуются всевозмож­
ные шарлатаны, астрологи и знаменитые предсказатели типа Ност­
радамуса, чьи туманные периоды почти всегда можно истолковать
в ту или иную сторону постфактум. Сам Парето воспринимал такие
прогнозы в виде особых проявлений нелогических действий, в ко­
торых заключено некоторое рациональное зерно (см. его излюб­
ленный пример о прорицании Дельфийского оракула относительно
битвы при Саламине и афинских деревянных стен). Для установле­
ния основной связи фактов бывает достаточно эмпирических зна­
ний и здравого смысла; системы и теории, научно открывающие то,
что скрыто от простых смертных, мало что добавляют. Швейцарский
социолог признает это, когда с одобрением и отчасти критически
разбирает, допустим, речи дона Стурдзо, содержащие оценки, в ос­
новном совпадающие с его собственными.
В чем же тогда результат многолетней работы инженера и социо­
лога, можно сказать, социального инженера, какие плоды принес
его труд, кроме констатации того, что не стоит прогнозировать того,
что невозможно предсказать? Во-первых, следует заметить, что нау-

16
ПАРЕТО И ДЕМОКРАТИЯ

ка обращается прежде всего к процессам, которые носят устойчивый
и длительный характер. Стоит обратиться здесь к сравнению Парето
с ученым, который в 20-е гг. делал первые шаги на поприще истории;
я имею в виду Ф.Броделя. Французский историк, вдохновлявшийся,
как и швейцарский ученый, идеей математизации истории и сближе­
ния обществоведения с позитивными нуками, поставил во главу угла
изучение долговременных, почти неизменных структур, прослежи­
ваемых за волнующейся рябью фактов, а события счел малосущест­
венными с точки зрения рисуемой историком широкомасштабной
картины.
Здесь нет места для анализа не только понятия «событие»,
но и того, как оно соотносится с фактами и структурами; достаточ­
но сказать, что сами исторические циклы и периоды могут рассма­
триваться как большие события. Но устойчивые тенденции и по­
вторяющиеся ситуации распознать, в общем-то, легче, чем пред­
сказать конкретные результаты — кто победит в войне или когда
наступит кризис11? Парето отчасти подтверждает этот тезис там, где
он, как впоследствии Брод ель,—замечательное совпадение, говорит
о трех типах колебаний. «При рассмотрении краткосрочных, точ­
нее, очень кратких, колебаний часто эмпирический подход помога­
ет больше, чем научный. Что касается средних, то здесь они выступа­
ют на равных, если эмпиризм сочетается со знанием о многочислен­
ных циклах, совершавшихся в прошлом. Исследование длительных
и очень долгих колебаний является уделом науки» («Прогнозирова­
ние социальных явлений»). Эмпирические знания Парето предла­
гает дополнить анализом фактов, которые характеризуют динами­
ческое равновесие общественных процессов. Если бы можно было
знать все факты, можно было бы давать точные прогнозы. Так неко­
гда Макиавелли писал о гипотетическом мудреце, который мог бы
повелевать звездами 12 .

11
Отдельный вопрос, что именно хотят знать люди и что именно понимается
под предвидением будущего. Люди и общества озабочены прежде всего соб­
ственной судьбой, их мало волнуют отвлеченные научные закономерности.
Парето обращает на это внимание, когда говорит о различиях эмпирического
и научного подходов.
12
«Если бы был человек, настолько умный, чтобы постичь все времена и поло­
жения и приспособиться к ним, то ему всегда везло бы и он не жаловался бы
по меньшей мере на судьбу, тогда оправдалась бы поговорка, что мудрый пове­
левает звездами и роком». Фантазии, адресованные Содерини (Ghiribizzi al
Soderini).

                                                                         17

МАРК Ю С И М

В итоге научно-публицистические произведения Парето пред­

ставляются, с одной стороны, набором иллюстраций к довольно-та­
ки банальным общим положениям его системы (таковы общие по­
ложения всех систем, об этом мы говорили вначале) —это циклы
централизации и децентрализации власти, чередование анархии
и порядка; в конце концов, и идея о ротации элит не является экстра­
ординарным открытием. С другой стороны, в них присутствуют точ­
ные прогнозы, которые могут быть результатом как научного анали­
за, так и хорошего знания истории; это, в частности, предположения
о том, что Россию ожидает приход к власти нового Ивана Грозно­
го13, или более спорный тезис относительно восстановления обыч­
ного (дореволюционного) неравномерного распределения доходов
при советской власти. Некоторые высказывания швейцарского уче­
ного предрекают наступление всеобщего экономического кризиса
(который и разразился в 1929 г.) и Второй мировой войны («Будущее
Европы: точка зрения итальянца»).
К числу малоудачных предвидений Парето последних лет можно
отнести соображения, которые он высказывал по основному, навер­
ное, для него вопросу о будущем Италии и о роли фашизма в этом бу­
дущем и —шире —в судьбах Европы. Собственно говоря, в своих про­
гнозах швейцарский социолог, как мы уже отмечали, был очень осто­
рожен и подчеркивал, что хочет оставаться в рамках строгой науки,
которая в своих обществоведческих проявлениях не достигла еще та­
кой точности, как в естественных дисциплинах.
Поэтому с точки зрения научной строгости к нему трудно предъ­
явить серьезные претензии в этом пункте. Речь идет скорее о сфере
интересов и чувств, которую Парето считал плохо поддающейся на­
учному анализу, а тем более расчету, но за объективизмом его статей
просматриваются вполне определенные человеческие оценки и сим­
патии. Как я уже говорил, его возмущали агрессивные и беспардон­
ные, по его мнению, действия профсоюзов, раздражало бессилие
и сервильность власти. Тем не менее Парето старается быть беспри-

13
Но похожие прогнозы Парето делает и в отношении Италии, когда он пред­
рекает возможность радикализации рабочего движения и прихода местно­
го «Ленина», или укрепление власти прежней элиты с помощью диктатуры.
В последнем случае можно сказать, что он предвидел вероятность появления
Муссолини и Гитлера, но здесь он был далеко не одинок, такую перспективу
видели многие «эмпирики», публицисты, политики и ученые. Что же касает­
ся сущности фашизма, то очень скоро в суждениях Парето, сперва питавшего
некоторые иллюзии, появляются нотки разочарования, о чем сказано ниже.

ι8
ПАРЕТО И ДЕМОКРАТИЯ

страстным и отмечает, что с уверенностью можно говорить лишь
о наличии кризиса и что выходов из этого кризиса может быть не­
сколько, в том числе установление некоего нового социалистическо­
го устройства (некоммунистического), не обязательно провального
и не обязательно пагубного для производства. В то же время он с не­
которой надеждой следит за деятельностью третьей силы, представ­
ленной нарождающимся фашизмом и обещающей восстановление
жесткого порядка в стране. Трудно сказать, проявляется ли в этом
такой же утопизм, как тот, который был вменен самим Парето тео­
ретикам диктатуры пролетариата; во всяком случае, нельзя не заме­
тить, при всех оговорках, делаемых публицистом в его последних
статьях («Феномен фашизма» и др.), что энергичная политика фа­
шистов и их вождя, бывшего социалиста Муссолини, встречается им
с сочувствием. В Муссолини он видит нечто вроде макиавеллиевско-
го вооруженного пророка, способного силой подкрепить веру. Па­
рето, собственно, объясняет, почему в Италии не произошло социа­
листической революции —у социалистов не нашлось лидера, подоб­
ного Ленину.
Отчасти созданию сомнительной репутации Парето способство­
вало то, что при фашистах, буквально в последние месяцы жизни пи­
сателя, к нему пришло, наконец, запоздалое общественное призна­
ние. Он был назначен представителем Италии в одной из комиссий
Лиги наций, с подачи Муссолини ему было предложено звание сена­
тора Итальянского королевства. Не в последнюю очередь эти факты
привели к формированию репутации Парето как человека, симпати­
зирующего фашизму, и чуть ли не его теоретика 14 . На самом деле уже
на основании некоторых идей, высказанных Парето в этот период—
о необходимости соблюдения свободы мнений, особенно в препода­
вании; свободы печати, умеренности («Феномен фашизма», «Свобо­
да») —можно сделать вывод, что он не изменил либеральным убежде­
ниям своей молодости, и предположить, что пути Парето и фашизма
в дальнейшем должны были разойтись. Ученый говорит об упадке де­
мократии и об угрозе нового Средневековья, но оптимистического
варианта развития событий, кроме упований на умеренность и бла­
горазумие фашистов, не предлагает. Надежды Парето не оправда-

14
Фашисты использовали некоторые термины, заимствованные у Парето, напри­
мер, «плутократия» (хотя он его не изобрел). Кроме того, отдельные натурали­
стические подходы последнего, такие как учение об органической смене боль­
ных, упадочных элит здоровыми, напоминающие псевдонаучную теорию пас-
сионарности, близки построениям расизма.

                                                                          *9

МАРК Ю С И М

лись, зато подтвердился установленный им универсальный (по его
мнению) закон: в обществе правит меньшинство, обманывающее
массы.
Как бы то ни было, после того как швейцарский писатель поки­
нул этот мир (20августа 1923 г.), ничего кардинально нового с точ­
ки зрения общественного строительства не было изобретено, а Ита­
лия вместо ожидаемого очередного вклада в копилку цивилизации 15
пережила одну из самых печальных страниц своей истории. Демо­
кратия выжила, сохранилась в обновленном обличье и реализовала
свои преимущества перед диктатурой; а может быть, так повернулось
колесо Фортуны. К сожалению, «демократия» 16 , которую сегодня
пропагандируют как светлое будущее, сохранила все свои недостат­
ки, о которых Парето говорит применительно к демагогической плу­
тократии. Парето не знал, что печатание денег может при опреде­
ленных условиях стать почти неиссякаемым источником богатства,
он только предостерегал от этой иллюзии. Фашизм оказал плохую
услугу человечеству, которое никак не успокоится на золотой сере­
дине между деспотическим порядком, превращающимся в произвол,
и открытым обществом, чреватым анархией и вопиющим неравен­
ством. Существует ли такое среднее состояние? Было бы очень по­
лезно продолжить опыты Парето, развить его мысли о прогнози­
ровании с помощью исследования общих законов и т.д., но его на­
следие изучают сегодня преимущественно историки, а от них трудно
ожидать революционных открытий.
Труды Вильфредо Федерико Дамазо Парето, как и труды любо­
го ученого, предлагают нам формулы, которые могут пригодиться
для определенных целей. Вопрос в том, насколько

Скачать:PDFTXT

собственность наравне с частной и не предрекает по­ражения или триумфа ни одной из них. Он лишь отмечает, что в со­временном производстве непосредственно руководит предприяти­ем и выполняет организационные функции, как правило,