1
II Resto del Carlino. 1921. 4 ottobre.
2
Опубликовано в этом томе. — Прим. итал. ред.
152
РАСПАД ГОСУДАРСТВА
красноречивые, здесь не помогут, как и усилия правителей, благим
намерениям которых не соответствует степень их могущества.
Джолитти предупреждал, что во избежание больших бед не
обходимо восстановить авторитет государства, но многие из тех,
кто с ним согласился, затем оставили его, в том числе по причине
несогласия с его экономической политикой.
Придя к власти, Джолитти активно принялся за дело, лавируя
среди множества опасностей. Так как он не пользовался поддержкой
Палаты депутатов, он решил опереться на население страны и на
значил новые выборы, но новая Палата оказалась не лучше преж
ней. В конце концов, лишившись какой бы то ни было популяр
ности, он ушел в отставку, уступив свою неблагодарную должность
другим.
Хотелось бы надеяться, что к этим другим судьба будет более благо
склонна, но пока что эти надежды малоутешительны.
Попытки разоружения в некоторых частях страны окончились
ничем; введение более суровых, репрессивных мер не помогло, со
ответствующие законы не исполняются, как и множество им подоб
ных на закате Римской империи. В целом множество законов являет
ся симптомом болезни, а не лекарством от нее. Правительственные
чиновники, которым выгодно не выполнять собственные обязан
ности, не соблюдать законы, а входить в расположение к тем, кому
водоворот политических событий и упадок авторитета государства
дают некоторую власть, в атмосфере постоянных парламентских ин
триг и хитроумных комбинаций, направленных на получение или со
хранение большинства в правительстве, в конце концов отказывают
ся от преследования интересов государства и соблюдения законов,
как бы повисающих в воздухе.
Странная вещь, напоминающая о Средних веках,—соглашение ме
жду фашистами и социалистами, заключенное с одобрения прави
тельства, которое вынуждено выпрашивать у граждан то, чего оно
должно требовать. Это соглашение представляется многим предзна
менованием лучшего будущего, но оно является лишь одним из при
знаков падения авторитета государства.
Чтобы не вдаваться в подробности, умолчу о новом обычае дей
ствовать во внешней политике под давлением большинства.
Авторитет государства умаляется не только насилием. Мы уже
не знаем, какие законы в силе, какие нормы действуют. Сущест
вует ли еще в Италии частная собственность? Если существует,
то как она уживается с захватом не только необрабатываемых зе-
*53
ВИЛЬФРЕДО ΠΑΡΕΤΟ
мель, но и цветущих полей, с отнятием фабрик, со многими други
ми вещами, например знаменитым третейским решением Бьянки 3 ?
Если нет, то что является ее законной заменой? Ленин пытается по
ставить на место частной собственности коммунизм. Что собирает
ся поставить на ее место итальянское государство?
Мы движемся к самому примитивному хаосу без малейших пробле
сков возрождения, к таким порядкам, при которых самодуры будут
навязывать свою волю, сильные будут господствовать, любой мел
кий коллектив будет диктовать свои законы, свой кодекс поведения,
свое правосудие и настаивать на полноте своей власти вплоть до jus
gladii {права меча, т.е. права казнить. В тексте, видимо, опечатка —
jus glaudii) 4 .
3
«Третейское решение в Сорезине» (lodo di Soresina или lodo Bianchi) — приня
тая ίο августа 1921 г. форма сотрудничества между крестьянами и землевладель
цами, предусматривавшая вместо выплаты зарплаты соучастие в прибылях
и убытках предприятий. — Прим. перев.
4
Парето был убежден в том, что Италия находится в критической точке социаль
ной эволюции. «Следует понять, продолжится цикл демагогической плутокра
тии или произойдет радикальная перемена. Вопрос очень сложный». Фашист
ское движение представлялось ему неорганичным, лишенным идеала, мифа,
программы. «…В конце концов фашистская интермедия может сыграть на руку
социализму, освободив его от коммунистов, и дополнительно усилить власть
паразитов буржуазного общества». — Прим. итал. ред.
С О Ц И А Л Ь Н Ы Й ВОПРОС 1
I
Нелегко сказать, что именно означает выражение «социальный во
прос». Оно относится к многочисленной категории терминов, ко
торые каждый понимает или считает понятными, но никто не мо
жет дать им точное определение. Впрочем, если вдуматься, мы уви
дим, что это невозможно, так как речь идет о смутной и зыбкой
идее, подсказанной чувством и ускользающей от научного суждения.
Тем не менее именно к нему я хочу здесь прибегнуть. Я должен преду
предить об этом читателя, чтобы он не тратил время на поиск того,
чего не сможет найти в этой статье. Я отношусь с большим уважени
ем к чувствам, которые испытывают многие при словах социальный
вопрос, однако в данном случае мне необходимо обратиться к внеш
нему анализу постольку, поскольку речь идет об обычных фактах, до
ступных нам в опыте.
Мой метод детальным образом описан в книге «Социология», по
этому я не стану на нем останавливаться.
При самом поверхностном знании истории можно заметить,
что в любую эпоху наблюдаются те же чувства и интересы, которые
сегодня подразумеваются, когда мы говорим о социальном вопросе.
Они встречаются даже в легенде, и это показывает нам настроение
людей, среди которых она родилась.
Вот случайный пример, избранный из многих.
Во второй песни «Илиады» Терсит разражается проклятиями в ад
рес Агамемнона, причем в таких выражениях, которые, за исключени
ем технических деталей, всегда употребляются пролетариями. Терсит
упрекает царя в том, что тот присвоил подавляющую часть богатств,
накопленных общим трудом; в том, что он явился причиной всех бед
ахейцев, и в заключение призывает последних к отказу от сотрудни
чества, как сказали бы мы сегодня —к забастовке: «Вернемся хотя бы
домой, —говорит он, —на наших кораблях, и оставим его у Трои с его
приобретениями, чтобы он понял, нужны мы ему или нет».
1
La question sociale//Scientia. 1922. 1 gennaio. P. 37-46.
!55
ВИЛЬФРЕДО ΠΑΡΕΤΟ
В то время и позднее, в Древней Греции и в Риме, война и гра
беж как средства накопления богатств были тем же, чем является
для современных народов промышленное производство, а дележ
между вождями и их соратниками соответствовал распределению
доходов между господствующим классом и трудящимся населени
ем. Тогда, как и сегодня да и всегда, каждая из сторон стремилась
увеличить свою долю за счет других, возмущалась их противодей
ствием этому стремлению и предавалась изощренным этическим,
метафизическим и теологическим спекуляциям по этому поводу.
Nominor quoniam leo,—говорит одна сторона; Sic totam praedam sola
improbitas abstulit 2 , —возражает другая. «Прибавочная стоимость» —
это современный термин, но его смысл древний, как мир.
Возможно, в те времена, когда сочинялись стихи «Илиады», суще
ствовали теории, подобные нынешним, целью которых было устано
вить, кто должен руководить совместным предприятием. В словах,
формулирующих знаменитый принцип Античности: «Одновремен
ную власть многих нельзя считать правильной», —слышится голос
наших капиталистов, протестующих против контроля, который по
литики хотят ввести в промышленности.
История Древней Греции и Рима открывает перед нами целый
ряд социальных вопросов, иногда улаживаемых с помощью зако
нов, иногда в ходе революций, но всегда заканчивающихся переде
лом имущества в пользу одной из враждующих сторон или некоего
третьего проходимца.
Солон попытался разрешить подобный вопрос в Афинах; Агид IV3
и Клеомен 4 проводили аналогичные эксперименты в Спарте, хотя
и неудачно.
2
Потому что мое имя —лев… Так вся добыча была неправедно присвоена (лат.).
Федр. Басни. I, 5- Русский вариант: Крылов И. А. Лев на ловле. — Прим. перев.
3
Агид IV, сын Эвдамида, стал царем Спарты в 250 г. до н.э. Он разработал про
грамму распределения земель, отмены ипотеки и долгов, чтобы улучшить
положение плебса и добиться укрепления демократии. Его противники вос
пользовались отсутствием царя в Спарте, когда он был на войне ахейцев про
тив этолийцев, и отказались от этой программы, а затем арестовали и убили
его. — Прим. итал. ред.
4
Клеомен III стал спартанским царем в 236 г. до н. э. Одержав несколько побед
над Ахейской лигой, он провел ряд реформ, направленных на ослабление вла
сти эфоров. Он предоставил права гражданства периекам, раздробил круп
ные земельные владения и всячески содействовал благосостоянию низших
социальных групп. Потерпев поражение от царя Македонии Антиоха Досо-
156
СОЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Аграрные законы играли в римской истории важнейшую роль.
Поначалу, как и на протяжении длительного времени в дальней
шем, они представляли собой попытки урегулировать распределе
ние завоеванного, т.е. ager publicus (общественных земель) 5 , между
ассоциациями и только впоследствии стали санкционировать захва
ты ager privatus (частных земель). В этом смысле они возродились
в наше время в виде декретов итальянского правительства, обеспе
чивающих законное основание для произвольных захватов частной
собственности.
Закон Антония предписывал раздачу ветеранам Цезаря общест
венных и даже частных земель. После битвы при Анции 6 в Италии
на землях прежних владельцев были основаны восемнадцать воен
ных колоний; таким образом, были выполнены обещания триумви
ров, данные солдатам, чтобы вдохновить их на битву.
В наше время также давались подобные обещания, однако они
были отчасти забыты под предлогом улучшения культуры обра
ботки почвы, которая, к сожалению, всегда относилась к области
предположений.
После падения Римской империи социальные вопросы как будто
испарились, но вскоре появились снова. В Средние века и немного
позднее они выступали в религиозной форме, что характерно поч
ти для всех человеческих проявлений того времени. В дальнейшем
они принимают псевдонаучные формы и в таком виде предстают пе
ред нами сегодня.
Примечательно, что в Греции и в Риме социальные вопросы, как
правило, не получали решения, по крайней мере в том смысле, ка
кой мы обычно придаем этому понятию. Они устранялись под дей
ствием внешних причин, каковыми к Греции было римское завоева
ние, а в Риме—основание империи. Во времена Цицерона аграрный
на в одной из битв против Ахейской лиги, Клеомен был вынужден укрыться
в Египте у Птолемеев и попытался поднять [здесь] восстание, но его план про
валился. Он