1Ö2
СОЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Даже там, где, как в современной России, утвердился, по крайней
мере номинально, коммунизм, неравенство доходов и жизненного
уровня сохраняется и остается значительным.
Что было заметно всегда и наблюдается сегодня —это разнообра
зие факторов, вызывающих неравенство. Чисто экономическая со
ставляющая никогда не была определяющей; рано или поздно, ино
гда через столетия ее подкрепляли другие факторы, в основном
вооруженная сила. В недавнее время ее попытались заменить изби
рательным правом для большинства, поставить комиции на место
легионов. Возможно, мы достигли критической точки и ближайшее
будущее покажет, можно ли полностью устранить силовой фактор.
Некогда один народ мог военным путем завладеть богатствами
другого; теперь он должен рассчитывать только на собственное про
изводство. Есть одно «но», о котором нельзя забывать, хотя во мно
гих проектах так и происходит, — что производство обеспечивает
ограниченный объем богатств, поэтому источник, из которого пра
вительства черпают средства для вознаграждения своих сторонни
ков и приобретения новых, решения политических и прочих со
циальных вопросов, также не бездонный. Если бы дело обстояло
иначе, управлять было бы довольно легко и подобные вопросы ре
шались бы без труда.
Что касается налогов, то здесь следует учитывать две вещи —фор
му и их долю по отношению к сумме изымаемых богатств. Если эта
доля невелика, форма приобретает главенствующее значение; но она
отходит на второй план и вообще становится несущественной, если
богатствам наносится серьезный ущерб; в этом случае главной явля
ется взимаемая сумма. Экономический крах Римской империи был
вызван не столько тем, что налоги были неправильными, сколько
их чрезмерной величиной.
На протяжении всего XIX в. и в предвоенный период рост нало
гов не превышал роста богатств. Разница в темпах роста обеспечи
вала успех отдельных мероприятий, но сегодня они могут оказать
ся бесполезными, потому что этот запас уменьшился и продолжает
уменьшаться.
Нужно установить, приближаемся мы или еще далеки от того
предела, за которым резкое уменьшение суммы богатств приведет
к роковому обнищанию нации. Более того, богатство, используемое
в виде капиталов, не может быть уменьшено без ущерба для экономи
ческого и социального развития. Говорили, что прогресс —это раз
новидность капитализации. Точно так же можно сказать, что про
гресс замедляется вместе с капитализацией независимо, разумеется,
163
В И Л Ь Ф Р Е Д О ΠΑΡΕΤΟ
от характера последней, будь она связана с частной собственностью
или нет.
Мы можем уменьшить сумму частного капитала при условии уве
личения другого (например, обобществленного) капитала. К сожале
нию, правительства сегодня нарушают это правило, потому что не
обходимость заставляет их облагать продукцию непомерными нало
гами, подрывать частный капитал, не заменяя его обобществленным
капиталом. Вот тот социальный вопрос, который должен был бы
стать сегодня самым главным.
Выскажем еще одно общее соображение. Теоретическое реше
ние социально-экономических проблем мало что значит по сравне
нию с наличием средств, позволяющих его использовать. Те, кто ве
рит, что миром правит разум, видят такое средство в доводах логи
ки и распространении истины. Те, кто знает, сколь значительную
роль в природе социальных явлений играют чувства и интересы, по
нимают, что поиск такого средства не менее, а скорее более важен,
чем имеющееся или предполагаемое теоретическое решение задачи.
Опыт заставляет усомниться в полезности индивидуальных усилий,
даже если речь идет о гениях. Таким способом мы придем в конце
к пониманию не того, что можно сделать, а что по всей вероятности
будет сделано.
За недостатком места мы не будем останавливаться на последнем
вопросе. Но мы должны были по крайней мере указать на него, что
бы ясно обрисовать важность всестороннего обобщения предмета,
которым мы занимались в этой статье.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ 1
По мнению многих, высшее достижение науки —это не только описы
вать явления прошлого, но и предсказывать будущие. По этому пути,
в отличие от общественных дисциплин, идут естественные науки.
Прогрессу общественных наук мешают многообразные препят
ствия. Умолчу о сложности предмета, поскольку она хорошо извест
на; не буду говорить и о влиянии теологии, метафизики, чувств, по
скольку я подробно рассматривал его в другом месте; я хочу лишь
исследовать степень вероятности, которую опытная наука может
обеспечить отдельным видам прогнозов. Тем не менее, чтобы сде
лать свои рассуждения понятными, мне придется коротко напо
мнить о некоторых вещах.
Экспериментальная наука по своей сути относительна, в качестве
таковой она рассматривает логику, полагая, что в силлогизме, т.е.
в выводе, содержится лишь то, что имеется в предпосылках, без вся
ких добавлений, т.е. меняется только форма, а не существо. В ка
ком-то смысле опытная наука вносит в социальные дисциплины ре
лятивизм, который уже давно распространился в физико-математи
ческих науках и с каждым днем все более их захватывает.
Формулировки, которые в общественных науках получают назва
ние законов, представляют собой попросту констатацию единообра
зия, замечаемого в фактах, а добавление эпитета общие указывает
лишь на то, что они обобщают огромное множество фактов.
Рассуждения (деривации) 2 , встречающиеся в социальных науках,
напротив, в большей или меньшей степени являются безусловными;
но если бы мы захотели по этой причине исключить их из сферы
науки, нам пришлось бы отказаться от векового опыта, отраженного
в них; мы должны были бы рассматривать только известные нам го
лые факты и не могли бы воспользоваться многочисленными их опи
саниями, в которых к опыту примешиваются выходящие за его рам-
1
Rivista d’Italia. 1922. 15 aprile. P. 370-389.
2
Значение этого термина объясняется в «Социологии».
165
В И Л Ь Ф Р Е Д О ΠΑΡΕΤΟ
ки соображения. Поэтому следует избрать другой путь и постараться
отделить опытные данные от прибавленных к ним примесей. Оче
видно далее, что тем, кто верит в абсолют, эти примеси придают уве
ренность, а с точки зрения тех, кто довольствуется опытом, степень
вероятности определяется долей, остающейся после их устранения.
Абсолют часто выступает в форме предписания. Впрочем, это мо
жет быть (хотя в социальных науках нечасто) эквивалентом прогно
за. Например, это равнозначно высказыванию, что в евклидовой
геометрии угол треугольника должен быть равен ι8ο°, минус сумма
двух других, или что он будет таким.
В иных случаях завеса предписания может быть умело приподня
та, как поступают, например, оракулы. В речении Дельфийского ора
кула афинянам было сказано, что «Зевс дозволяет Афине, чтобы де
ревянная стена была неприступной только для спасения тебя и тво
их детей». Если убрать Зевса и Афину, останется лишь основанный
на опыте прогноз, но при этом исчезнет убежденность верующих
и сохранится более или менее высокая степень вероятности в зави
симости от фактов, известных дельфийским жрецам и обосновываю
щих их прогноз.
Впрочем, часто бывает, что когда некто сообщает, что нечто дол
жно произойти, неизвестно (в том числе, вероятно, и ему самому)
какова в этом должно доля абсолютного, а какова относительного
и опытного. Например, читая четырнадцать томов, посвященных ли
беральной империи Эмилем Оливье 3 , трудно понять, руководствуется
он абсолютными принципами или опытным релятивизмом. Можно
привести цитаты в пользу как первого тезиса, так и второго. То же са
мое может быть сказано о бесчисленном множестве авторов—и древ
них, и новых. Когда наши современники рассуждают о божественном
пролетариате, нельзя понять, имеют они в виду абсолютный прин
цип, не подчиняющийся никаким правилам вероятности, или излага
ют экспериментальные теоремы, более или менее доказуемые.
Верующие, в глазах которых абсолют господствует над опытом,
безусловно не испытывают сомнений. Не стоит противопоставлять
опыт ни богам, которыми изобилует пантеон человечества, ни иде
ям, которыми так же кишит сознание метафизиков, категорическим
императивам, творениям реальности (если допустить, что эти тер
мины имеют смысл), ни другим, столь же возвышенным концепци
ям. Все это может быть (и бывает) в высшей степени полезно для об-
3
Эмиль Оливье (ι825 _ ΐ9 1 3) — депутат и министр в правительстве Наполеона III,
автор истории Второй империи. — Прим. перев.
166
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
щества, но не имеет отношения к опыту, который является для нас
здесь единственной путеводной звездой, так что мы не хотим иметь
дела с тем, что выходит за пределы опыта.
Следует помнить еще об одном феномене общего характера. Об
щественные и другие явления часто имеют циклическую форму,
что отмечалось в более или менее отчетливом виде во все эпохи;
в метафизическом и очень несовершенном у Вико, в столь же мета
физическом и менее несовершенном у Герберта Спенсера; а опытная
наука пока что исследовала этот феномен очень мало.
Чтобы лучше понять предмет, было бы неплохо привести несколь
ко примеров таких явлений; если бы позволяло место, я обратил
ся бы к примерам из статей «Прибыль и обмен», «Формы экономи
ческих явлений и прогнозы» 4 ; из последней я должен процитировать
отдельные отрывки.
«Путем интерполяции можно выделить три типа колебаний, ча
сто совершенно различных, а именно: (а) Долговременные колеба
ния. (Ь) Среднесрочные колебания, (с) Краткосрочные колебания.
Взаимосвязь явлений выглядит по-разному в зависимости от того,
рассматриваются длительные, средние или короткие отрезки време
ни, эта связь может быть прямо противоположной. Например, спе
куляция влияет на денежный курс и на цены вообще в рамках сред
несрочных и краткосрочных колебаний в значительной степени
независимо от общего хода процесса. Это порождает ошибочные
представления о том, что колебания курса в целом зависят от веры
в платежеспособность государства, в то время как такое доверие су
щественно только в рамках кратковременных циклов, иногда, воз
можно, среднесрочных».
При рассмотрении краткосрочных (точнее, очень кратких) коле
баний часто эмпирический подход помогает больше, чем научный.
Что касается средних, то здесь они выступают на равных, если эм
пиризм сочетается со знанием о многочисленных циклах, совершав
шихся в прошлом. Исследование длительных и очень долгих колеба
ний является уделом науки.
Опытный игрок на бирже может угадать, пойдет рентный доход
вверх или вниз, но он не способен узнать (да ему это и не нужно), ка
ким этот доход будет через несколько лет, между тем как опытная нау
ка сможет определить (хотя лишь в пределах вероятности), достиг
нет страна, выплачивающая