Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Трансформация демократии
и социальной точки зрения.
Впрочем, и в других обстоятельствах можно говорить о двух ви­
дах пользы. С экономической точки зрения профсоюзные органи­
зации еще не проявили себя на опыте. В этом смысле они принад­
лежат скорее будущему, чем прошлому или настоящему. До сих пор
они были способны больше защищать корпоративные интересы
и, возможно, влиять на распределение богатств, чем на их произ­
водство. Предприятий, находящихся в собственности трудящихся
или в их управлении, пока не существуют. Те, которые пытались со­
здавать, наподобие стекольного производства Альби, стали коопера­
тивами или чем-то похожим на них.
Что касается распределения богатств, то от глубокой древно­
сти до наших дней насчитывается множество проектов, целью ко­
торых было установление всеобщего равенства. Ни один из этих
проектов не увенчался успехом, и трудно рассчитывать, что в буду­
щем что-то изменится. Неравенство в той или иной форме являет­
ся, по-видимому, неискоренимым свойством человеческой природы.

1Ö2
СОЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Даже там, где, как в современной России, утвердился, по крайней
мере номинально, коммунизм, неравенство доходов и жизненного
уровня сохраняется и остается значительным.
Что было заметно всегда и наблюдается сегодня —это разнообра­
зие факторов, вызывающих неравенство. Чисто экономическая со­
ставляющая никогда не была определяющей; рано или поздно, ино­
гда через столетия ее подкрепляли другие факторы, в основном
вооруженная сила. В недавнее время ее попытались заменить изби­
рательным правом для большинства, поставить комиции на место
легионов. Возможно, мы достигли критической точки и ближайшее
будущее покажет, можно ли полностью устранить силовой фактор.
Некогда один народ мог военным путем завладеть богатствами
другого; теперь он должен рассчитывать только на собственное про­
изводство. Есть одно «но», о котором нельзя забывать, хотя во мно­
гих проектах так и происходит, — что производство обеспечивает
ограниченный объем богатств, поэтому источник, из которого пра­
вительства черпают средства для вознаграждения своих сторонни­
ков и приобретения новых, решения политических и прочих со­
циальных вопросов, также не бездонный. Если бы дело обстояло
иначе, управлять было бы довольно легко и подобные вопросы ре­
шались бы без труда.
Что касается налогов, то здесь следует учитывать две вещи —фор­
му и их долю по отношению к сумме изымаемых богатств. Если эта
доля невелика, форма приобретает главенствующее значение; но она
отходит на второй план и вообще становится несущественной, если
богатствам наносится серьезный ущерб; в этом случае главной явля­
ется взимаемая сумма. Экономический крах Римской империи был
вызван не столько тем, что налоги были неправильными, сколько
их чрезмерной величиной.
На протяжении всего XIX в. и в предвоенный период рост нало­
гов не превышал роста богатств. Разница в темпах роста обеспечи­
вала успех отдельных мероприятий, но сегодня они могут оказать­
ся бесполезными, потому что этот запас уменьшился и продолжает
уменьшаться.
Нужно установить, приближаемся мы или еще далеки от того
предела, за которым резкое уменьшение суммы богатств приведет
к роковому обнищанию нации. Более того, богатство, используемое
в виде капиталов, не может быть уменьшено без ущерба для экономи­
ческого и социального развития. Говорили, что прогресс —это раз­
новидность капитализации. Точно так же можно сказать, что про­
гресс замедляется вместе с капитализацией независимо, разумеется,

                                                          163

В И Л Ь Ф Р Е Д О ΠΑΡΕΤΟ

от характера последней, будь она связана с частной собственностью
или нет.
Мы можем уменьшить сумму частного капитала при условии уве­
личения другого (например, обобществленного) капитала. К сожале­
нию, правительства сегодня нарушают это правило, потому что не­
обходимость заставляет их облагать продукцию непомерными нало­
гами, подрывать частный капитал, не заменяя его обобществленным
капиталом. Вот тот социальный вопрос, который должен был бы
стать сегодня самым главным.
Выскажем еще одно общее соображение. Теоретическое реше­
ние социально-экономических проблем мало что значит по сравне­
нию с наличием средств, позволяющих его использовать. Те, кто ве­
рит, что миром правит разум, видят такое средство в доводах логи­
ки и распространении истины. Те, кто знает, сколь значительную
роль в природе социальных явлений играют чувства и интересы, по­
нимают, что поиск такого средства не менее, а скорее более важен,
чем имеющееся или предполагаемое теоретическое решение задачи.
Опыт заставляет усомниться в полезности индивидуальных усилий,
даже если речь идет о гениях. Таким способом мы придем в конце
к пониманию не того, что можно сделать, а что по всей вероятности
будет сделано.
За недостатком места мы не будем останавливаться на последнем
вопросе. Но мы должны были по крайней мере указать на него, что­
бы ясно обрисовать важность всестороннего обобщения предмета,
которым мы занимались в этой статье.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ 1

По мнению многих, высшее достижение науки —это не только описы­
вать явления прошлого, но и предсказывать будущие. По этому пути,
в отличие от общественных дисциплин, идут естественные науки.
Прогрессу общественных наук мешают многообразные препят­
ствия. Умолчу о сложности предмета, поскольку она хорошо извест­
на; не буду говорить и о влиянии теологии, метафизики, чувств, по­
скольку я подробно рассматривал его в другом месте; я хочу лишь
исследовать степень вероятности, которую опытная наука может
обеспечить отдельным видам прогнозов. Тем не менее, чтобы сде­
лать свои рассуждения понятными, мне придется коротко напо­
мнить о некоторых вещах.
Экспериментальная наука по своей сути относительна, в качестве
таковой она рассматривает логику, полагая, что в силлогизме, т.е.
в выводе, содержится лишь то, что имеется в предпосылках, без вся­
ких добавлений, т.е. меняется только форма, а не существо. В ка­
ком-то смысле опытная наука вносит в социальные дисциплины ре­
лятивизм, который уже давно распространился в физико-математи­
ческих науках и с каждым днем все более их захватывает.
Формулировки, которые в общественных науках получают назва­
ние законов, представляют собой попросту констатацию единообра­
зия, замечаемого в фактах, а добавление эпитета общие указывает
лишь на то, что они обобщают огромное множество фактов.
Рассуждения (деривации) 2 , встречающиеся в социальных науках,
напротив, в большей или меньшей степени являются безусловными;
но если бы мы захотели по этой причине исключить их из сферы
науки, нам пришлось бы отказаться от векового опыта, отраженного
в них; мы должны были бы рассматривать только известные нам го­
лые факты и не могли бы воспользоваться многочисленными их опи­
саниями, в которых к опыту примешиваются выходящие за его рам-

1
Rivista d’Italia. 1922. 15 aprile. P. 370-389.
2
Значение этого термина объясняется в «Социологии».

                                                           165

В И Л Ь Ф Р Е Д О ΠΑΡΕΤΟ

ки соображения. Поэтому следует избрать другой путь и постараться
отделить опытные данные от прибавленных к ним примесей. Оче­
видно далее, что тем, кто верит в абсолют, эти примеси придают уве­
ренность, а с точки зрения тех, кто довольствуется опытом, степень
вероятности определяется долей, остающейся после их устранения.
Абсолют часто выступает в форме предписания. Впрочем, это мо­
жет быть (хотя в социальных науках нечасто) эквивалентом прогно­
за. Например, это равнозначно высказыванию, что в евклидовой
геометрии угол треугольника должен быть равен ι8ο°, минус сумма
двух других, или что он будет таким.
В иных случаях завеса предписания может быть умело приподня­
та, как поступают, например, оракулы. В речении Дельфийского ора­
кула афинянам было сказано, что «Зевс дозволяет Афине, чтобы де­
ревянная стена была неприступной только для спасения тебя и тво­
их детей». Если убрать Зевса и Афину, останется лишь основанный
на опыте прогноз, но при этом исчезнет убежденность верующих
и сохранится более или менее высокая степень вероятности в зави­
симости от фактов, известных дельфийским жрецам и обосновываю­
щих их прогноз.
Впрочем, часто бывает, что когда некто сообщает, что нечто дол­
жно произойти, неизвестно (в том числе, вероятно, и ему самому)
какова в этом должно доля абсолютного, а какова относительного
и опытного. Например, читая четырнадцать томов, посвященных ли­
беральной империи Эмилем Оливье 3 , трудно понять, руководствуется
он абсолютными принципами или опытным релятивизмом. Можно
привести цитаты в пользу как первого тезиса, так и второго. То же са­
мое может быть сказано о бесчисленном множестве авторов—и древ­
них, и новых. Когда наши современники рассуждают о божественном
пролетариате, нельзя понять, имеют они в виду абсолютный прин­
цип, не подчиняющийся никаким правилам вероятности, или излага­
ют экспериментальные теоремы, более или менее доказуемые.
Верующие, в глазах которых абсолют господствует над опытом,
безусловно не испытывают сомнений. Не стоит противопоставлять
опыт ни богам, которыми изобилует пантеон человечества, ни иде­
ям, которыми так же кишит сознание метафизиков, категорическим
императивам, творениям реальности (если допустить, что эти тер­
мины имеют смысл), ни другим, столь же возвышенным концепци­
ям. Все это может быть (и бывает) в высшей степени полезно для об-

3
Эмиль Оливье (ι825 _ ΐ9 1 3) — депутат и министр в правительстве Наполеона III,
автор истории Второй империи. — Прим. перев.

166
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ

щества, но не имеет отношения к опыту, который является для нас
здесь единственной путеводной звездой, так что мы не хотим иметь
дела с тем, что выходит за пределы опыта.
Следует помнить еще об одном феномене общего характера. Об­
щественные и другие явления часто имеют циклическую форму,
что отмечалось в более или менее отчетливом виде во все эпохи;
в метафизическом и очень несовершенном у Вико, в столь же мета­
физическом и менее несовершенном у Герберта Спенсера; а опытная
наука пока что исследовала этот феномен очень мало.
Чтобы лучше понять предмет, было бы неплохо привести несколь­
ко примеров таких явлений; если бы позволяло место, я обратил­
ся бы к примерам из статей «Прибыль и обмен», «Формы экономи­
ческих явлений и прогнозы» 4 ; из последней я должен процитировать
отдельные отрывки.
«Путем интерполяции можно выделить три типа колебаний, ча­
сто совершенно различных, а именно: (а) Долговременные колеба­
ния. (Ь) Среднесрочные колебания, (с) Краткосрочные колебания.
Взаимосвязь явлений выглядит по-разному в зависимости от того,
рассматриваются длительные, средние или короткие отрезки време­
ни, эта связь может быть прямо противоположной. Например, спе­
куляция влияет на денежный курс и на цены вообще в рамках сред­
несрочных и краткосрочных колебаний в значительной степени
независимо от общего хода процесса. Это порождает ошибочные
представления о том, что колебания курса в целом зависят от веры
в платежеспособность государства, в то время как такое доверие су­
щественно только в рамках кратковременных циклов, иногда, воз­
можно, среднесрочных».
При рассмотрении краткосрочных (точнее, очень кратких) коле­
баний часто эмпирический подход помогает больше, чем научный.
Что касается средних, то здесь они выступают на равных, если эм­
пиризм сочетается со знанием о многочисленных циклах, совершав­
шихся в прошлом. Исследование длительных и очень долгих колеба­
ний является уделом науки.
Опытный игрок на бирже может угадать, пойдет рентный доход
вверх или вниз, но он не способен узнать (да ему это и не нужно), ка­
ким этот доход будет через несколько лет, между тем как опытная нау­
ка сможет определить (хотя лишь в пределах вероятности), достиг­
нет страна, выплачивающая

Скачать:PDFTXT

и социальной точки зрения.Впрочем, и в других обстоятельствах можно говорить о двух ви­дах пользы. С экономической точки зрения профсоюзные органи­зации еще не проявили себя на опыте. В этом смысле они