4
Обе статьи опубликованы в сборнике: Fatti е teorie. Vallecchi editore. Firenze.
167
ВИЛЬФРЕДО ΠΑΡΕΤΟ
исход голосования в парламенте, ближайшие последствия приня
тия закона и гораздо реже его отдаленные последствия, как и послед
ствия этого голосования, но ему чрезвычайно трудно судить о том,
как это отзовется через годы.
В этих и подобных случаях эмпирические прогнозы в значитель
ной мере основываются на опыте, хотя люди это редко замечают,
потому что здесь главную роль играет интуиция, а не умозаключе
ния, причем выводы интуиции получают очень наивное объяснение
или не получают никакого.
Напротив, в долгосрочных предсказаниях интуиция не играет
почти никакой роли, поскольку они основываются преимуществен
но на обобщении повторяющихся явлений.
Число удачных краткосрочных прогнозов бесконечно. Обратимся
к нескольким примерам.
Если намечаются перемены в политическом или социальном пла
не, их часто сопровождают некоторые предзнаменования, кото
рые позволяют эмпирикам делать прогнозы с известной степенью
вероятности.
Так, на закате Римской республики многие предвидели, что то
гдашнее положение не может длиться долго. Эти ощущения отразил
ответ гаруспиков, приводимый Цицероном. В нем говорилось: бес
смертные боги «предостерегают, что раздоры и несогласие между оп-
тиматами могут привести к убийствам и нападениям на сенаторов
и лучших людей, лишившись поддержки, они погибнут; в результате
управление провинциями перейдет к одному лицу, войска потерпят
поражение и наступит крах»5.
На закате французской монархии можно наблюдать подобные же
чувства. Любопытный анекдот приводит Башомон. 20июля 1763 г. не
кий священник, проповедуя в церкви Св. Евстахия в Париже, гово
рил: «В королевстве, где постоянно сталкиваются скипетр и кади
ло, рано или поздно произойдет революция… Кризис свирепствует,
и революция уже близка»6.
Во времена Директории многие ожидали наступления больших пе
ремен. Из множества примеров упомянем слова Малле дю Пана7: «Те,
5
De harusp. responsis.3. XIX. 40.
6
Memoirs secrets. i-er août 1763. Автор добавляет: «Священник, произносивший
эту речь, был приговорен судом Шатле к аресту».
7
Как известно, Жак Малле дю Пан (i749 _ 1 ^ 0 °) » выходец из Селиньи, был редакто
ром газеты «Меркюр де Франс», на страницах которой он защищал интересы
либерально-монархического лагеря.—Прим. игпал. ред.
i68
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
кто полагает, что бессмертная республика со временем погибнет, не
сомненно, правы; но если они думают, что ее более или менее близ
кое падение послужит своевременным предостережением для осталь
ной Европы, если они рассчитывают, что при этом белое превратится
в черное, то они ошибаются, потому что на месте сегодняшней респуб
лики может образоваться ее монархический или диктаторский сур
рогат»8. Таковыми в действительности были Консульство и Империя.
Там же, во Франции, делались прогнозы будущих катастроф, когда
события обратились против Второй империи. Эмиль Оливье гово
рит, что в 1867 г. «мрачные пророчества воспринимались сочувствен
но»9. Он цитирует донесение префекта полиции Пьетри 10 п : «К ка
ким бы источникам ни обращаться, кого бы ни спрашивать, какие бы
сведения ни собирать, сегодняшнее положение внушает мало опти
мизма; с какой стороны ни взглянешь, ощутимо явное беспокойство,
недоверие, внушающее резкую враждебность».
Сегодня такая атмосфера царит во всей Европе; очень многие раз
очаровались в настоящем и смотрят в будущее12 с ожиданием катаст
роф. Правы ли они? Эмпиризм не в состоянии дать удовлетворитель
ный ответ на этот вопрос.
У Полибия по поводу эмпиризма есть удачное замечание, с кото
рым не сравнятся суждения современной науки. Он пишет (VI, 3,1):
«По отношению ко всем эллинским государствам, которые неодно
кратно то возвышаются, то приходят в полный упадок, легко бывает
и излагать предшествующую историю, и предсказывать будущее. Ибо
легко передать, что знаешь, и нетрудно предсказать будущее на осно
вании прошлого» 13 .
Именно таков эмпирический метод, который строит прогнозы бу
дущих событий на прошлых циклах; по сей день это главный способ
нашего прогнозирования экономических кризисов.
8
Correspondance inédite de Mallet du Pan. T. II. P. 86-87. x97^· 2 0 ma
i-
9
L’Empire liberal. T. IX. P. 600.
10
Пьер-Мари Пьетри (1809-1864) —префект полиции с 1852 г. Он подал в отставку
после покушения Орсини [на Наполеона III]. — Прим итал. ред. [В данном слу
так
чае речь идет, видимо, о префекте полиции Жоакиме Пьетри (1818-1873)»
как Пьер-Мари ушел в 1858 г. —Прим. перев.]
11
Loc. cit. P. 601-602.
12
Настроение многих наших современников стоит сравнить со словами Цицеро
на в письме к Аттику (Ι, ι8): «Но в настоящее время не удается найти ни госу
дарственного мужа, ни даже его тени» (пер. В. О. Горенштейна).
13
Пер. Ф. Г. Мищенко.
i6g
ВИЛЬФРЕДО ΠΑΡΕΤΟ
Но Полибий идет дальше и тут же приводит случай, в котором
этот способ не срабатывает. «Что касается Римского государства,
то при многосложности устройства весьма нелегко изобразить тепе
решнее его состояние, а равно при [нашем. — Прим. Парето] незна
нии особенностей прежнего порядка общественной и частной жиз
ни римлян трудно предсказать будущее».
Затем он справляется с этой трудностью, выводя опыт за пределы
простого эмпиризма и обращаясь к общим закономерностям; опира
ясь на них, предсказывает подготовленный демагогическим режи
мом конец Римской республики (LVII). Сам прием правилен, но при
менен он не очень удачно. Многие закономерности, предполагаемые
Полибием, неточны и отчасти вымышлены, но иначе и не могло
быть при тогдашнем несовершенном состоянии социальных наук;
впрочем, они, к сожалению, с тех пор ушли не очень далеко.
Это распространенный случай. Политические деятели, часто
сами того не сознавая, бывают движимы мотивами, которые не мо
гут точно выразить.
Аристотель также использовал эмпиризм и общие законы, но по
следние не очень соответствовали опыту, часто были воображаемы
ми, т. е. мало что прибавляли к его эмпирическим выводам.
Как правило, эмпиризм имеет под собой твердое фактическое об
основание, но его слабое место —это выводы, поскольку в своих вы
водах он молчаливо допускает, что будущее должно быть похожим
на прошлое, что справедливо лишь отчасти, а иногда неверно и сво
дится во многих случаях к простому указанию на возможность. Об
щие законы (единообразие) часто недостаточно подкрепляются
фактами, поскольку необходимое количество фактов трудно собрать
или к ним примешиваются метафизические, богословские (в общем,
вымышленные) аргументы, но этот способ делать заключения бо
лее основателен, ибо обычно (хотя и не всегда) он строго логичен.
Отсюда вытекает, что в поисках более высокой степени установле
ния вероятности эмпиризм постепенно уступает место методам, ос
нованным на научных законах, по мере того как они создают для себя
более прочный фундамент. Так происходило и происходит во всех ес
тественных науках, но не в социальных, поскольку представители по
следних думают не о получении экспериментально подтверждаемых
выводов, а о том, чтобы навязывать другим свои мнения, потакать
их чувствам и идти навстречу их интересам.
Обратимся к нескольким примерам прогнозирования.
Рассмотрение экономического равновесия, основанное на опыт
ной науке и синтезе, создает довольно прочную почву под ногами.
170
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
Перед войной существовало определенное равновесие, предпола
гавшее известную продолжительность рабочего дня и уровень зара
ботной платы (рассчитанный в товарах). После войны была постав
лена цель добиться нового равновесия на основе сокращенного ра
бочего дня и более высокой реальной заработной платы; другими
словами, более выгодного для трудящихся. Достижима ли эта цель?
Следует заметить, что здесь речь идет о действительном, а не фор
мальном равновесии. Например, те, кто хочет, чтобы заработная пла
та определялась на основании стоимости потребительских товаров
и эта стоимость оставалась неизменной, желают, собственно, сохра
нить существующий дисбаланс, который отчасти был вызван разладом
на потребительском рынке. Рост цен происходит не только вследствие
повышения себестоимости, но и в силу увеличения спроса, к которому
приводит рост заработной платы и окладов. При равновесном состоя
нии цена устанавливается на уровне соответствия спроса и предложе
ния. Нельзя учитывать только первый фактор и забывать о втором.
Если утверждать, что рабочие никогда не согласятся вернуться
к экономическому положению, в котором они находились до вой
ны, это значит, что невозможно будет вернуться и к равновесию, со
ответствовавшему этому положению. Создастся, таким образом, но
вое положение. Остается выяснить, сохранится оно или нет; этот во
прос важнее всех прочих этических и метафизических соображений.
Война расточила множество богатств, но расточение продолжает
ся и после войны в форме расходов, затрачиваемых на бесполезные
для производства цели. Очевидно, что при новом равновесном поло
жении это расточительство должно быть каким-то образом покрыто,
это может быть сделано только за счет труда и потребления—как пря
мого, так и непрямого, т. е. за счет снижения капитализации.
Если бы общество было однородным, тяготы ложились бы на всех,
но в расслоенном обществе они ложатся на одну его часть, а другая
его часть получает выгоду, при условии что первая часть обеспечит
не только возмещение истраченных богатств, но и благосостояние
второй. Это возможно и действительно бывало в случае, если от мно
гого отделяется малое; и невозможно, если из малого хотят получить
много. Так римские триумвиры платили своим солдатам, так поступа
ли многочисленные монархи, главы правительств, таким способом
русский большевизм с успехом содержит свою армию. Но это невоз
можно, если огромную сумму, необходимую для увеличения потреб
ления большей части населения, хотят получить из сравнительно го
раздо меньшей суммы богатств, принадлежащих имущим и зажиточ
ным классам. Поэтому с большой вероятностью можно утверждать,
171
ВИЛЬФРЕДО ΠΑΡΕΤΟ
что усилия наших правительств, подстрекаемых общественно-поли
тическими нуждами, останутся безрезультатными.
До сих пор факты полностью подтверждали этот прогноз 14 .
Можно привести еще один пример, весьма вероятный. Вся исто
рия человечества показывает, что там, где не срабатывает сила, по
могают хитрость и обман. Правительствам приходится лавировать
между двумя крайностями. С одной стороны, они не могут удовлетво
рить все требования населения и выполнить свои обещания, сделан
ные ради продолжения войны; с другой стороны, им не хватает сил,
чтобы заставить население отказаться от этих притязаний и поме
шать ему возмутиться против того, чтобы «посул был длиннее дел»15.
Остается лишь делать вид, что ты даешь то, чего на самом деле не мо
жешь дать; прибегать к паллиативам, которые снимают внешние
симптомы, но не лечат саму болезнь, или произносить пустые речи,
скрывающие правду, которую не могут или не