17
Для математиков мы можем сказать, что это инварианты различных функций,
выражаемых этими проявлениями.
175
ВИЛЬФРЕДО ΠΑΡΕΤΟ
так мало изменяют вид кривой доходов. Общий характер не вызыва
ет сомнений, в этом можно убедиться без всякой статистики, видя,
что в любой отрасли науки, искусства, полезной или преступной дея
тельности и т.д. занято множество малоспособных людей, немного
способных и очень мало выдающихся. Если расположить их по уров
ню способностей, то мы получим не пирамиду с пологими ребрами,
а пик с острой верхушкой.
Во всех странах, включая Россию, ныне облагодетельствованную
божественным пролетариатом, правит узкое меньшинство, ино
гда успешно, иногда кое-как, очень часто плохо и очень плохо. Пре
красно сказал Джустино Фортунато 1819 : «Для таких слабых и бедных
стран, как наша, характерно положение вещей, при котором подав
ляющее большинство населения вынуждено не только зарабатывать
на жизнь, но и выбиваться из сил, чтобы содержать паразитическое
меньшинство, на словах служащее народу, а на деле только форми
рующее привилегированный господствующий класс». Впрочем, это
в той или иной степени справедливо по отношению ко всем странам
и всем эпохам.
Следует добавить два замечания. Во-первых, форма пика сохраня
ет стабильность и при всех возмущениях тяготеет к самовосстанов
лению. Надо иметь это в виду, чтобы предвидеть, что большевизм
в России придет к тому же распределению доходов, которое сущест
вовало при царском режиме; доходы уменьшились, но пропорции
сохранились.
Во-вторых, внутри упомянутого пика происходит постоянное дви
жение, в котором смешиваются разные слои; в частности, осущест
вляется круговорот элит.
С течением времени высшие классы интенсивно утрачивают ак
тивные элементы, вдохновляющиеся почти религиозным чувством,
но эти утраты компенсируются возвышением низших классов.
Малле дю Пан так описывает Париж эпохи Директории: «(р. 127)
роялисты, люди вандемьера, собственники, умеренные усвоили са
мый простой стиль поведения, заключающийся в полном игнори
ровании настоящего, будущего и даже прошлого. Их не смущает не
справедливость, лишь бы она сулила им какие-то выгоды; их не пуга
ет никакая тирания, при условии что они смогут жить по-прежнему,
18
Писатель и политик с юга Италии (1848-1932), научная и парламентская дея
тельность которого была сконцентрирована вокруг так называемого южного
вопроса. — Прим. итал. ред.
19
Fortunato G. Dopo la Guerra sovvertitrice. Bari, 1921.
176
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
болтать и ходить в Оперу20. Как и повсюду в Европе, в Париже неко
торое присутствие духа сохранилось только в народе».
Эти соображения, подробно изложенные в «Социологии», вос
производятся здесь лишь в той малой степени, в которой это необ
ходимо для данной статьи.
Познакомившись с упомянутыми общими законами, мы можем
объяснять многочисленные факты истории и с большой долей веро
ятности предвидеть многие другие.
Следует заметить, что обычно люди предпочитают идти по дру
гому пути. Общие законы, которые применяются, иногда заимству
ются из области метафизики или теологии; в этом случае они мало
или никак не способствуют успеху прогнозов, причем эта малость
связана с тем, что они худо-бедно в какой-то мере отражают реаль
ный опыт. Иногда они хотя бы внешне опираются на опыт и сраба
тывают, когда внешность совпадает с опытом; иногда это чисто экс
периментальные законы, но и они не обеспечивают высокой степе
ни вероятности. Требуется, чтобы они еще были синтетичными, т. е.
отражали синтетичность реальных явлений.
Часто общие законы лишь подразумеваются, этот случай наиболее
коварен и опасен, ибо к ним прибегают без раздумий, без тщательно
го соотнесения их с действительностью.
Мы отмечали предвидение Малле дю Пана, которое сбылось;
у него немало и других подобных, но есть много и таких, которые
не оправдались. Как правило, первые основываются на опыте, а вто
рые—на чувствах или моральных оценках. Например, и августа 1796 г.
он писал 21 : «Бонапарт, эта марионетка с растрепанными волосами,
это отродье Мандрена 22 , которое парламентские краснобаи называ
ют юным героем и победителем Италии, скоро заплатит за свои пло-
20
Он часто возвращается к этой теме. 23 августа 1795 г- о н писал: «Лохмотья нище
ты, отчаянье голодных, оргии разврата, беззастенчивая роскошь выскочек,
их жен, их куртизанок, толпы зрителей на представлениях, толпы у дверей
пекарен, толпы везде, где царит ажиотаж и бесчисленные посредники пред
лагают ассигнации, мебель, съестное и прочие товары, — таков причудли
вый портрет столицы». Все это не новость в истории; сегодня такую картину
можно наблюдать в Вене и других столицах; с большой вероятностью следует
ожидать, что она будет повторяться всякий раз, когда будут складываться усло
вия, подобные прежним.
21
Correspondance inédite de Mallet du Pan. T. II.
22
Луи Мандрен (i7 2 5 _1 755) ~~ знаменитый французский разбойник и контрабан
дист, популярный в народе. — Прим. перев.
177
В И Л Ь Ф Р Е Д О ΠΑΡΕΤΟ
щадные успехи, за свое беспутство, свои махинации, свои репрессии
и свои дерзкие выпады».
Трудно найти пример менее удачного прогноза. Безусловно, он от
части вытекает из молчаливого предположения о том, что великий
полководец и великий политический деятель обязательно должен
быть достойным и благонравным человеком. Было бы очень неплохо,
если бы так и было, но, к сожалению, история полностью опроверга
ет это предположение. Однако оно сквозит в большей или меньшей
степени в суждениях Тэна о Революции и, по правде говоря, у мно
жества историков, философов и социологов; оно также в большин
стве случаев лежит в основе глупых обвинений в адрес Макиавелли.
Предположение, делающее ущербными массу рассуждений, за
ключается в том, что люди руководствуются исключительно разу
мом; автор строит прогнозы о том, что они должны были бы делать,
а не о том, что они будут делать в реальности. Бытует и другое мне
ние, заключающееся в том, что люди больше заинтересованы в пре
следовании общего блага, чем своих корыстных интересов. Отсюда
возникают многочисленные теории, такие как изложенная в «Госу
дарстве» Платона, всевозможные «Утопии», «Общественный дого
вор» Руссо, утилитарная нравственность Бентама, «Нравственность
интереса» Новикова 23 и тому подобные фантазии.
Излишне говорить, что прогнозы, основывающиеся преимущест
венно на таких принципах, не имеют почти никакого веса, но если
эти соображения для них вторичны и дополняются эксперименталь
ными данными, тогда они могут располагать большей или меньшей
степенью вероятности.
Адам Смит в знаменитом трактате намеревается разъяснить на
роду—как добиться изобилия экономических благ, и правителю —
как получить доходы, обеспечивающие нужды государства. Его уче
ние было принято английскими политиками весьма благосклонно,
ибо оно действительно согласовывалось с существующими чувства
ми и интересами; ученые других стран охотно разделили его благо
даря наличию в нем опытных доказательств и доводов, апеллирую
щих к чувствам. Можно было ожидать, что постепенно, по мере того
как это учение будет усвоено и усовершенствовано, оно станет управ
лять всем миром.
23
Я.А.Новиков (1850-1912) — русский социолог. Его работа, опубликованная
на французском языке в 1912 г. — «Нравственность и интерес в индивидуаль
ных и международных отношениях». (La Morale et l’Intérêt dans les Rapports
individuals et internationaux). — Прим. перев.
178
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
Тем не менее в начале XX в. в самой Англии эти идеи оказались
в пренебрежении, и сегодня, в igsi 24 г., через 145 л е т после публика
ции трактата Смита в 1776 г., они находятся в полном забвении. Это
относится ко всем странам, где со второй половины XIX в. стали про
являться противоположные тенденции. Почему же первоначальные
прогнозы оказались столь ошибочными?
Дело не в том, что предложения Смита были опровергнуты на
опыте; напротив, с учетом изменений и усовершенствований, кото
рые со временем проводятся во всех опытных науках, они были пол
ностью подтверждены в своих частностях, но чувства и интересы, ко
торые определяли первоначальный успех этого учения, изменились,
а прогнозы этого не учитывали.
С чисто логической точки зрения, это частный случай категории
ошибок, о которой мы уже говорили в целом, а именно молчаливого
предположения, что люди руководствуются разумом и стремятся ис
ключительно к общему благу.
Эта ошибка лучше заметна при чтении Ж.-Б.Сэя. Описав несча
стья, которые до тех пор терзали общество, он прогнозирует наступ
ление гораздо более радужного будущего25. «Однако с того момента,
как сформируется убеждение, что государство может расти и процве
тать не за чужой счет и что средства, обеспечивающие его сущест
вование и процветание, могут быть получены из всех наличных ис
точников; с того момента, как будут продемонстрированы средства
этого получения и доказано, что успехи одного народа не должны
вредить успехам другого, а напротив, должны им способствовать,
с этого момента нации смогут получить доступ к самым обильным,
наименее опасным, надежным средствам существования; и каждый
индивид, вместо того чтобы кряхтеть под бременем общественных
бедствий, воспользуется свой долей общественного богатства… Вме
сто того чтобы строить процветание общества на использовании
грубой силы, политическая экономия представит ему в качестве фун
дамента правильно понятый интерес человечества».
Сегодня, по окончании мировой войны, это звучит как пародия.
Пресловутая теория торгового баланса была блестяще опро
вергнута Адамом Смитом, его доказательства были в дальнейшем
подтверждены и дополнены многочисленными исследованиями;
тем не менее и сегодня эта теория разделяется экономистами (?),
24
В т е к с т е явная опечатка: 1821. — Прим. перев.
25
C o u r s c o m p l e t d ‘ E c o n o m i e p o l i t i q u e p r a t i q u e . B r u x e l l e s , 1844. R i o . П е р в о е изда
н и е в ы ш л о в 1803 г.