199
В И Л Ь Ф Р Е Д О ΠΑΡΕΤΟ
Диктатору очень сложно пользоваться властью одновремен
но с твердостью и умеренностью, избегать проявлений как слабо
сти, так и экстремизма. Октавиан Август основал вековую империю
благодаря неустанному соблюдению этих правил, Наполеон III по
терпел крах из-за того, что пренебрегал ими, особенно во внешней
политике.
Диктатура, установившаяся в результате революции, начинает
с чистого листа, но затем сталкивается с массой трудностей. Вра
ждебные силы, на время подавленные и вынужденные молчать, сно
ва оживают и подают голос, угрожая власти. В Италии можно заме
тить пока еще слабые признаки такого движения.
Одна из проблем, плохо поддающихся решению, —это проблема
свободы. Для установления диктатуры необходимо резко сузить сво
боду, но чтобы обеспечить режиму долговечность, требуется отча
сти восстановить ее. Трудно отличить опасного противника от без
обидного противника. Но к ним следует относиться по-разному: та
кова цена спасения.
Муссолини привнес во внешнюю политику большую долю уме
ренности. Можно было опасаться, что для начала он перевернет все
вверх дном, однако он сумел отделить возможное от невозможного
и в дальнейшем действовать, не отдаляясь от реальности.
О внутренней политике пока трудно судить с определенностью.
Можно сказать только, что положено хорошее начало, сулящее ус
пехи в будущем. Но на этом пути много подводных камней. Рано
или поздно придется забыть о временных мерах и приступить к ре
шению тяжелейших основополагающих проблем, а это потребует ти
танических усилий мысли.
Вот одна из главнейших опасностей, угрожающих новому режиму
и новому порядку в целом 4 .
4
Парето делился со своим другом Панталеони: «В Италии намечаются пока
еще слабые признаки того, что нас ждет не такое радужное будущее, как можно
было рассчитывать. Применение силы таит в себе опасность злоупотребле
ний. Правильное применение нацелено на важные и необходимые вещи,
злоупотребление выходит за эти рамки. Особенно грубой ошибкой было бы
запрещение выражать свои мысли, хотя бы и пристрастные! Достаточно вспо
мнить правление Наполеона III и ему подобные». — Прим. ипгал. ред.
СВОБОДА 1
Термин «свобода» принадлежит к числу наименее определенных
в ряду расплывчатых понятий, которые употребляются в повседнев
ном языке для обозначения проблем, связанных с устройством обще
ства, поэтому оно очень популярно и каждый понимает его по-сво
ему. Требуя или отрицая свободу, он требует или отрицает при этом
то, что ему нравится или не нравится.
Как я уже отмечал в другом месте («Социология», § 1554)» «история
использования термина „свобода» довольно комична. Во многих слу
чаях он означает прямо противоположное тому, что выражал пятьде
сят лет назад, но рождает все те же чувства, т. е. указывает на благо
приятное для слушателя положение вещей… Полвека назад в Англии
1
Gerarchia. 1923· luglio. Р. ιθ59 _ 1 °63· ^ связи с этой статьей приводим следующее
неопубликованное письмо:
«Иерархия
Ежемесячный журнал
Редакция, Милан, 15мая 1923 г.
Многоуважаемый маэстро,
я находился в Тунисе, куда я сопровождал в качестве секретаря свою мать,
и по возвращении нашел Вашу открытку, а поскольку мама еще отсутствует,
я позволил себе ответить Вам как секретарь редакции «Иерархии».
Вы знаете, как мы горды числить Вас в рядах своих наиболее предан
ных сотрудников и с какой радостью встречаем вместе со всеми читателями
«Иерархии» каждую Вашу статью. Поэтому я, с Вашего разрешения, ловлю Вас
на слове и прошу Вас прислать нам статью «Свобода», о которой Вы упоминае
те и которая так актуальна сегодня.
Чтобы опубликовать ее в 6 (июньском) номере журнала, необходимо, чтобы
она пришла не позднее 25-28 числа текущего месяца. Надеюсь, что Вы пойдете
нам навстречу и мы сможем опубликовать Вашу статью в ближайшем выпуске.
Не забывайте об «Иерархии», многоуважаемый сенатор, и продолжайте
сотрудничать с нами.
Примите мою благодарность и сердечный привет. Ваш Амедео Сарфат-
ти». — Прим. итпал. ред.
201
ВИЛЬФРЕДО ΠΑΡΕΤΟ
называли либеральной ту партию, которая стремилась максимально
ослабить все ограничения способности индивида располагать своей
личностью и своим имуществом. Сегодня либеральной партией на
зывают такую, которая стремится усилить эти ограничения». Далее
следуют другие примеры, к которым мы можем теперь присоединить
пример из истории Италии. Во времена Кавура так называемая либе
ральная партия требовала соблюдения свободы располагать своим
имуществом, затем она стала ее все больше ограничивать, допуская
захват земли и фабрик, а также множество других демагогических
бесчинств в lgic)»1*)20 гг > о чем теперь в сенате справедливо напо
мнил президент Совета [министров] 2 .
На это можно возразить, что если многие либералы одобряли
происходящее, то другие молча осуждали его, а то и —какая отва
га! —дерзали порицать робкими речами. Но в реальности убеждения,
не воплощенные в действительность, повисают в воздухе, становят
ся бесполезными. На память приходят стихи Джусти:
Представь, что четверо колотят меня
А двести зевак громко стонут в ответ,
Но стоят поодаль, не спеша сюда.
Теперь что делать, дай мне совет,
Когда четверо бешеных делают «да»,
А двести болванов говорят «нет».
Однако «четырем бешеным» î g i ç — ^ 2 0 ΓΓ· противостоят не двести ли
бералов, а другие бешеные, сначала организовавшие карательные
экспедиции, затем «марш на Рим», готовые к борьбе, если вернутся
дни î g i g — ^ 2 0 ΓΓ· Почему первых следует считать либералами, а вто
рых антилибералами? Непонятно. Конечно, верные сторонники при
шествия пролетариата могут назвать первую партию полезной, а вто
рую опасной; но тут мы выходим за пределы либеральной догматики
и вступаем в область общественной пользы, о чем теперь и поговорим.
Путаницу, которая существует вокруг термина «свобода» (libertà),
умножают производные от него—«либерализм», «свобода торговли»,
«либеральная партия» (в противовес реакционной), «либеральный
прогресс» и т.д.
Прения по этому поводу будут сотрясанием воздуха, так что если
мы хотим ясности, то необходимо заменить эти расплывчатые тер
мины более точными или хотя бы менее неопределенными.
2
Муссолини. — Прим. перев.
202
СВОБОДА
В «Социологии» я отмечал и повторю теперь, что слово свобода
имеет «определенный смысл, означающий способность что-то де
лать или не делать и относящийся к двум вещам — к способностям
данного индивида и к способностям других индивидов, отличающих
ся от него. Эти две свободы часто противостоят друг другу, поэтому
защищая одну, мы нарушаем другую».
Аналогичным образом на протяжении 1919-1020 гг. свобода озна
чала запрет на фашистское сопротивление власти красных, но те
перь все наоборот: свобода требует допустить фанатичную оппози
цию красных власти фашистов. Здесь проявляется хорошо известное
свойство логики чувств, которая, вопреки обычной логике, допуска
ет сосуществование двух противоречащих друг другу положений.
Простая замена мифологического термина «свобода» опытным
понятием «способность сделать» позволяет освободить его от дог
матических наслоений и понять, что общественная польза способ
ности что-то сделать вытекает из массы обстоятельств, поэтому сле
дует поставить на место абсолютного относительное.
Так отчасти и приходится поступать всегда, ибо реальность в кон
це концов вносит свои более или менее существенные поправки в су
ждения, основанные на вере и метафизике. Политические свобо
ды были постепенно отделены от гражданских, от свободы мысли
и т. д. Теперь можно двинуться дальше и попытаться ввести в данном
случае, затрагивающем конкретные проблемы, количественные па
раметры взамен качественных. Бесполезно, например, задавать во
прос, нужна или не нужна свобода мысли, следует понять, в чем ее
преимущества и в чем недостатки.
Так, почти во все времена и почти у всех народов существовало
понимание того, что исключительным обстоятельствам соответству
ют исключительные правила разрешенного и дозируемого—свободы
и запретов; число примеров подобных ситуаций безмерно —от дик
татуры у древних римлян до чрезвычайного положения современно
сти. Достаточно поверхностного взгляда, чтобы увидеть, как от край
ней свободы переходят к запретам или принуждению; здесь речь
идет уже не о качественном суждении, а о количественной теореме,
о пределе, у которого следует остановиться.
Переходя от общего к частному, следует установить, не слиш
ком ли затянулась диктатура фашизма и должен ли он за нее цеплять
ся; нужно ли ему подражать Керенскому и подготовить почву для бу
дущего Ленина; сулит ли то, что он запрещает или навязывает, боль
ше выгод или потерь. Этот вопрос, с точки зрения приверженцев
экспериментального метода, может быть решен только с помощью